Необязательное предисловие.
Недавно я опубликовал статью «Финляндия. Едем учиться в университет.» Рассказывала она о выборе места учебы и поступлении дочери в Университет прикладных наук г. Лахти в 2014-2015 годах. Cам я ее воспринимал, как воспоминание о далеких и безвозвратно ушедших временах. Ну, вроде того, как: «А вот помню до революции, при царе Николае Александровиче…». Но неожиданно статья вызвала довольно большой интерес. Во всяком случае, быстро набрала просмотров больше, чем мой рассказ про поездку в Канельяно, где мы знакомились с производством Просекко. Хотя, согласитесь, по нынешним временам желание и возможность выпить Просекко является гораздо более понятным и доступным, чем отправиться на учебу в Финляндию.
У некоторого количества читателей мои воспоминания и суждения об обучении в Финляндии по специальности «Международный бизнес» вызвали резко отрицательную реакцию. Вот основные тезисы:
1) Уровень образования в Финляндии исторически весьма низкий. Потому как у нации крестьян качественному образованию неоткуда взяться. Это касается в том числе и бизнес-образования. «Любой поляк на рынке в Кошице лучше профессора из Хельсинки». Ну а с российским финское образование вообще нечего сравнивать. Потому как финны ни ракеты в космос не запускают, ни атомные электростанции не строят.
2) Вообще, учиться по программе «Международный бизнес» – это пустая трата времени. Вот то ли дело естественно-научное, инженерно-техническое или военное образование.
3) Что вообще говорить о Финляндии и ее образовании после того, как страна вступила в НАТО. Ее бесславный конец – это только вопрос времени.
4) Автор занимается рекламой и пропагандой финских учебных заведений.
Ну что тут сказать в свое оправдание в отношении последнего тезиса. Рекламировать учебу в Финляндии после закрытия границы – это примерно, как процесс посадки алюминиевых огурцов на брезентовом поле. "Игра не стоит свеч, а результат труда." Но пропаганда - дело другое. Особенно в отношении страны, вступившей в НАТО. Тут не коммерческий интерес, а дело другим пахнет. Но в отношении этого обвинения у меня есть несколько смягчающих обстоятельств. Во-первых, описываемые события относятся к периоду до вступления Финляндии в НАТО. Во-вторых, бывает так, что и в странах НАТО есть некоторые достижения. За которыми даже разведчики охотятся. А почему простые граждане не могут что-нибудь такое полезное разведать и сообщить об этом? Может, конечно, не все сведения полезными окажутся, но тут уж извините. Не все горы из алмазов состоят. Приходится что-то и в отвал пускать. Ну и, в-третьих. Я вот некоторое время назад написал статью «Осторожно двери закрываются. Следующая остановка – Венеция». Опубликовал ее на одном туристическом сайте. Посыпались комментарии, что статья эта есть соединение Соловьева и Киселева в одном флаконе. Статью модератор удалил. По совету одной читательницы я разместил ее на Форуме Винского, который, по ее мнению, отличется большей толерантностью. Первый комментарий одного из старожилов был примерно такой: «Что здесь делает этот пропагандон?». Следом и статью удалили, и меня навечно заблокировали. Я тогда подрасстроился, а теперь вот даже обрадовался. И когда меня будут судить за измену Родине, я предъявлю эту статью в качестве доказательства своей правильной политической ориентации. Ну или, хотя бы, как смягчающее обстоятельство. Кстати, именно после этих удалений я и начал вести канал в Дзене. Так что желающие могут ее прочитать и убедиться в моей полной политической благонадежности.
Но, тем не менее, дабы как-то учесть мнение читателей, я решил продолжить тему образования за рубежом (раз уж она вызвала интерес), но выбрать в данном случае а) страну с приличной историей, дабы нашим гражданам не зазорно было себя сравнивать с какими-то крестьянами-чухонцами б) не члена НАТО в) направление учебы не из области международного бла-бла-бла бизнеса, а что-нибудь серьезное.
Честно сказать, вариантов в данном случае у меня было немного, вернее, один. Так что я решил написать про Австрию. С историей образования у этой страны все в порядке. Венский университет был открыт в 1365 году, Московский - в 1755-ом. Правили Россией Романовы с 1613 года, Австрией Габсбурги с 1342 года. Да еще с 1438 года по-совместительству занимали престол Священной Римской империи. Так что австрийцы не какие-то там нищеброды без роду и племени. Ну и самое главное. В Австрии был принят конституционный закон, провозглашающий ее нейтральный статус, отказ от участия в военных блоках и размещение на своей территории военных баз иностранных государств. И образование, о котором пойдет речь, естественно-научное.
Часть 1. Чему вы хотите учиться? Где вы хотите учиться?
Это два вопроса, на которые надо ответить, когда вы выбираете университет. В свое время в отношении учебы в Финляндии я делал этот выбор на сайтах www.studyinfinland.fi, www.studyinfo.fi Мне тогда очень понравился их структурированный подход. Есть информация о системе образования, об университетах. Можно выбрать разные области обучения. Например, «Business, administration and law», «Natural science, mathematics and statistics», «Engineering, manufacturing and construction» и т.д. Дальше посмотреть конкретные специальности, в каких университетах, на каком языке доступны и т.д. Ну и дополнительная необходимая информация. Например, по процедуре поступления. Должен сказать, что даже просмотр наименований специальностей дает повод для размышления относительно вариантов учебных программ и будущего выбора профессии. Аналогичный подход реализован и на других образовательных ресурсах. Например, по Европе на https://education.ec.europa.eu/study-in-europe/countries , по всем университетам мира: https://www.bachelorstudies.com/ Впрочем, образовательных ресурсов сейчас великое множество, так что каждый, при желании, сможет найти необходимую информацию.
А теперь давайте немного поговорим относительно ответа на первый вопрос. Странное дело, но большинство моих знакомых и их детей не могут ответить на него до последнего года обучения. Ну или, например, родители высказывают суждения типа: «У него/нее склонность к гуманитарным наукам». Что, как правило, означает, что ребенок толком не знает ни физику, ни математику, ни химию. Но имеет хорошо подвешенный язык. Ну или типа: «Он увлекается IT», что означает, что сын зависает в компе. А в связи с чем он там зависает – это десятый вопрос. Ну и, исходя из этого, идет выбор предметов ЕГЭ, а дальше, соответственно, занятия с репетиторами по выбранным направлениям. При этом стоимость оплаты репетиторов обходится примерно, как год обучения в университете.
Но, как вы понимаете, за один год по некоторым предметам можно подготовиться, а вот, например, по химии, физике не натаскаешь. Можно, конечно, но у ребенка должны быть склонность, способности к изучению этих предметов. По факту же, к окончанию школы имеем следующую картину сдающих ЕГЭ по предметам (проценты от числа зарегистрировавшихся на сдачу ЕГЭ. Данные за 2022 год): русский язык 95%, математика (профиль) 46%, обществознание 45%, биология 19%, информатика 18%, физика 17%, история 16%, иностранный язык 15%, химия 13% ну и остались география с литературой. Что это означает? Что большинство выпускников пойдут на специальности с набором первых трех предметов: русский, математика, обществознание. Дальше заходим на сайт https://postupi.online/ и читаем, что при выборе этих трех предметов в России доступно поступление в 791 ВУЗ, в 246 городах, бюджетных мест 40 тыс, платных – 302,6 тыс. Ну а дальше совсем просто. Осталось примерить географию, амбиции и/или возможности родителей, которые будут эту учебу оплачивать.
Как вы могли заметить, российская стратегия выбора несколько отличается от той, что была в Финляндии. Хотя бы потому, что результаты ЕГЭ там никак не фигурировали, да и образование было бесплатным.
Впрочем, как я писал, уже во время обучения средней дочери в Финляндии образование там для россиян стало платным. Кроме того, к этому времени я начал работать в фармацевтической промышленности, и эта сфера показалась мне по разным причинам весьма интересной и перспективной. Так что, отвечая на вопрос: «Чему бы вы хотели учиться?» я выдвинул гипотезу, что это могла бы быть специальность, связанная с химико-биологическим профилем. Почему гипотезу? Потому что учиться предстояло не мне, а моей дочери, которой тогда было 13 лет, и пошла она в шестой класс.
Можно было бы задать ей, конечно, вопрос: «Скажи, моя радость, как ты относишься к химико-биологическому направлению и перспективе работы в фармацевтической отрасли?». Но, как вы понимаете, ответ на этот вопрос мог бы вызвать у ребенка некоторое затруднение. Поэтому был выбран простой способ – дать попробовать. И мы отправили дочь в химико-биологическую школу, которую она стала посещать, как дополнительное образование. Занятия, надо сказать, вели энтузиасты своих предметов. Так что проходили они увлекательно, сопровождались всякими исследовательскими работами, конференциями и т.д. В общем, дочь заинтересовалась биологией и спустя год смогла сказать, что ничего против биологического направления не имеет. Химия была уже в следующем году, но там произошла такая же история.
Параллельно нужно было задуматься над вопросом: «Где учиться?» В нашем случае он имел некоторую специфику. Поскольку ставился не в плане выбора между Москвой и Питером, или МГУ или СПХФУ, а между Россией и заграницей.
"Ну вот, опять он про эту заграницу",- скажите вы. И знаете, я в определенной степени соглашусь с вашими скептицизмом. Надо сказать, что к тому времени я и сам стал поглядывать на заграницу с опаской. Поскольку первая дочь после обучения в Финляндии вернулась в Россию, а вот вторая, вернувшись и поработав в России некоторое время, уехала на магистратуру в Италию и возвращаться совсем не собиралась. Аналогичная история произошла у моего близкого знакомого. У которого две дочери после обучения в Финляндии остались жить за границей. И он вынужден был завести себе еще одного ребенка, поклявшись, что за границу он его не отпустит. На эту тему, кстати, высказалась одна моя бывшая институтская одногруппница. Она сказала, что, когда встала речь о выборе института, родители однозначно сказали, что учиться она будет только в родном городе. «Не для того мы тебя рожали, чтобы ты куда-будь потом уехала, а мы в старости одни остались». Она этот подход, кстати, полностью разделяла и применила его и к своим детям. Хотя в ее случае речь шла об учебе в другом городе в России, а не за границей.
Впрочем, были и другие примеры. Когда у знакомых дети учились за границей, получали необходимые знания, расширяли границы своего мировосприятия и потом возвращались домой с пониманием полного преимущества российского образа жизни перед загнивающим Западом. Между прочим, напомню хрестоматийную историю того, как Петр I в Голландию ездил учиться корабельному делу. И не только корабельному. А потом и боярских детей отправлял за границу, дабы не считали, что через их собственный пуп проходит ось мира, вокруг которой все вращается. Или вот Екатерина Великая, которая не только училась в Германии, но и родиться там умудрилась. А между почим Крым, да и не только его, к России присоединила. Да что далеко ходить, вот наш президент в Германии, пусть даже Восточной, шесть лет во внешней разведке отслужил. А чем во внешней разведке занимаются? Правильно, секреты вражеских стран разведывают. И вот вам результат - и Россию с колен поднял, и вернул назад утраченные исконно российские земли.
Впрочем, я в то время не примерял лавры Екатерины Великой для своей дочери. Тем более, что Крым к тому времени уже и так вернулся в родную гавань. Мои размышления о положительных сторонах обучения за границей были ближе к изучению корабельного дела и получению навыков работы с топором при строительстве этих самых кораблей. Дело в том, что к этому времени я начал работать в фарме. И по долгу службы мне довелось взаимодействовать с немецкими и австрийскими компаниями. Поездить по этим компаниям, посмотреть предприятия, оборудование, технологии. В том числе, например, посетить Исследовательский центр фармацевтической инженерии в австрийском Граце, где вместе с коллегами был чрезвычайно впечатлен уровнем технического оснащения, а также тем, что рядом с высококвалифицированными профессионалами там работали студенты из университетов Граца. Причем, показывая некоторое уникальное оборудование, наш провожатый рассказывал, что на рынке его еще нет. Но компании-производители дают его на апробацию, дабы учесть предложения специалистов Центра по его совершенствованию и устранению каких-то недочетов.
Кроме всего прочего, во время таких поездок я еще и расспрашивал сотрудников компаний, недавних выпускников университетов, чему и как их учили. Между прочим, выяснилось, что многие из них заканчивали не какие-то престижные рейтинговый университеты, а уже известные мне университеты прикладных наук - Fachhochchule. Причем все они отмечали практическую ориентацию полученного образования и то, что во время обучения они плотно взаимодействовали с фарм.компаниями.
Напротив, беседуя с выпускниками даже ведущих российских университетов, готовящих специалистов по фармацевтике, я нередко выслушивал признание, что впервые они познакомились живьем с фарм. производством и промышленным фарм. оборудованием только уже устроившись на работу после окончания университета.
В общем, я решил пока отогнать мысли об одинокой старости и, на всякий случай, предложить дочери начать учить немецкий язык. Английский она уже учила с первого класса. Дочь не возражала. Тут еще сыграла свою роль, что в школе у них начала вести немецкий молодая учительница, чрезвычайно увлеченная своим предметом. Которая, кстати, несколько лет прожила в Германии, уехав туда с родителями, закончила там школу, вернулась в Россию, поступила и закончила педагогический институт, вышла здесь замуж и осталась жить. Вот вам и пример жизненого выбора.
В итоге, в список возможных мест обучения были включены Россия, Австрия и Германия. Без принятия на тот момент какого-то окончательного решения по стране обучения.
Часть 2. Образование в Австрии.
В Австрии, население которой составляет 9 млн. человек, действуют:
Из них 8 входят в QS World University Ranking. Для читателей, считающих, что данный рейтинг не отражает качество университетского образования, замечу, что каким-то образом в него все-таки попали 48 российских университета. Так что можем допустить, что не совсем уж он липовый.
Также сообщу, что удалось мне разведать одну важную информацию об австрийском высшем образовании, которую вполне можно было бы применить и в нашем Отечестве. Высшее образование в Австрии для ее граждан (как и граждан других стран ЕС) в государственных ВУЗах страны является бесплатным. Понимаю, конечно, Европа нам не указ, но напомню, что в СССР высшее образование, достижениями которого мы справедливо гордимся, также было бесплатным. Между прочим, как мне также удалось выведать, репетиторство в австрийской школе не носит повсеместного характера. При необходимости в чем-то дополнительно разобраться можно просто обратиться к учителю. Для этого в школе выделены "часы обращения". Но иногда перед финальными экзаменами к репетиторам обращаются. Обычно, как мне сказали, это математика и английский.
Для иностранных студентов не из стран ЕС стоимость обучения в год не превышает 1500 евро, в т.ч. и в самых престижных - Венском университете и Венском техническом университете. Согласитесь, весьма умеренная величина по сравнению с роосийскими ВУЗами. Но есть и меньше. Желающие могут ознакомиться: https://www.unipage.net/ru/universities_austria Полагаю, что в совокупности с качеством образования его разумная цена является причиной, по которой примерно 27% студентов в австрийских университетах - это иностранцы. Так что тоже можем взять эту информацию на заметку, дабы применить в нашей стране. Чтобы приезжающие к нам на учебу студенты могли убедиться в достижениях государства Российского не только в образовании, но и в различных сферах нашей жизни, а потом стать посланцами нашей доброй воли в своих странах.
В общем, с австрийской системой образования я более-менее разобрался, дальше надо было понять процедуру возможного поступления. Тут я наткнулся на сайт https://www.study-in-austria.ru/ , где весьма подробно была расписана процедура поступления в австрийские университеты с акцентом на преимущества учебы в Граце. Дабы избежать упреков в рекламе, сразу скажу, что ни услугами этой, ни какой-либо другой компании, предлагающей помощь по поступлению в Австрию, я не пользовался. И считаю, что поступить в австрийский университет вполне можно и без посредников. Сейчас ситуация, конечно, совсем другая. Тут и посредники в большинстве случаев ничем помочь не смогут.
Так вот, в общих чертах схема поступления для россиян выглядела так. С учетом того, что в Австрии, как и других европейских странах, 12-ти летнее образование, то нужно добрать один недостающий год. Самый распространенный способ - поступить на подготовительные курсы при университете в Австрии. Здесь будущему студенту назначат определенный набор предметов (зависит от специальности и уровня знания языка). По окончании нужно сдать выпускные экзамены и дальше можно подавать документы на зачисление. На большинство специальностей зачисление происходит без экзаменов. Исключение – некоторые популярные специальности: экономика, биология, медицина, психология, журналистика, архитектура. Впрочем, если количество заявок меньше количества мест – экзамены не проводятся. Зачисляют всех. На тот момент стоимость обучения на подготовительных курсах составляла 300 евро за семестр.
В общем, Австрия была оставлена в списке стран потенциальной учебы. Но, опять же, отвечать на вопрос: «Где бы вы хотели учиться?» должен был сам ребенок. И было решено, что дочь съездит в языковой лагерь в Австрию, дабы самой составить представление об этой стране ну и, конечно, улучшить знания языка.
Часть 3. Учим немецкий в Вене.
Для поездки был выбран языковой лагерь Actilingua в Вене. Первоначально хотели поехать на курсы DIG в Граце, но смутили некоторые условия. Во-первых длинный список обязанностей родителей и ребенка. Во-вторых, что и стало главным стоп-фактором, наличие в договоре такой фразы: "Настоящим разрешаем сотрудникам DIG организовывать лечение, включая госпитализацию и / или хирургические вмешательства, и дать согласие на такое, а также на вступление в финансовые обязательства, связанные с этим, в той мере, как DIG решит, что это необходимо для вышеупомянутого участника курса...». В общем, получалось, что ребенку могут что-нибудь взять и отрезать, не ставя вас в известность, а потом еще и счет на оплату выставить. В Actilingua таких условий не было. Перечень обязанностей был короткий и разумный: не пить, не употреблять наркотики, не курить (если вам меньше 16 лет), возместить стоимость испорченного имущества и т.п. Медицинское вмешательство предусматривало информирование родителей. И, кроме всего прочего, родитель мог дать или не давать ребенку разрешение покидать лагерь самостоятельно и при этом определить время, до которого это разрешается делать (18.00, 21.00, 22.00).
Контактировали представители лагеря оперативно, на все вопросы отвечали содержательно и доброжелательно, отзывы о лагере были хорошие, так что мы решили остановится на этом варианте.
Поскольку лагерь мы выбирали напрямую, не через какую-то российскую компанию, то было несколько вариантов доставки: ребенок летит один и передается сотрудником авиакомпании встречающему; ребенок прилетает самостоятельно, его встречает на выходе водитель и отвозит в лагерь; ребенка привозит кто-то из родителей. Надо сказать, что дочери на тот момент только-только исполнилось 14 лет. Так что было решено, что отвезу я ее в Вену сам, а потом прилетим и заберем с женой, заодно устроив себе небольшое путешествие. Надо сказать, что происходило это в те далекие времена, когда можно было запросто сесть в Москве на самолет и через 3 часа оказаться в Вене, заплатив за билет весьма умеренные деньги.
И вот мы в Вене. Заселение в лагере в воскресенье. Мы прилетели в субботу. Поселились в отеле рядом с центральным вокзалом, дошли до лагеря (он расположен от него минутах в 15 ходьбы) и отправились погулять в расположенный рядом Бельведер. Полюбовались парком, неброской красотой растений в Альпийском саду, прошлись по залам дворца.
Потом была прогулка по центру города, венский шницель и вечер завершился посещением концерта с исполнением «Реквиема Моцарта» в соборе святого Стефана. Согласитесь, неплохая программа для неполного дня.
Утром мы отправились в лагерь. Оформление и поселение прошло быстро. Здание школы, комнаты, территория оставили вполне хорошее впечатление. Столь же хорошее впечатление осталось от общения с вожатыми.
В общем, я сдал ребенка и с легким сердцем отправился в аэропорт. И тут случился казус. Смотрю расписание. Поезд в аэропорт идет с такой-то платформы в такое-то время. Поднимаюсь на платформу. Там полно народа с чемоданами. Ну, понятно, думаю, все едут в аэропорт. На табло горит соответствующая надпись. В назначенное время подходит поезд. Народ плотно загружается, потом вдруг часть начинает выходить. Я не придаю этому значения. Сажусь, поезд отправляется. Едем. Через какое-то время начинаю понимать, что что-то не то. Вроде уже должны приехать. Спрашиваю у попутчиков, когда аэропорт. И тут оказывается, что это поезд на Будапешт, который опаздывал на 30 минут и пришел под посадку не в свое время. При этом первая остановка где-то через час уже на территории Венгрии. Судорожно начинаю соображать, что делать. Обратно в Вену и потом в аэропорт уже не успеваю. С первой остановки до аэропорта автобуса нет. Как вариант, доехать до Будапешта и улетать оттуда. Но все-таки решаю выйти. Оказываюсь на каком-то глухом полустанке. Из поезда вместе со мной выскакивает несколько девушек-кореянок с чемоданами. Судя по их ошалевшему виду, они тоже перепутали поезд. Но, на мое счастье, девчонки оказались сообразительнее меня и заказали минивэн, который их ждал у перрона. Запрыгиваю с ними и через час мы в аэропорту. Успели! Happy еnd!
Ну а теперь вернемся к лагерю. Недостаток большинства прочитанных мной отзывов о лагерях — это то, что их пишут родители. Чтобы взглянуть на лагерь глазами подростка, я попросил дочь написать отзыв, сравнив эту поездку с российским лагерем English Club, куда она регулярно и с удовольствием ездила. И вот что получилось:
«Расположена Actilingua в центральной части города, в 20 минутах ходьбы от Stephansplatz. Через дорогу станция метро Taubstummengasse, так что до центра можно добраться за несколько минут. Здание, в котором располагается Actilingua, это академия Терезии. Она была основана в 1746 году как рыцарская академия для аристократов, где воспитывались чиновники и дипломаты. Сейчас здесь гимназия с упором на изучение иностранных языков. Территория школы большая. Здесь есть стадион с беговой дорожкой, теннисные корты, футбольные и баскетбольные площадки. Очень много зелени: деревья, цветы, кустарники, газоны. Также есть отдельное здание – павильон, в котором проходят дискотеки, настольные игры, сборы перед экскурсиями и т.д.
Здание красивое, но годы берут свое, поэтому в разных его частях проходил ремонт. Особые проблемы создавали окна. Их запрещали оставлять открытыми, так как могли отвалиться створки. Везде висели таблички с напоминаниями, и урок начинался с вопроса «Haben sie die Fenstern geschlossen?» («Вы закрыли свои окна?»). Если учителя видели открытые окна, то провинившихся лишали возможности выхода в город.
Комнаты в лагере есть двух типов: обычные и superior. В обычных комнатах проживает 4-6 человек, при этом туалет и душ на этаже. Я жила в двухместном номере superior и все удобства были в комнате.
Номера довольно просторные, чистые, светлые, кто жил впятером, комнаты были огромные, но, конечно, удобства на этаже создавали проблемы, например, очереди в душ. Мусор выносили каждый день, постель меняли раз в неделю. Кровати вполне удобные, постельное чистое. Большой шкаф для одежды, вешалки имеются. Полка над кроватью, письменный стол, тумбочка, еще шкаф для учебников и личных вещей. Он закрывался на ключ, поэтому там хранили личные вещи и документы, деньги. Единственный минус - комнаты не закрывались на ключ, поэтому мог зайти кто угодно, это настораживало, но все у всех в целости.
Очень много разных национальностей: cербы, хорваты, боснийцы, итальянцы, французы, англичане, румыны, украинцы, бразильцы, русские, американцы, испанцы, греки, китайцы, болгары и так далее. Из России было приблизительно 20%, русскоговорящих еще примерно10%. Почти все иностранные дети многоязычны. Очень яркий пример - девочка из Сербии с именем Йована. Сербия- ее родина, но живет она во Франции, уже 2 языка. При этом она свободно говорит на немецком, уровень В2. Безупречный английский язык, понимает и говорит на хорватском, а также понимает украинский. В итоге она знает 6 языков, причем почти в совершенстве. 99% говорят на английском безупречно, что помогло мне подтянуть не только немецкий, на котором мы общались в основном на уроках, на улице и в лагере с учителями.
Распорядок дня довольно строгий. Утром подъем в 7:30, ходили будить учителя, но мы, как правило, вставали в 6, 6:30, либо не ложились. С 8 до 9 завтрак, в 9 первый курс. Шел до 12:30, с тремя перерывами по 5-7 минут. С 12:30 обед и в 13:30 второй курс. У кого его нет, сидят и ждут check out. До 15:00 шел второй курс, после чего у нас есть 15 минут что бы собраться и в 15:15 начинается check out. Все либо уходили, либо ехали на экскурсии, потому что в обеденное время редко когда была интересная программа, но были и исключения. В кампус обратно все должны прийти в шести часам, так как посещение обеда и ужина обязательны (скорее - быть в это время в лагере). Второй чек аут начинается в 19:00, а дальше у кого до какого времени разрешение. Если опоздал - check out verboten (чек аут запрещен). В этом плане контроль строгий, потому что время у них записано всегда.
Правила не сказать, что жесткие, хотя тест на алкоголь частенько делали и проверяли сумки на его наличие. Курить разрешалось только в отведенном месте и детям с 16 лет.
Ночью тоже караулили, долго учителя не спали, ходили по комнатам проверять, все ли на месте, но все равно все бегали друг к другу, не спали, вечеринки устраивали. Многих ловили, лишали чек аута, заставляли переписывать правила, на что уходило полтора часа минимум. Но нашей компании повезло, и нас застукали только в последнюю ночь, но всем уже было все равно, поэтому нам ничего не досталось. Только безразличный взгляд Даниэля.
Уроки проходили очень весело, интересно и насыщенно. Начинали всегда с расписания дня. Учитель писал на доске, какая программа будет, какие экскурсии, говорил кто едет, кто нет, решались какие-то организационные вопросы. Затем, как правило, мы играли. Обычно это была электронная игра Kahoot, speed dating, или придуманная учителем. Kahoot — это игра, для усвоения и закрепления пройденного материала. Учитель запускает на компьютере игру, и мы через телефоны заходим в приложение. Есть вопрос и 4 варианта ответа. За каждый правильный даются баллы и ведется таблица 5 лучших пользователей. В конце 3 победителя. Как правило, эта игра у нас занимала 30 минут, так как неправильные или правильные ответы учитель пояснял: почему подходит этот вариант. Кстати, моя сестра рассказала, что у них в университете в Финляндии тоже часто играют в Kahoot, при изучении разных предметов. На speed dating учитель давал темы для разговоров, и с каждым человеком разговаривали в течение минуты. Почти каждый урок нам раздавали текст песен с пропусками, и мы должны были послушать песню и дописать слова. Затем шла грамматика. Объясняли все очень доступно. Если были вопросы, то после уроков учитель ждал и был готов еще раз объяснить. Каждый день мы делали проекты, темы были совершенно разные: страны, бездомные, комиксы и так далее. Это было очень интересно и сближало людей, ведь работаешь как правило с человеком, которого назначает учитель. Каждый четверг пишем тест по пройденной программе, если готовиться - не сложно, хотя если с лексикой туго - не просто. В грамматике много подтянула, нового узнала, но в основном улучшилась лексика, начала говорить больше и свободнее. Однажды на уроке мы изучали австрийские диалектизмы, и Матиас (мой учитель) рассказал нам про слово «Oida». Это скорее междометие, похоже на слово обалдеть и подходит на каждый случай жизни.
Развлечений в лагере было выше крыши. Различные активные игры: захват флага, волейбол, теннис, water ball, баскетбол, олимпиада, где мы выполняли грамматические задания вперемешку с физическими нагрузками. В павильоне, как я говорила, настольный теннис, футбол, настольные игры, дискотеки. Постоянно походы по городу, для того, у кого нет разрешения выходить (2 человека), походы в кино, по магазинам.
Экскурсии разнообразные. От похода в зоопарк, до замка императоров. Интересно и увлекательно, в том числе интересно потому, что на немецком приходилось концентрироваться, ведь на английском не повторяли. Самая запомнившаяся поездка была в Вахау, на весь день. Все организованно, интересно, весело, много фотогравировались с вожатыми, разговаривали, гуляли. Очень живописно, особенно красивый вид открывается со смотровой площадки. Вот там аж дух захватывает. В свободное время гуляли по площадям: Stephansplatz, Karlsplatz, Schwedenplatz и так далее. Ходили всей компанией в кино, по магазинам, ездили купаться на Дунай, прыгали там с мостов, в кафешках сидели, ходили в музей современного искусства. В общем, на месте не сидели.
Австрия произвела на меня очень большие впечатления, очень живописная и колоритная страна. Люди открытые, добродушные, веселые. По вечерам все выходят гулять, сидят в кафе, на улицах бурлит жизнь, играет музыка. Атмосфера очень душевная. Хочется зависнуть, сидеть на лавочке и кушать мороженое под скрипку на Stephansplatz, даже под дождем (и такое было)
Еда в Actilingua не сказать, что самая вкусная.
Очень часто мы не наедались, не приходили кушать, потому что не стоило. Но также были и вкусные блюда, когда повара не заморачивались. К примеру, готовили пиццу или сосиски… Завтрак все время был одинаковый: хлеб, 4 вида хлопьев, нутелла, джем, масло в коробочках, сыр, колбаса, кофе, молоко, какао, чай, вода. В целом, можно сказать, что учеба и отдых здесь 50/50. Надо много учиться, но в тоже время остается предостаточно времени на общение и тусовки с друзьями. И, конечно, Вена - прекрасный и очень душевный город, в который хочется вернуться.»
За дочерью мы приехали через три недели. Как я писал, использовали эту поездку, как повод для небольшого путешествия. Долетели «Победой» до Братиславы за 5500 рублей, провели там день. Наутро на кораблике отправились по Дунаю в Вену.
Надо сказать, что меня поразила одна вещь. Это какая-то девственная природа и практически полное отсутствие следов человеческой деятельности (за некоторыми исключениями, которые, скорее подтверждали общее правило). На протяжении всего пути я нигде не увидел стоящих у берега строений. Ну за исключением замка Девин и симпатичных домиков для рыбалки уже при приближении к Вене.
А где же особняки состоятельных людей, заборы, пристани для яхт и прочие атрибуты красивой жизни? Не попадались и компании рядовых граждан, жарящих шашлычок, дующих пиво и радующих окружающих своей любимой музыкой, рвущейся из динамиков запаркованного здесь же на берегу автомобиля. Соответственно, глазу зацепиться не за что. Хоть бы какая пустая бутылка по воде проплыла, так и этого нет. А ведь это конец июля, самый разгар сезона летнего отдыха. Собственно, и людей то мы там не увидели, за исключением пары пиратских пирог.
После прибытия в Вену первым делом мы, конечно, захотели повидаться с дочерью и отправились в Актилингву. У нее как раз закончились занятия и был обеденный перерыв. И тут мы увидели, что за прошедшие 3 недели ребенок заметно изменился. Мы, конечно, обнялись, обменялись приветственными фразами. Но дальше дочь сказала, что у нее через 10 минут еще занятия, потом Check out, и они с компанией отправляются в город. Так что она может уделить нам эти 10 минут, а потом мы совершенно свободны и можем располагать своим временем так, как считаем нужным.
Здесь надо сказать, что дома дочь, будучи ребенком вполне самостоятельным, все же дома находилась постоянно под контролем мамы. Ну, типа, «позвони, когда придешь домой после английского», «где вы будете с девочками? Во сколько придешь домой? Хорошо, чтобы в 20.00 была дома», ну и т.д. Живем мы в небольшом городе, так что опыта самостоятельного перемещения в мегаполисах у нее не было. И, давая при оформлении документов разрешение на самостоятельные выходы в город, мы предполагали, что это что-то типа коллективных выходов за пределы лагеря или краткосрочные отлучки в близлежащие места отдыха или магазины.
Все оказалось не так. В 15.15 ворота Актилингвы открываются и вот она – свобода! Ты можешь быть в компании, можешь один. Ты можешь уехать куда и на чем угодно. С одним условием. К установленному времени ты должен быть в лагере. (Ну и, естественно, трезвый). И горе тому, кто опоздал. Даже на 5 минут. При этом мы на следующий день после приезда, заехав в лагерь, мы наблюдали такую картину. Время близится к 18.00. В лагерь бегом возвращаются группки актилингвовцев. На входе парень-вожатый отмечает прибывающих, досматривает сумки, некоторых просит подышать в трубочку. В общем, ты свободен, но в четко обозначенных пределах.
Наверное, нет смысла описывать достопримечательности Вены. Каждый, кто был здесь, прекрасно знает такие места, как Бельведер, Пратер, Хофбург, Шенбрунн, Музейный квартал, Собор Святого Стефана, Кафе Захер, Государственная опера, Ратуша, Дом Хундертвассера… Список каждый из вас легко продолжит.
Вена, конечно, фантастический город с великой историей. Автор фильмов «Вена: Империя, династия и мечта», «Вена – столица Империи» (посмотрите обязательно, чтобы понять все величие этого города) называет Вену столицей мира. Но при этом в ней нет чопорности. Как подметила дочь, она очень живая, но, одновременно, спокойная. Обилие людей не создает эмоционального перегруза. В воздухе разлита какая-то позитивная энергия. Улицы заполнены туристами со всех концов света, но нет ощущения суеты и толчеи. Великолепная соборы, дворцы, парки, музеи, концертные залы, магазины, рестораны. При этом история и классика здесь не скучны и академичны, а вполне современны и жизнерадостны.
В общем, знакомство с Веной и Австрией состоялось. Кроме этого, дочь получила очень важный опыт интернационального общения и жизни в другом социуме. Причем, с достаточно большой степенью свободы, которая требовала определенной самоорганизации и самоконтроля.
Но при всех положительных и ярких впечатлениях эта поездка не стала тогда какой-то ключевой в выборе обучения в России или за границей. Более того, планируя очередные каникулы, я стал предлагать дочери варианты поездок в Германию на языковые курсы. Реакция ребенка была такая. "Папа, если хочешь сделать меня счастливой, отправь меня лучше в EnglishClub" (напомню, это подмосковный лагерь)."А почему?" "Там друзья, общение". Что я в итоге и сделал. И с некоторым удивлением наблюдал, с каким нетерпением дочь ждала эту поездку, и с каким восторгом делилась потом своими впечатлениями.
Впрочем, впереди были еще пять лет учебы. Так что еще много предстояло узнать, попробовать, чтобы сделать окончательный выбор. Ну и, кроме того, замечу, что не всегда наш выбор определеятся только нашими желаниями. Как говорил мудрый царь Соломон: "Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его."