Учимся быть счастливыми!
Мне, однако, приятно, что я могу плакать!
Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы, ночь, проведенная без сна, две минуты против дула пистолета и пустой желудок. Печорин Герой нашего времени
Михаила Лермонтова
Мы продолжаем нашу новую рубрику, которую веду я, Наталья Мартыненко, и я не психолог.
Вторую составляющую счастья – самоценность мы разобрали в прошлой статье. Сегодня мы поговорим об эмоциях. Понимание и принятие своих эмоций – одна из ключевых составляющих самоценности. Мы с вами разберёмся, что такое эмоции, зачем они нужны и какие бывают, поучимся их принимать. Поехали!
Путешествие в страну чувств
Для чего нам нужны эмоции? С ними столько проблем, они не всегда позитивные, порой даже мешают жить. Так не лучше ли подавлять их? Возможно, подобно Каю из сказки «Снежная королева», гораздо лучше складывать из льдинок слово «вечность». Это и будет спокойное счастье?
Эмоции делают нас живыми, естественными, спонтанными и адаптивными в большом переменчивом мире. Каждая эмоция несёт послание владельцу, требует быть прожитой и отпущенной, как птица в небо. Эмоциям необходим «воздух».
Исследованию эмоциональной жизни человека посвящено достаточно трудов, и подходы к классификации эмоций различны.
Мы рассмотрим самую распространённую модель, в которой выделяют четыре базовые эмоции, внутри каждой из них существует определённое количество оттенков. Этой модели придерживается российский практикующий психолог, телесно-ориентированный и гештальт-терапевт Анна Друзьякова.
Кто-то может сказать, что в базовых эмоциях числятся три «плохие» и только одна «хорошая» эмоция. На самом деле это не так. Не бывает хороших или плохих, правильных или неправильных эмоций. Каждая из них выполняет свои функции и может быть как полезной, так и не очень. Все зависит от ситуации.
Внутри каждой эмоции есть градация по степени выраженности переживания. Радость может варьироваться от лёгкого воодушевления до экстаза, злость – от малозаметного раздражения до слепой ярости. Грусть может выражаться в виде досады, а может вырасти до безграничного горя. Страх тоже имеет различные оттенки, от временной растерянности до панического ужаса. Базовые эмоции, смешиваясь, рождают новые «сложносочинённые» чувства.
Каждая эмоция имеет свой смысл, несёт послание владельцу.
Эволюция жизни на Земле сформировала в нас возможность эмоционального реагирования на окружающий мир. За эмоции отвечает лимбическая система, которая анатомически соединяет спинной мозг с головным мозгом и его корой, где локализованы высшие психические функции. Лимбическая система – это мозг млекопитающего. Мозг человека можно условно разделить на «три мозга»: рептильный, мозг млекопитающего и большие полушария.
Страх
Страх предупреждает об опасности. Это очень сильная и жизненно важная эмоция на уровне рептильного мозга – более раннего, чем животный, лимбический мозг. Своевременная реакция на опасность и возможность её различить – залог выживания. На уровне рептильного мозга речи об оттенках страха нет, есть только инстинкт выживания и страх уничтожения. Разные оттенки и функции страха развиваются на уровне лимбической системы.
Страх предостерегает от необдуманных действий, помогает сохранять стабильность, предупреждает о выходе на «неизвестную территорию», где нужно быть бдительным. Порой страх способен осложнять жизнь, если становится патологическим. Но его ключевое назначение – помочь сохранить свою жизнь и жизнь близких, обеспечить безопасность и ресурсы для выживания. Абсолютное бесстрашие на постоянной основе поставляет лауреатов премии Дарвина.
Следующая функция страха – мобилизующая. Испуг способствует выделению адреналина, норадреналина, кортизола. Организм приходит в полную боевую готовность, становится временно способен действовать быстро, решительно, на износ. Чтобы быстрее сориентироваться в ситуации, оценить риски, принять решение и скорее действовать, чтобы выжить.
Важно не глушить свой страх, а уметь распознать, что эта эмоция пытается донести. Следует уделить зашифрованному «посланию» максимальное внимание, понять суть, разобраться с актуальной ситуацией, а не игнорировать её. И тогда страх начнёт утихать, а то и вовсе исчезнет.
Злость
Известно, что у нас, как и у животных, есть три природные реакции на стресс – «бей!», «беги!» или «замри!».
Реакция «бей!» обусловлена злостью. Она сигнализирует, что наши границы нарушены, мы делаем что-то против воли. Злость может быть реакцией на скрытую манипуляцию или необузданной вспышкой в стремлении защитить себя.
Пожалуй, это самая противоречивая в своих оценках базовая эмоция. Естественная злость в нашей культуре подавляется в человеке с раннего детства. Это социально не одобряемая эмоция. Нам говорят: «Злиться – плохо».
Однако злость как базовая эмоция – абсолютно естественная, здоровая и неотъемлемая часть психической жизни. Оттого, что человек принял решение не злиться, злость не исчезает, она копится и выстреливает неожиданными последствиями.
Безусловно, тренинги управления гневом очень важны. В своей разрушительной ипостаси злость способна, как пожар, выжечь все на своём пути. Но этим суть злости не исчерпывается. Она несёт мощный жизнеутверждающий, конструктивный импульс. С точки зрения гештальт-терапии агрессия – это активное воздействие на мир ради удовлетворения потребности.
К примеру, вас заинтересовала эта рубрика и вы пришли в магазин, чтобы купить газету – это, выражаясь в терминах гештальта, акт агрессии, вы что-то сделали с внешним миром, чтобы удовлетворить потребность. В этом смысле ваша здоровая агрессия была нужна вам, чтобы добыть наш еженедельник из внешнего мира ради удовлетворения своего интереса.
Также здоровая, адекватная агрессия нужна, чтобы разрешать конфликты, договариваться. Выход на диалог с собеседником и прояснение интересов – это всегда некоторый вызов, но он целителен по сути. Такая злость нужна для укрепления отношений, создания атмосферы доверия и надёжности, в этом положительный исход конфликта. Конфликт – это точка роста.
Из-за неумения использовать свою природную злость во благо, человек избегает любого её проявления. И страдает, претерпевая неудобные отношения и ситуации. Зачастую бывает так, что не управляющий своей злостью человек взрывается в крайней точке кипения и тогда разрушает все вокруг. Вот здесь и приобретает ключевое значение управление гневом. Управление. Не подавление.
Когда мы отрицаем позитивные функции злости, мы лишаем себя значительной части творческой силы, спонтанности и возможности раскрывать своё «Я». Человеку, лишённому здоровой агрессии, сложно как создавать что-то новое, так и извлекать пользу из жизненных ситуаций.
Читайте в следующей статье
В следующей статье мы закончим тему эмоций, разберём функции печали и радости. Я поделюсь техникой управления эмоциями по модели «спящий ёж»
На этом в этой статье у меня все. Не вешайте нос и помните, с вами все в порядке!
Наталья Мартыненко
Фото из открытых источников