Найти в Дзене
Киноамнезия

Советское наследие в российском кино: оммаж или паразитизм?

Новогодние кинопремьеры стартовали в отечественных кинотеатрах. На большие экраны вышла «Теща» с Ларисой Гузеевой, на очереди – «Бременские музыканты» и «Холоп 2». Обе киноленты стартуют в кинопрокате 1 января. Обе попытаются порвать в клочья кассу фильма «Чебурашка», который заработал в кинопрокате порядка 6 млрд рублей.

И все бы хорошо, если бы не одно «но»: новые фильмы безжалостно эксплуатируют музыку из советских фильмов и мультфильмов. Что это – оммаж или паразитизм? Давайте разбираться.

Новые "Бременские музыканты" не чураются выезжать на старых песнях о главном
Новые "Бременские музыканты" не чураются выезжать на старых песнях о главном

Музыка нас связала?

Не для кого не секрет, что музыка очень важна для кино. Она придает фильмам, мультфильмам глубину, делает их узнаваемыми, запоминающимися.

Один из ярких примеров — композиция Hedwig's Theme из серии фильмов про Гарри Поттера. Её начальные ноты настолько известны и легко выделяемы из общего звукового окружения, что любой фанат (и даже не фанат, а просто посмотревший фильмы один раз в компании) способен опознать их.

Аналогичная история и в советском кинематографе. Достаточно, например, услышать первые ноты из «Серенады трубадура», чтобы понять о каком кинопроизведении идет речь.

На мой взгляд, самые запоминающиеся музыкальные визитные карточки в российском кино – саундтреки к мини-сериалам «Бригада», «Бандитский Петербург», мультсериалам «Маша и Медведь», «Фиксики», «Смешарики», к фильму «Бумер».

Особняком стоит песенка про "Синий трактор", который "по полям мчится к нам". Малыши от неё в восторге.

Остальные музыкальные композиции как-то стерлись из моей киношной памяти.

И это удивительно. Можно было создать шедевр, но не сложилось.

Возьмем, к примеру фильм «Холоп 2». Какая в нем заглавная музыкальная тема? Не угадаете. Песенка Золушки, которую превосходно исполнила Людмила Сенчина.

И если в советской сказке музыка идеально ложится на сюжет, то в российской кинокомедии ее смысл коверкается до неузнаваемости. Золушкой становится мажорка, которую отправляют в прошлое на перевоспитание. Она бычит на балу под «Золушку» Сенчиной.

Песню превратили в поп-рок, под который в вальсе кружат герои киноленты. Отмечу: «Золушка» в трейлере к фильму «Холоп 2» занимает 60% экранного времени.

Постер к фильму "Холоп 2"
Постер к фильму "Холоп 2"

Или возьмем, к примеру, «Бременские музыканты». Там звучит «Серенада трубадура» из советского мультфильма. Ей уделено примерно 40% экранного времени. В трейлере к фильму также встречаются другие композиции из культового мультфильма.

Напомню, музыку к советским «Бременским музыкантам» написал ушедший из жизни Геннадий Гладков. Автор стихов - Юрий Энтин. Режиссер мультфильма Инесса Ковалевская просила написать киносказке песни. Получился шедевр.

Почему режиссер Алексей Нужный, снявший новых «Бременских музыкантов», не пошел по этому пути? Обратился бы он к Игорю Крутому, Игорю Николаеву и Shaman.

Последний, уверен, придумал как сделать фильм до безобразия узнаваемым. Мало того, он мог бы сыграть Трубадура, которому король состригает дреды под крик «Дай мне!» руку и сердце принцессы. От такого музыкального поворота в зале бы рыдали все.

Кадр из фильма "Бременские музыканты"
Кадр из фильма "Бременские музыканты"

Однако, Нужный переделал старые песни на новый лад и с их помощью теперь будет зарабатывать деньги. Почему? Потому что, люди будут слышать знакомые мелодии, неосознанно возвращаться в прошлое, а затем, на выходе из кинотеатра говорить о том, какой это отличный фильм, не осознавая, что их музыкально загипнотизировали.

На мой взгляд, перед нами точно не оммаж...

Паразитирование на музыкальной советской киноклассике свидетельствует о кризисе оригинальности и новаторства в современном кино. Разучились в нашем царстве-государстве писать стихи и музыку к фильмам/мультфильма, которые через годы, через расстояния остаются со зрителем.

Кадр из фильма "Бременские музыканты"
Кадр из фильма "Бременские музыканты"

Режиссер понимает, что писать музыку к новым «Бременским музыкантам» - рискованное мероприятие. В условиях ограниченного бюджета и неуверенности в коммерческом успехе проще использовать уже проверенные временем стихи и песни. Такой подход уменьшает финансовые риски и обеспечивает определенный уровень зрительского интереса.

Оммаж, на мой взгляд, как ни странно, есть в фильме «Теща». Главная героиня Ольга Николаевна, которую сыграла Лариса Гузеева, прямо говорит, что музыка, которая звучит в новогодней кинокомедии, взята из старых фильмов. Это не копипаст, а уважение к тем композициям, которые трогают душу. Ну и лайк за честность, конечно.

Безусловно, вдохновляться прошлым нужно. Однако, оно должно быть толчком для создания чего-то нового, а не поводом для копирования устаревших идей.

К сожалению, это не тот случай, когда старая сказка помогает творить новую. Увы!

А вы как считаете? Пишите в комментариях, обсудим.