Найти тему
Кухонные посиделки2

Не сходятся в показаниях. Или почему так дорожают яйца?



Он назвал ее курицей, и она сразу снесла ему яйца. С разбегу…

Хорошо быть экспертом. Вот зададут тебе вопрос — и ты отвечаешь. И главное, при этом особо и не отвечаешь за то, что несешь.

Почитаешь так мнение экспертов по поводу подорожания яиц — и сразу понимаешь, что ты ничего не понимаешь. Каждый эксперт отвечает за что-то свое. А единого мнения по поводу причин подорожания нет.

Давайте сегодня и мы поиграем в экспертов. То есть играть мы будем, как обычно, в аналитиков, но на всякий случай прикинемся экспертами. Чтоб никто не догадался.

Проблема подорожания яиц и курятины достаточно болезненная. Ведь яйцо — это что? Это недорогой источник белка. А мы, люди современные, без белковой пищи плохо существуем. И яйца едим все, вне зависимости от уровня доходов. Просто какой-то там миллионер на яхте будет на завтрак рубать скрэмбл, а мы банальную глазунью. Так что цена, а главное, доступность яиц, важны всем.

Для иллюстрации
Для иллюстрации

Причин для подорожания любого продукта, а уж особенно продукта питания, немного.

1. Увеличение себестоимости.

Оно и правда есть. Многие эксперты тут же радостно вспомнили, что у нас проблема с маточным стадом (или как там куры называются, когда вместе?). То есть нет у нас в достаточном количестве породистых куриных яиц. Об этом писали еще в марте 2022 года под эгидой «мы все умрем».

Тогда у нас и семян не было вообще, чтобы посевную проводить, и яиц. Однако с посевной уже два года как справляемся. И даже урожай растет. Да и количество производимых яиц в стране практически не уменьшилось. А вот корма подорожали. Из-за санкций и рубля, да.

Не так давно наконец-то прошел законопроект, разрешающий добавлять в комбикорма разных сверчков и личинок. Да-да, не удивляйтесь. Несмотря на истерики различных блогеров и СМИ, речь шла исключительно о комбикормах.

А что едят курочки вне птицефабрик? Правильно, червячков клюют да сверчков. Вот такие добавки в пищу животным у нас в стране до недавнего времени производить было нельзя. Что не могло не сказаться на себестоимости. Закон приняли, и дело должно пойти. Правда, нужно время, чтобы открыть и расширить производство.

2. Еще один фактор, который обязательно влияет на цену продукта — это
разница между спросом и предложением.

Производство, как я уже указала выше, стабильно. С демографией у нас не очень. Значит, увеличился спрос. Как он мог увеличиться? Самая очевидная причина — экспорт. И мы правда экспортируем яйца. Но немного и в Монголию в основном. То есть, например, для Ленобласти, лидера в производстве яиц, этот фактор роли не играет.

Любители пожалобиться сказали бы тут, что все дело в обнищании народа. Мол, все так подорожало, что теперь вместо каре ягненка бедный народ должен курятиной давиться. И это в целом тоже не так. Продуктовая корзина россиян, несмотря на инфляцию, достаточно стабильна в своих предпочтениях. В три горла яйца жрать не стали. Где же, в каком месте создается этот самый дефицит?

Ой, а у нас же еще 4 млн человек появилось. И они все тоже не сильно богатые. А значит им очень нужны яйца и курочка. А птицефабрик там нормальных почти и нет. А количество яиц, напоминаю, не увеличилось. Вот еще один фактор мы с вами нашли.

Тут сложная ситуация. Потому что птицефабрики основных регионов намекают активно государству на обширные льготы, чтобы расширить производство. Однако злое, недальновидное государство на это не идет. А вместо этого пытается возрождать птицефабрики в новых регионах. И в ближайшее время это таки сделает. Тут же не только снабжение яйцами и курицей. Тут еще и рабочие места, и удешевление продукции за счет уменьшения логистики, и многое другое.

Поэтому птицефабрики слегка бесятся. И на гора выдают журналистам причины подорожания одна другой нелепее.

3. На большинство пищевой продукции действует еще один фактор с названием
«сезонность».

Каждый год, начиная с ноября, яйца начинают дорожать. Ведь скоро мы с вами будем их покупать десятками. Будем взбивать крем для тортов, резать тазики оливье и фаршировать всем, что под руку попадется. Это происходит каждый год, повторяю. Ну а с наложением остальных факторов рост получился такой уже неприятненький.

Курицы, кстати, тоже понадобится немало. Как без нее сделать сотню слоеных майонезных салатов? Да и изыски французской кухни тоже можно на курятине изобразить. Уже где-то в комментариях советовала в качестве горячего на НГ петуха в вине по французскому рецепту. Курица тоже подойдет. Кроме нее нужны недорогие овощи и бутылка красного вина, тоже не обязательно супермарочного. Дешево и изысканно. И небанально. Рецептов в интернете тьма.

4. Наконец, и в нашей, и в других странах цена на продукцию может повышаться из-за так называемых
картельных сговоров. Они бывают как от производителей, так и от продавцов. У нас в стране ритейл уже давно правит бал.

В этом году ритейл, то есть все эти «Пятерочки», «Магниты» и прочие продаваны вдруг перестали заключать с птицефабриками долгосрочные контракты.

Ну, то есть как, вдруг? На самом деле картина выглядела так. Птицефабрики заявили, мол, ребята, мы немножечко цену-то поднимем. Корма, сами понимаете, да и расширяться нам надо. В ответ ритейл сказал что-то вроде названия индейской хижины «фигвам» и перешел на краткосрочные контракты. Чтобы выкрутить руки поставщикам и не дать задрать цены.

Сами-то торговые сети ФАС в последние годы натянуло по полной. И просто так задирать цену, необоснованно, они права не имеют. Получат по полной.

И что стало происходить? По краткосрочным контрактам объем яиц не сильно большой. А значит надо добирать на свободном рынке. А там цена скачет. И так как сети в попытке выкрутить руки фабрикам поперлись на биржи, надеясь перехватиться казахстанским и белорусским яйцом (такие тоже есть, импорт еще никто не отменял, правда, теперь и в этих странах цена растет), то и на бирже ценник рванул вверх, что мама не горюй. В результате мы имеем то, что имеем. Ну а рвануло яйцо, за ним и курятина. Производитель-то, как правило, один.

Подвожу итог. На стоимость яиц и курятины влияют несколько факторов.

Корма — в процессе решения. Надо подождать.

Увеличение спроса — в процессе решения. Тут тоже только ждать.

Сезонность — после НГ должно слегка откатиться. Без вариантов. Потом опять подрастут к Пасхе и вновь откатятся. Так каждый год.

Ритейл — круто надавать по шапке за профнепригодность и созданный из-за этого дикий рост цены. С этим на данный момент разбирается ФАС.

Объективные причины для роста цен есть. Это правда. Но почему-то всегда там, где есть розница, в конечном итоге всплывают торговые сети с их безумно эффективными управленцами.

На данный момент ничего с ними серьезного делать не будут. Однако мой прогноз — через пару лет, а то и раньше правительство возьмется за прописывание очень жестких правил игры для ритейла.

Кстати, за маркетплейсы уже взялись. Им тоже многое позволялось до поры до времени. А сейчас в правительстве отчаялись взывать к совести, особенно одного ягодного маркетплейса, и готовят новый законопроект.

Современное управление государством — штука сложная и многофакторная. И нельзя объять необъятное. Особенно когда в нашей жизни происходят глобальные изменения. Так же, как и изменения в курсе страны.

Но лично мне терпеть проще тогда, когда я понимаю, что происходит. Надеюсь, и вам тоже.