Найти тему
Открытый Город

Аничков дворец: свадебный подарок Николаю Первому

Аничков дворец Николай I получил к свадьбе с немецкой принцессой Шарлоттой, наречённой Александрой Фёдоровной. После свадебного бала новобрачные поехали в этот дворец.

Великий князь венчался 1 июля, а уже в сентябре, вернувшись из Павловска, молодожёны устроили во дворце «маскированный» вечер для избранных друзей. Можно было бы предположить, что чем уже круг знакомых друг с другом приглашённых, тем проще узнать маску. Однако воспоминания фрейлины Александры Архаровой не подтверждают этого.

«Маскарад 13 сентября был прелестен. Я веселилась на нём гораздо более, чем ожидала; несмотря на малое число гостей, маскам удавалось интриговать отлично. <…> А великая княгиня Александра Фёдоровна явилась в костюме индийского принца. Я начала бал вальсом с Великим князем. Он был восхитителен и говорил мне, что обновляет со мной дом и эту залу, в которой ещё никто не танцевал».

В следующем, 1818 году, уже начался целый сезон балов с 15 октября. По воспоминаниям Александры Фёдоровны, это был её первый приём в Северной столице в качестве хозяйки бала. Гости остались в восторге, а Великая княжна отметила в дневнике: «Если сама любишь танцевать, нетрудно угодить всем без особых напряжений».

С тех пор в Аничков дворец еженедельно приглашали около ста гостей. Среди них были особые привилегированные персоны, причём учитывалось не служебное положение, а приближённость к царской семье. Круг гостей был довольно устойчивым.

Балы продолжились и после коронации Николая I. В начале января 1830 года в Аничковом дворце провели маскарад в честь заключения мира с Турцией. Гости должны были не только придумать маски, но и объяснить свои образы хозяевам. Многие выбрали стихи в качестве пояснения. Так и получилось, что на балу прозвучало 17 стихотворений, правда, только три русских, остальные — на французском языке. Среди них было и произведение Александра Пушкина. Внучка Кутузова Екатерина Тизенгаузен попросила поэта написать строки о её костюме.

Язык и ум теряя разом,
Гляжу на вас единым глазом:
Единый глаз в главе моей.
Когда б судьбы того хотели,
Когда б имел я сто очей,
То все бы сто на вас глядели.

Да, молодая девушка нарядилась Циклопом.

Придворный маскарад в Аничковом дворце 14 февраля 1837 года. Художник Беккер, Николай Герасимович.
Придворный маскарад в Аничковом дворце 14 февраля 1837 года. Художник Беккер, Николай Герасимович.

Лёгкость и непосредственность в узком кругу гостей надолго запомнилась Николаю I. Он называл Аничков дворец «своим собственным» и говорил, что провёл в нём самые счастливые годы жизни.

Чернышев Алексей Филиппович - Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце. Чернышев Алексей Филиппович.
Чернышев Алексей Филиппович - Сцены из семейной жизни императора Николая I. Рождественская елка в Аничковом дворце. Чернышев Алексей Филиппович.

Автор: Анастасия Котельникова, собрала коллекцию книг о Петербурге и заглянула во все открытые дворы-колодцы