Чего боятся начинающие психологи

Первые шаги сложны в любой профессии. Молодые специалисты проходят путь адаптации к содержанию и условиям деятельности, а этот процесс не может пройти быстро и легко. Начинающие психологи – не исключение, хотя, со стороны кажется, что уж они-то должны видеть все проблемы и «подводные камни» заранее. Но, одно дело – хорошо знать теорию и чужой практический опыт, совсем другое – начать практиковать самому.

Первые шаги сложны в любой профессии. Молодые специалисты проходят путь адаптации к содержанию и условиям деятельности, а этот процесс не может пройти быстро и легко.

Особенно сложно тем, кто начинает частную практику, так как, чаще всего, он может надеяться только на себя и свои знания. Основные причины возникающих страхов связаны с неуверенностью в собственных силах и недостатком информации.

Чего же боится начинающий психолог?

  • Столкнуться с незнакомой ситуацией и сделать что-то не так.

Страх допустить ошибку – наиболее распространённый, так как опыта пока мало, запросы могут быть разнообразны, алгоритмы пока не наработаны. А если в прошлом был опыт серьёзных неудач, то он проецируется на новую ситуацию, увеличивая тревожность и неуверенность. Как это страх преодолеть? Принять как данность, что каждый клиент уникален, что к нему нужно искать индивидуальный подход. Терапия – процесс творческий, зависящий не только от знаний и опыта, но и от умения быть открытым новому опыту и получению новых знаний. Самый опытный психолог может столкнуться с необычным или неясным запросом, ему придётся искать новые подходы и методы. Если не хватает знаний, можно найти нужную литературу, пройти обучение или обратиться к коллегам. Что поможет сделать процесс терапии успешным? Конечно, умение видеть и слышать клиента, т.е. устанавливать контакт и налаживать обратную связь. Вот на это при получении профессии психолога стоит обратить особое внимание. Если контакт есть, то клиент сможет откровенно сказать о возникающем дискомфорте, а значит, специалист сможет своевременно внести корректировки в процесс терапии или направить человека к другому специалисту, более компетентному в данной проблеме.

  • Встретить «сложного» клиента или столкнуться со сложным запросом.

К психологу обращаются разные люди, с разным характером и жизненным опытом, разным мировоззрением и психическим здоровьем. Одни из них понимают, чего хотят, другие имеют нереалистичные запросы или вообще их не могут сформулировать («помогите изменить характер свекрови», «у меня всё плохо, не знаю, что делать» и т.д.). С первых дней практики стоит стремиться к выделению своей категории клиентов, то есть, тех, с кем вы готовы работать (дети, молодые люди, женщины с семейными проблемами, мужчины). Можно на своей профессиональной странице перечислить запросы, с которыми вы работаете. Несомненно, понимание этого приходит не сразу, но лучше начинать с той области, которая вам наиболее знакома.

  • Не сформировать клиентскую базу.

Психолог, работающий, например, в бюджетной сфере, не ищет себе клиентов, так как они приходят сами, или их направляют к нему. В частной практике количество клиентов зависит от умения презентовать себя, активности и инициативы. Но, к сожалению, не все умеют рекламировать свой труд, особенно, если пока нет серьёзных результатов. Многим людям сложно рассказывать о себе, а тем более, давать какие-то гарантии. Для начала можно предложить символическую плату, приглашать знакомых. Можно также обратиться к людям, которые профессионально занимаются рекламой.

  • Навредить клиенту, нанести ему травму, не получить желаемого результата.

Психологами часто становятся люди, имеющие в прошлом опыт психологических травм. Даже, если эти травмы проработаны, память о них остаётся и проецируется на клиента. Понимая, что психика человека – конструкция хрупкая, психолог может быть излишне осторожным, боясь проявлять твёрдость и решительность, постоянно сомневаясь в своих действиях и многократно взвешивая каждый шаг. Что поможет в этом случае? Осознание собственных границ и границ личности клиента, а также понимание, что ответственность за жизнь, чувства и переживания терапевт несёт только в рамках своей деятельности. Соблюдая профессиональную этику и нормативы подходов, специалист предотвращает возможность вредоносного влияния на клиента и ситуацию.

Каждый психолог стремится к результативности процесса терапии, так как это не только даёт полезный опыт и повышает уверенность в собственных профессиональных возможностях, но и создаёт имя, расширяет клиентскую базу, даёт финансовую выгоду. Что делать, чтобы достичь результата терапии? Для начала, чётко осознать цель и границы своей работы. Если психолог определяет себе роль мессии, спасителя и избавителя от всех человеческих бед, то эта цель явно недостижима. Задача терапевта – создавать условия для понимания клиентом самого себя, своих проблем и потребностей, а также находить ресурсы для их решения и удовлетворения. Есть клиенты, которые не готовы работать над собой, а ждут лишь чуда. Другие осознанно выбирают «не меняться». Бывает, человек бросает терапию, так как видит, что изменения нарушают его привычный уклад. Результат терапии зависит не только от терапевта, но и от самого клиента, его ожиданий и ответственного отношения к процессу терапии.

Собственно говоря, в любой сфере деятельности и любой профессии у начинающего специалиста существуют подобные опасения. Это естественно и предсказуемо. К этому нужно быть готовым, изучать опыт других, не стесняться обращаться за советом, искать помощь и поддержку в профессиональном сообществе. Как и в любом начинании, важны мотивация и желание достичь цели. И, конечно, помнить, что неудачный опыт тоже ценен, так как способствует поиску решений и дальнейшему развитию.