Военные архивариусы и поисковики восстановили одну из неизвестных страниц Великой Отечественной войны.
3 декабря в России отмечается историческая дата – День Неизвестного Солдата, введённый Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России» от 4 ноября 2014 года. Он призван увековечить память, воинскую доблесть и бессмертный подвиг российских и советских воинов, погибших в боевых действиях на территории страны или за её пределами, чьи имена остались неизвестными.
В преддверии Дня Неизвестного Солдата Минобороны запустило специальный историко-познавательный раздел истории экипажа самолёта, найденного поисковиками.
В начале 2023 года в новгородской глуши между Старой Руссой и Демянском на озере Дехино поисковый отряд «Находка» начал проведение уникальной операции. Предстояло из-под слоя ила и песка на дне озера поднять самолёт. Он выглядел на дне необычно из-за того, что имел странную конфигурацию и размеры.
Председатель Новгородской областной общественной организации «Поисковый отряд «Находка» Александр Морзунов рассказал, что машина стала сюрпризом для поисковиков. Они надеялись найти бомбардировщик Пе-2 или штурмовик Ил-2, сбитые в районе озера. Их же ожидал частично разрушенный при посадке гидросамолёт.
«При осмотре под водой оказалось, что содержимое кабины осталось нетронутым: приборы, компасы, ракетницы… И удивительное дело – якорь в носовой части! Это означало, что самолёт имел двойное назначение – мог ещё и плавать», – отметил Морзунов.
Со дна озера Дехино поисковики подняли всё, что можно было отыскать, – от фрагментов корпусного дерева до гаечного ключа размером 5 на 7. Только подняв останки машины, поисковики окончательно поняли, что перед ними уникальная боевая машина времён Великой Отечественной войны – летающая лодка МБР-2 (морской ближний разведчик).
Новгородцы обратились в Центральный архив Минобороны России с запросом, в котором рассказали о результатах экспедиции на озеро Дехино Новгородской области.
Сотрудники ЦАМО активно взаимодействуют с поисковыми отрядами. В большинстве случаев архивная работа – это большой и длительный, кропотливый труд в процессе которого ведётся изучение множества документов. Всё это необходимо для подтверждения подлинности найденных артефактов, а попутно устанавливаются и события, связанные с ними. Итогом работы становится полноценная картина произошедшего, созданная словно из мозаичных фрагментов.
Совместная деятельность ЦАМО и поисковых отрядов направлена на восстановление имён павших защитников Отечества и воссоздание достоверной картины прошедших событий, благодаря чему неизвестная в течение десятилетий судьба многих участников войны восстаёт из небытия, а родственники героев, наконец, узнают об их судьбах. Исторические события не просто восстанавливаются, а через этапы жизненных путей участников былых сражений получают новые образы. Работа по восстановлению имён павших и живых защитников Отечества, воссозданию прошедших событий в Минобороны не прекращается все послевоенные годы.
С помощью архивных материалов удалось выяснить судьбы всех членов экипажа гидросамолёта МБР-2, найденного на дне озера Дехино
Восставшие из небытия
На сайте Минобороны, посвящённом экипажу морского разведчика МБР-2, опубликованы рассекреченные архивные материалы.
По документам гидросамолёт принадлежал 15-й отдельной авиационной эскадрилье (оаэ) ВВС Краснознамённого Балтийского флота. Она базировалась у селения Кихельконна на острове Эзель (Сааремаа). С начала войны авиаэскадрилья, имевшая на вооружении самолёты МБР-2, действовала на острове с морского аэродрома у селения Кихельконна в составе группы БОБР (береговая охрана Балтийского района), а также выполняла различные боевые задания. В августе эскадрилья обеспечивала деятельность тыла особой ударной группы бомбардировщиков ДБ-3 под командованием полковника Евгения Преображенского, которая совершила первые советские налёты на Берлин. Бомбовые удары, помимо всего прочего, нанесли сильнейший психологический удар по Германии. Многих немцев шокировало осознание того, что Берлин отныне в зоне досягаемости удара возмездия, а гебельсовская пропаганда о полностью уничтоженной авиации СССР – ложь.
Германское командование, разобравшись в обстановке, начало массированные налёты на остров Эзель и усилило в Прибалтике действия по продвижению к Ленинграду. Из-за этого командование отдало приказ экипажам гидросамолётов МБР-2 начать эвакуацию местного гарнизона и перебазироваться в Ораниенбаум.
Как рассказала главный документовед по работе со средствами массовой информации и общественностью ЦАМО Юлия Венгер, проделана большая кропотливая работа и при этом огромную помощь оказали сотрудники филиала ЦАМО (архив Военно-Морского Флота, Гатчина). Архивисты подняли учётно-послужные карты, личные дела на офицерский состав, донесения 15-й оаэ. Удалось по крупицам воссоздать историю 82-летней давности, восстановить фамилии и выяснить судьбу всех членов экипажа – Новосёлова, Репина, Гольберга, Мурашёва, Снегура, Гаврилова.
Как свидетельствуют опубликованные страницы из книги учёта потерь 15-й оаэ, вечером 18 сентября 1941 года, эвакуируя личный состав и секретные материалы, в небо поднялись два гидросамолёта. Один из них пилотировал старший лейтенант Валентин Новосёлов. В документе относительно его сообщается: «При перелёте Кихельконна – Ораниенбаум, предположительно, сбит в районе островов. Судьба экипажа неизвестна».
Однако вскоре появилась новая запись: «Во время ночного перелёта Кихельконна – Ораниенбаум из-за потери ориентировки экипаж сделал вынужденную посадку в районе озера Дехино Демяновского района Ленинградской области, оккупированной немецкими войсками. Самолёт затоплен экипажем, его члены, пробиваясь из окружения, в одну из ночей рассеялись. Старший лейтенант Новосёлов, добравшись до Москвы, доложил о случившемся. Судьба его подвинённых неизвестна».
3 октября 1941 года на имя начальника морской авиации Военно-Морского Флота СССР генерал-лейтенанта авиации Жаворонкова поступила докладная записка заместителя командира 15-й оаэ старшего лейтенанта Валентина Новосёлова о том, каким образом экипаж, выполнявший полёт в сложных метеорологических условиях, потерял ориентировку, совершил посадку, а затем добрался до своих войск. «Мы находились в полёте около четырёх часов, – говорится в записке, – и я видел, что нами потеряна не только детальная, но и общая ориентировка <…>. Я стал искать маленькие озёра, виденные мною в лесу, чтобы сесть хотя [бы] на них, так как горючее было на исходе».
Из-за малой площади посадочной поверхности пилоту пришлось проявить всё мастерство. «Я, – сказано в рапорте, – шёл на газу, задевая лодкой иногда верхушки деревьев, и когда лес кончился, сразу убрал газ и стал планировать на скорости 135–140 км/ч. Лодка коснулась воды, но в следующий момент послышался удар лодки обо что-то и самолёт стал наполняться водой».
После того как самолёт утонул члены экипажа, уничтожив следы пребывания на месте посадки, взяли под руки раненого товарища, получившего сильный ушиб при ударе, и про лесисто-болотистой местности стали пробираться к своим войскам. «Шли густым лесом с ореховым кустарником в рост человека. Неожиданно раздался крик по-немецки, и из-за сваленных деревьев выскочили два немца и открыли стрельбу по нам». При перестрелке члены экипажа потеряли друг друга из виду.
После этого Валентин Новосёлов один выходил из окружения. По дороге ему помогали местные жители, которые сообщили, на каком озере он посадил самолёт: «У него я узнал, что мы сели на озере Дехино – среди леса и болот. Это озеро находится от их деревни
в 30–35 километрах на юго-запад. Он меня накормил и дал всё сухое, чтобы переодеться», – писал старший лейтенант об одном из крестьян.
Продолжая пробиваться к своим, проходя мимо немецких постов, лётчик 25 сентября 1941 года встретил красноармейскую конную разведку. В октябре его отправили в Москву, где он подробно доложил о происшествии. После этого Новосёлов продолжил службу, которую закончил в 1949 году в звании майора.
Ещё до этого случая Валентин проявил себя отличным авиатором и был представлен к ордену Красного Знамени. Согласно наградному документу к 1 августа 1941 года, управляя самолётом МБР-2, он совершил 15 боевых вылетов. Из них 10 на разведку и пять – на специальные задания: бомбометание, постановку дымовых занавес. В ходе этих полётов лётчик участвовал в трёх воздушных боях, в результате которых его экипаж в составе пары самолётов МБР-2 подбил He-111 и He-115. «Неожиданно встретились с самолётом противника типа He-111,
который навязал воздушный бой. В результате 40-минутного боя самолёт противника был подбит, задымился и со снижением пошёл к берегам острова Готланд. Оба самолёта МБР-2 благополучно вернулись в базу, имея незначительные повреждения. Задание на разведку было выполнено полностью», – так описан в документе один из его боёв.
Кроме истории Валентина Новосёлова с помощью архивных материалов удалось выяснить судьбы остальных членов экипажа. Так, на борту того самолёта был начальник штаба 15-й отдельной авиационной эскадрильи старший лейтенант Георгий Репин. После посадки на озеро он находился на оккупированной территории в Ленинградской области с 20 сентября по 29 декабря 1941 года в расположении 3-й партизанской бригады. Вернувшись в строй, продолжил службу в 35-м дальнебомбардировочном минно-торпедном авиационном полку, а затем в 35-м штурмовом авиационном Таллинском Краснознамённом полку.
Будучи начальником штаба, «проделал большую работу как по формированию и подготовке части к боевой работе, так и по организации боевого управления <…>. Штаб полка, возглавляемый товарищем Репиным, правильным планированием переброски личного состава и необходимых средств вовремя и непрерывно обеспечивал боевое управление командиру авиационного полка», – сообщается в наградных материалах Георгия Репина. Военную службу он закончил в декабре 1958 года в звании полковника.
Некоторые из членов экипажа, как свидетельствуют опубликованные документы, попали в немецкий плен. Среди них был механик авиационного звена младший воентехник Анатолий Мурашёв. С 1941 года он считался без вести пропавшим. Однако в августе 1944 года был освобождён из плена и после проверки контрразведкой Смерш 2-й гвардейской армии вернулся в строй, а в декабре того же года был зачислен в 3-е Военно-морское авиационное училище. В марте 1947 года Анатолий Мурашёв закончил службу в звании техника-лейтенанта.
Выбраться из плена удалось и другому члену экипажа – шифровальщику старшине 2-й статьи Дмитрию Гаврилову. На оборотной стороне его учётной карточки отмечено, что, по сообщению Борисоглебского военкомата, он в 1945 году находился на 157-м сборном пункте репатриируемых граждан.
К сожалению, не все члены экипажа смогли выжить. Погиб в плену начальник штаба 12-й отдельной истребительной авиационной эскадрильи капитан Самуил Гольберг. В разделе опубликована его характеристика от 1941 года из немецкого лагеря «Люфтваффе II», которая оказалась для него смертным приговором. В ней сообщается: «В целом представляет собой тип умного, уравновешенного еврейского интеллектуала».
Не смог выбраться из плена и авиационный механик младший воентехник Константин Снегур. При посадке самолёта именно он получил сильный ушиб, из-за чего не мог самостоятельно передвигаться. Согласно карточке военнопленного, он попал в плен под Старой Руссой 25 сентября 1941 года. После безуспешных попыток побега из немецких лагерей в 1943 году был передан в гестапо, где следы воентехника теряются.
Поиск продолжается
Юлия Венгер рассказала, что при поддержке органов военного управления ЦАМО организовало мобильную выставку, посвящённую экипажу МБР-2, которая состоит из десяти стендов. Полиграфические работы выполнил Редакционно-издательский центр «Красная звезда». В ближайшее время экспозиция будет открыта.
12 декабря она будет представлена в молодёжном центре «Анфим». Организаторы ожидают приезда родственников членов экипажа гидросамолёта МБР-2.
В дальнейшем экспозицию перенесут в мультимедийный центр «Россия», где она продолжит работу до конца января 2024 года и примет участие в праздничных мероприятиях, посвящённых 80-летию освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков в ходе Новгородско-Лужской наступательной операции.
Как рассказал Александр Морзунов, в дальнейшем экспозицию планируют разместить в Музее посёлка Демянск Новгородской области. Сейчас там заняты оборудованием демонстрационных площадей, на которых планируется разместить найденный поисковиками штурмовик Ил-2 и восстановленный МБР-2.
Восстанавливают гидросамолёт в Ленинградской области. Умельцы собирают историческую реплику, которая частично будет состоять из деталей летающей лодки, поднятых со дна озера.