Мог ли думать священник, живший более ста лет назад в тяжелые и грозные времена, что его правнучка не просто сохранит семейную историю, но и продолжит ее? Героиня нашей публикации Ольга Федорова из г. Митино рассказала удивительную историю своей семьи, в которой неверующий человек увидит просто совпадение, а верующий скажет, что это Божий промысел о каждом из нас.
Ольга Федорова с иконой, написанной в “Русской Иконописной Школе”
Храм, соединивший судьбы
Точкой отсчета в истории Ольги Федоровой из г. Митино стала церковь, построенная в 1715 г. в Москве и освященная в честь святителя Николая. Несколько столетий этот храм украшал московский Дербеневский переулок, ставший затем Уланским. В начале XX в. настоятель протоиерей Алексий (Богословский) пригласил для росписи храма мастера-иконописца с бригадой подмастерьев.
Протоиерей Алексий (Богословский), прадед мужа Ольги Федоровой
Казалось бы, вполне обычная история, но есть в ней одна особенность. Этот иконописец был прадедом героини нашей статьи, а настоятель — прадедом ее мужа. Вот так причудливо порой переплетаются судьбы!
Был храм, стал гараж
Роспись удалась на славу, но, к сожалению, долго украшать храм ей было не суждено. Над страной ураганом пронеслась революция, а в тяжелые последующие годы начались гонения на Церковь.
Храм святителя Николая не избежал печальной участи многих храмов нашей страны. Его варварски переделали, сбили лепные украшения, уничтожили внутреннее убранство и пристроили к нему дополнительные помещения. Как только не использовали поруганный храм! В разное время в нем находились различные учреждения, гараж и даже общественный туалет! Старенький настоятель с матушкой были выселены из дома и ютились в дровяном сарайчике за церковью. Прошли десятилетия и храм возродился. Его активно реставрируют, но это уже совсем другая история.
Возвращение к истокам
А мы следуем за повествованием Ольги Федоровой, правнучки иконописца и жены правнука настоятеля. Тяга к церковной жизни в их семье — это наследственное. Например, троюродная сестра Ольги входила в группу художников, которые расписывали храм Христа Спасителя в Москве.
Однако сама Ольга всю свою жизнь к рисованию не имела никакого отношения. Она мечтала когда-нибудь научиться, но приходилось год за годом откладывать эти мечты в долгий ящик.
Уже на пенсии Ольга пошла учиться в художественную школу, где познакомилась с удивительным художником и иконописцем. Он познакомил учеников с техникой иконописи, и под его руководством Ольга написала две иконы. Пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Школа закрылась, но желание писать иконы никуда не исчезло.
Именно в этот момент сестра прислала нашей героине ссылку на «Русскую Иконописную Школу». Получив благословение священника, Ольга стала ее ученицей. Она говорит нам: «День, в котором я не занимаюсь иконописью, стал для меня пустым». Ольга напутствует всех сомневающихся: «Пробуйте! Если мы не будем пробовать, то никогда не сможем открыть этот удивительный, дивный мир взаимоотношений души и Бога!»
Вот так сквозь десятилетия можно увидеть причудливое переплетение нитей судьбы в полотно истории семьи. И красной нитью в этой ткани проходит иконопись.
По материалам «Русской Иконописной Школы»