Найти тему

«Мой сын все время раскачивался на стуле, из-за этого мебель в школе часто ломалась». История Димы

Как педагогам и тьюторам удалось преодолеть нежелательное поведение 8-летнего Димы с аутизмом, у которого была привычка раскачиваться на стуле?

Оригинальный текст читайте на сайте nakedheart.online

Дима, мальчик с РАС (8 лет), посещает 1-й класс — ресурсный класс в общеобразовательной школе, где кроме него учатся еще пять детей с аутизмом. В классе наряду с учителем работают тьюторы. Дима неусидчив, часто вскакивает с места, любит раскачиваться на стуле и крутить в руках предметы. Кроме того, у мальчика трудности с моторикой, он плохо понимает положение своего тела в пространстве. Дима неплохо владеет простой фразовой речью, но он не пользуется ею в стрессовых ситуациях и почти никогда не обращается за помощью. В классе Дима периодически начинает сильно раскачиваться на стуле, из-за этого стулья в классе часто ломаются. Родителям не раз приходилось возмещать ущерб и покупать в класс новые стулья. Попытки учителя и тьютора остановить раскачивание на стуле приводят к тому, что Дима щипает детей за соседними партами, и тогда его выводят в коридор, «чтобы он побегал и успокоился». После этого Дима обычно может 15–20 минут спокойно просидеть за партой, но потом снова начинает раскачиваться на стуле, портя мебель и мешая другим.

Учитель класса и психолог школы обсудили с родителями и тьютором паттерны мальчика, собрали данные о его поведении и сенсорных особенностях. На основании проведенной оценки было введено написанное на портативной доске расписание, включающее регулярные и интенсивные двигательные разминки во время уроков. Они проводились тьютором и включали пробежки в коридоре, приседания, ходьбу по линии и прыжки через предметы. Поначалу разминку нужно было делать каждые 10 минут, это объяснялось необходимостью предотвратить возникавшее каждые 15–20 минут нежелательное поведение. Мальчику очень понравилась разминка, он сам стал пользоваться расписанием. Подобрав активности и определив их интенсивность, педагоги стали постепенно делать разминки короче и реже.

Диму также научили пользоваться системой жетонов, нацеленной на позитивное подкрепление следования правилам в классе. Мальчик выбирает подкрепление, используя зрительную поддержку, для этого у него есть регулярно обновляемый список любимых активностей. Одним из подкреплений, которое Дима часто выбирает, является возможность качаться на качелях, расположенных в зале ЛФК. Работа с семьей позволила ввести систему жетонов и регулярную физическую активность не только в школе, но и дома. Сейчас мама Димы использует поход на качели и на детскую спортивную площадку как один из сильнейших мотиваторов для сына. А папа ежедневно пробегает с Димой два километра перед сном (зимой планируются лыжные пробежки, а если погода совсем плохая, — занятия на домашней беговой дорожке, которую решила приобрести семья). Дима самостоятельно пользуется расписанием. Сенсорные разминки требуются ему только на переменах, часть из них он научился организовывать самостоятельно.