Технологии социальной работы трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения
Технология социальной работы – это совокупность социально-экономических, педагогических, психологических и других методов воздействия на человека с целью оказания ему помощи по формированию ценностных установок, социальных потребностей, навыков работы в изменяющихся условиях.
1. Технологии социальной работы носят интегративный, взаимопроникающий характер. Так, технологии социальной диагностики, на разных уровнях, присутствует во всех взаимодействиях социального работника и клиента, семьи, группы, то есть во всех технологиях.
Например, социальное проектирование возможно использовать как часть технологии социальной реабилитации или социальной профилактики, или социальное прогнозирование облегчает работу социальной диагностики, подготавливает специалистов к социальной реабилитации тех или иных категорий граждан, корректирует социальные проекты и программы.
2. Технология социальной работы являются междисциплинарными, поскольку вся социальная работа ориентирована на решение комплекса проблем клиента, семьи, группы клиентов и осуществляется с помощью разных специалистов: психологов, юристов, медицинских работников, социологов, педагогов.
3. В технологии социальной работы, как никакой другой социальной технологии, большое значение имеет личностный, человеческий фактор. Социальный работник должен осознавать и принимать в учет то, что он работает в "объектом", наделенным собственной волей и разумом, поступки и чувства которого сложно просчитать, на которые порой трудно воздействовать.
Социальный работник должен понимать, что в различные органы, службы и центры поддержки, защиты, обслуживания населения обращаются люди с проблемами, которые им не удается решить собственными силами, такие люди находятся в состоянии ТЖС. Соответственно, в их жизни очень много стресса, конфликтов и такие люди сами являются конфликтогенными по их определенным жизненным обстоятельствам, поэтому они находятся в "неадекватном", напряженном состоянии и в этом нет их вины.
4. Технологии социальной работы существуют не обособленно, а как часть деятельности конкретного учреждения социального обслуживания, конкретного специалиста, поэтому их необходимо адаптировать и корректировать, в соответствии с существующими и актуальными потребностями, возможностями клиента, дополнять и разрабатывать собственные технологии с учетом базовых технологий.
5. Технологии социальной работы должны быть тесно связаны с планами, программами экономического и социального развития территорий, регионов. В этом случае реальным становится результативное и оперативное и скоординированное взаимодействие общественных, административных и ведомственных структур, четкое распределение функций, бюджета и возложение ответственности.
6. Технология социальной работы не могут существовать в "чистом" виде, то есть быть изолированными; их реализация в практической деятельности чаще всего возможна в связи с технологиями смежных наук и областей (технологии медицинские, психологические, правовые, технологии осуществления связей с общественностью, технологии менеджмента и т.п.).
Технологии социальной работы, особенно при их разработке, анализе результатов, практическом использовании должны содержать определенные компоненты (блоки), наличие которых обязательна.
Благодарю за ваше внимание, подписывайтесь на канал и дальше углубляйтесь в изучении вопроса социальной защиты и работы!