Не так давно я рассказывала детям на уроках о Бетховене. Рассказывая об этом композиторе, я всегда немного нагнетаю, чтобы включенные следом "Лунная соната" или Симфония №5 прозвучали особенно драматично. Да тут и нагнетать особенно не приходится - от того, что, будучи талантливым композитором, начинаешь терять слух в 27 (!) лет, уже чувствуешь чудовищную безысходность.
Потом был Чайковский. Есть такая книга с его биографией, которая называется "История одинокой жизни". Там столько душевной боли, кризисов и страдания, что я иногда не понимаю, как он написал балет "Щелкунчик"? Такая сказочная, совершенно волшебная музыка....
Поехали дальше. Дурашливый Моцарт, который приходил домой и становился угрюмым и мрачным, потому что невероятно боялся смерти, и везде ему чудились убийцы в черных плащах (из воспоминаний его жены, Констанцы).
Рахманинов. Изматывающая тоска по родным просторам и невозможность вернуться домой. Шуман - закончил свою жизнь, бросившись в Рейн...
Пожалуй, самая веселая биография, что я слышала - у Йозефа Гайдна. Но и там были свои сложности.
А почему? Наверно, потому что жизнь вообще штука непростая. Не может быть всё гладко. Но мы справляемся, когда даже в самые непростые времена ищем маленькие радости. У гениев всё иначе. Их талант часто бывает оплачен психическими отклонениями. Титанический труд их души, которую они вкладывают в каждую ноту, разрушает здоровье. Часто им не хватало душевных сил, чтобы решить какие-то бытовые задачи, и хорошо, если рядом оказывались покровители, друзья или понимающие жены.
А еще можно посмотреть с другой стороны. Я пишу песни и стихи. И большую их часть я написала до 21 года. Потому что в 21 год я вышла замуж и жизнь моя потекла как река, разлившаяся по равнине - спокойно и равномерно. А что было до этого? Да как и у многих: непонимания с близкими, безответная любовь, несбыточные надежды... В общем всё, что волнует и тревожит нашу душу. А если её не тревожить, так и сказать, и спеть будет не о чем.
"Как живешь?" - "Хорошо".