Терапия CAR-T может стать нашим большим, и обнадеживающим будущим, против невероятно сложных и неизлечимых заболеваний, которые имеются у нас на данный момент. Или проклятием...
Lupus (ЛУПУС) или Волчанка— это форма аутоиммунного заболевания, при которой естественная система защиты организма не различает собственные клетки и чужеродные, поэтому ошибочно нападает на собственные ткани и органы. Атакующими являются молекулы, называемые аутоантитела, которые вместо защиты от инвазии нападают на собственный организм. Это вызывает каскад воспаления по всему телу, приводящий к проблемам с суставами и кожей, болям, усталости и даже повреждению органов.
В недавнем исследовании, немецкие ученые сообщили, что они использовали собственные клетки пациентов с волчанкой для лечения данного заболевания. Объем выборки был небольшим, но результаты были многообещающими. Пять человек, получивших инфузию усиленных иммунных клеток, находятся в ремиссии от тяжелого лупуса после экспериментального лечения. Результаты были опубликованы 15 сентября в журнале Nature Medicine.
"Это настолько близко к исцелению, на сколько я могу себе представить", говорит Хоанг Нгуен, старший научный менеджер программы в Лиге исследования лупуса.Они исправили клетки, производящие антитела против собственных тканей организма."
Данный подход, который использовали исследователи, известна под названием - терапия CAR-T. Данная терапия успешно применяется при некоторых трудноизлечимых формах рака. Но исследователи долгое время размышляли о его потенциале для лечения аутоиммунных заболеваний. Терапия включает модификацию Т-клеток пациента, ключевого компонента иммунной системы, и превращение их в "убийц" для эффективного поиска конкретной цели в организме. Подробнее об этой терапии вы можете прочитать в нашей статье - Как ученые создавали «живой препарат» для победы над раком. В случае с волчанкой, целью являются Б-клетки - иммунные клетки, которые у здоровых людей создают антитела, а у людей болеющих лупусом - аутоантитела нападают на собственный организм пациента.
В прошлом году немецкая команда показала, что одна женщина достигла ремиссии от тяжелого лупуса после терапии CAR-T. Новая же статья рассматривает ещё четырех других людей, получивших такое лечение.
Для создания лечения врачи извлекли Т-клетки у пациентов, затем генетически модифицировали их в лаборатории, чтобы они распознавали белок, называемый CD19. Этот белок присутствует на поверхности Б-клеток, производящих антитела. Ученые вырастили большое количество модифицированных Т-клеток в лаборатории, для терапевтической дозы - около 50-100 миллионов, в зависимости от веса пациента. Затем модифицированные Т-клетки вновь вводили пациентам, для поиска и уничтожения “неисправных” Б-клеток.
Примерно через 3 месяца пациенты начали производить “чистые” Б-клетки, которые не производили вредные аутоантитела. Фактически, аутоантитела исчезли полностью. Один из лечившихся не имеет симптомов уже 17 месяцев - самый длительный период наблюдения. Остальные находятся в ремиссии от пяти до двенадцати месяцев. Все пациенты смогли отказаться от принимаемых ими препаратов, включая иммунодепрессанты.
Волчанка — это хроническое заболевание, которое неизлечимо. По данным Фонда Lupus Америки, оно затрагивает примерно 5 миллионов человек по всему миру, в основном молодых женщин. Большинство пациентов получают стероиды для уменьшения воспаления. Также используются иммунодепрессанты, но они делают организм более уязвимым к инфекциям и часто вызывают неприятне побочные эффекты. Новая терапия с антителами, цель которых - защитить организм от саморазрушения, способны помочь пациентам, но не всем.
Новое исследование предлагает негарантируемое лечение для пациентов с Волчанкой, которые не получают результатов от уже существующих препаратов.
"Это впечатляющее исследование дополняет растущий объем доказательств в пользу того, что терапия CAR-T может быть вариантом лечения для заболеваний за пределами рака, включая автоиммунные расстройства, такие как Волчанка", написал Джонатан Эпштейн, исполнительный вице-декан и главный научный сотрудник Медицинской школы Перельмана Университета Пенсильвании
У пациентов с раком, которые прошли лечение терапией CAR-T, частота полного выздоровления составляет от 68 до 93%, но рецидивы всё же остаются распространенными и происходят у 40-50% пациентов. У пациентов с раком, проходящих лечение терапией CAR-T, также может возникнуть тяжелая воспалительная реакция, называемая - синдромом высвобождения цитокинов. В исследовании по Волчанке, пациенты испытали только легкие побочные эффекты, включая лишь лихорадку.
"Разница между раком и автоиммунными заболеваниями заключается в том, что в раковых опухолях участвует больше клеток", говорит Георг Шетт, вице-президент по исследованиям Университета Эрланген-Нюрнберга в Германии, который был частью команды исследования.
Когда модифицированные Т-клетки направлены на множество опухолевых клеток сразу, это может перепрограммировать иммунную систему, и вызвать угрожающий жизни цитокиновый шторм.
"В то время как в автоиммунной реакции количество B-клеток намного меньше, и поэтому кажется, что безопасность терапии CAR-T и автоиммунных заболеваний гораздо лучше, чем в раке", говорит он.
Команда Шетта планирует более крупное исследование под названием "корзинный клинический пробник", в котором пациентам с разными типами автоиммунных состояний, таких как ревматоидный артрит и склеродермия, будет проводиться лечение терапией CAR-T. Он говорит, что для определения - действительно ли терапия является лекарством, потребуется более длительное наблюдение в более крупных клинических исследованиях.
Пока эти ранние результаты обнадеживают, но сложность и стоимость терапии CAR-T могут ограничить ее использование в ближайшем будущем. В настоящее время терапии CAR-T для рака стоит около 400 000 долларов или 36,2 миллионов рублей, за однократное введение. Поскольку они адаптированы индивидуально под каждого пациента, их сложно производить и требуют особых производственных возможностей. Из-за этих факторов Нгуен говорит, что видит использование этой терапии в первую очередь как крайнюю меру для пациентов с тяжелыми случаями Волчанки, не реагирующим на другие препараты.
"Моя первая мысль, когда я увидела это исследование, была: 'Вау, это будет очень дорого'", - говорит она.