Найти тему
О Москве нескучно

Как будет выглядеть Москва через 100 и 200 лет

Наверняка у кого-то из вас хоть раз возникала мысль: а как столица будет выглядеть в далёком будущем? В статье мы с вами посмотрим на возможные варианты облика Москвы в 22 и даже 23 веке. На самом деле, этим вопросом люди озаботились больше 100 лет назад, то есть в дореволюционные времена. В 1914 году, за пару месяцев до начала Первой Мировой, в городе выпустили серию открыток. Сделали это по заказу товарищества "Эйнемъ" (на старый манер название смотрится интереснее). Это кондитерская фабрика. Сейчас она всем известна, как "Красный Октябрь".

Оформление буклета с открытками, где изобразили Москву будущего, 1914. Отсюда: https://totalarch.com
Оформление буклета с открытками, где изобразили Москву будущего, 1914. Отсюда: https://totalarch.com

Предприятие начало существовать в 1850 году. Основал его предприниматель из Пруссии Теодор Эйнем. История фабрики заслуживает отдельной статьи, которую я когда-нибудь, возможно, напишу. Сейчас вам нужна лишь информация о том, что предприятие в том числе прославилось на всю страну своей невероятной рекламой. Она была яркой, интересной, иногда юморной и в целом довольно качественной с точки зрения привлечения покупателей. Ниже приведу несколько примеров.

Скорее всего, открытки 1914 года также являлись частью какой-то новой рекламной кампании. Почему я так думаю, узнаете чуть позже. О самих картинках почти ничего не известно. Историки до сих пор гадают, кто мог быть их автором. На самих открытках этой информации нет. Анонимные художники решили представить, какой может быть Москва в 22 и 23 веке. Получилось весьма интересно. Смогли даже предсказать некоторые архитектурные достопримечательности. Хотя, возможно, что какие-то советские зодчие просто вспомнили о старых картинках, когда занимались своими проектами.

На 200-300 лет вперёд

Начнём прогулку по Москве будущего с Петровского парка. У каждой открытки было описание. Естественно язык ещё дореволюционный, да и воды там достаточно. Поэтому перескажу кратко и понятно. Итак, Петровский парк должен был получить аллеи невероятной ширины. Повсюду били фонтаны. В воздухе не существовало микробов и пыли, зато летали аэропланы и дирижабли. Хоть в описании указано, что одежда на людях образца 23 века, выглядела она всё-таки больше, как вещи из 1914 года.

Таким видели Петровский парк в 2200-х годах. В Путевом дворце, по мнению авторов, располагался бы музей эпохи Петра I. Картинка отсюда: https://cheaptrip.livejournal.com
Таким видели Петровский парк в 2200-х годах. В Путевом дворце, по мнению авторов, располагался бы музей эпохи Петра I. Картинка отсюда: https://cheaptrip.livejournal.com

Далее переместимся на Красную площадь. На этой открытке запечатлён вид примерно от Средних торговых рядов. Здание исторического музея, памятник Минину и Пожарскому, а также башни Кремля на месте. К ним добавилось несколько высотных построек. Через них проложили подвесную железную дорогу (что-то вроде метро). А сама площадь не предполагалась пешеходной. Здесь хаотично двигались трамваи, автомобили и велосипедисты.

Красная площадь примерно в 2214 году. Интересно, что фонари оставили старые. Которые стояли там в начале 20 века. Картинка отсюда: https://fishki.net
Красная площадь примерно в 2214 году. Интересно, что фонари оставили старые. Которые стояли там в начале 20 века. Картинка отсюда: https://fishki.net

Теперь давайте посмотрим на Москву-реку. Открытка показывает нам вид с Софийской набережной ближе к современному Большому Каменному мосту. Но здесь можно заметить совсем другую конструкцию. Чем-то напоминает Крымский образца 1938 года или даже мост Золотые Ворота в Сан-Франциско. Его тоже на момент создания открытки ещё не было. Конструкции возвели в 1937-м. В описании нам рассказывают про большой торговый порт. А сама Москва-река станет настолько полноводной, что по ней будут рассекать крупные транспортные крейсеры и пассажирские пароходы. Кстати, обратите внимание на одежду людей. Художники "Эйнема" считали, что к 23 веку Москва станет мировым торговым центром. Здесь будут жить люди почти всех земных национальностей.

Торговый порт на Софийской набережной Москвы-реки в 23 веке. Над ним свисает мост, а слева огромный пароход. Картинка отсюда: https://totalarch.com
Торговый порт на Софийской набережной Москвы-реки в 23 веке. Над ним свисает мост, а слева огромный пароход. Картинка отсюда: https://totalarch.com

А вот Большой Москворецкий мост должен был остаться таким же, каким его построили во второй половине 19 века. Все новые высотные здания исключительно торговые. Там разместятся офисы разных компаний. Из транспорта нам показали гидроплан, автомобили, трамваи, а также знакомую по предыдущим открыткам подвесную железную дорогу.

Обратите внимание, что Кремль здесь и на других открытках белый. Он действительно был таким до конца 19 века, потому что его красили. Потом делать это перестали. Постепенно белизна отваливалась, показывая москвичам обыкновенный красный кирпич. Картинка отсюда: https://totalarch.com
Обратите внимание, что Кремль здесь и на других открытках белый. Он действительно был таким до конца 19 века, потому что его красили. Потом делать это перестали. Постепенно белизна отваливалась, показывая москвичам обыкновенный красный кирпич. Картинка отсюда: https://totalarch.com

Предлагаю заглянуть на Театральную площадь 23 века. Из привычного для нас тут видно только здание Большого театра. Огромная постройка чуть правее, по всей видимости, ЦУМ. Или "Мюр и Мерилиз", как он тогда назывался. То есть предприятие торговли стало таких огромных размеров, что, похоже, поглотило Малый театр. Из привычного уже для вас тут подвесная железная дорога и разный воздушный транспорт.

На ближнем плане вы видите пожарную машину будущего. Она мчится на тушение возгорания в левом верхнем углу открытки. Возможно, это такая отсылка на сильный пожар, который случился в мае 1914 года в здании Малого театра. Картинка отсюда: https://cheaptrip.livejournal.com
На ближнем плане вы видите пожарную машину будущего. Она мчится на тушение возгорания в левом верхнем углу открытки. Возможно, это такая отсылка на сильный пожар, который случился в мае 1914 года в здании Малого театра. Картинка отсюда: https://cheaptrip.livejournal.com

Добро пожаловать на Лубянскую площадь 22 века. Удивительно, как многое в этом предсказании совпало. Высотные здания на заднем плане. Левая постройка чем-то напоминает Центральный детский мир. А ещё угадали с расположением станции метро. Правда носила она немного другое название. Да и стиль оформления больше отсылал к Парижскому метрополитену.

А вот и то, почему эти открытки, скорее всего, рекламные. На заднем плане хорошо видно дирижабль "Эйнемъ". Он, согласно описанию, везёт шоколад в магазины Тулы. Удивительно, несмотря на изображение огромного количества разного футуристичного по тем временам транспорта, художники считали, что лошади по прежнему будут в ходу. Картинка отсюда: https://totalarch.com
А вот и то, почему эти открытки, скорее всего, рекламные. На заднем плане хорошо видно дирижабль "Эйнемъ". Он, согласно описанию, везёт шоколад в магазины Тулы. Удивительно, несмотря на изображение огромного количества разного футуристичного по тем временам транспорта, художники считали, что лошади по прежнему будут в ходу. Картинка отсюда: https://totalarch.com

Далее посетим с вами довольно любопытное место: Центральный вокзал в 2114 году. Его особенность в том, что там соединяются пути как наземного, так и воздушного транспорта. Для желающих предполагалась бы возможность "двигаться с быстротою телеграмм". Наверное, это что-то вроде мгновенного перемещения.

Скорее всего, авторы открыток думали, что Центральным вокзалом станет платформа Каланчёвская. На заднем плане вы можете различить черты Ярославского вокзала. Наземный транспорт здесь, кстати, совсем не выглядит чем-то из будущего. Он больше напоминает то, что ездило по улицам города в 1914 году. Картинка отсюда: https://totalarch.com
Скорее всего, авторы открыток думали, что Центральным вокзалом станет платформа Каланчёвская. На заднем плане вы можете различить черты Ярославского вокзала. Наземный транспорт здесь, кстати, совсем не выглядит чем-то из будущего. Он больше напоминает то, что ездило по улицам города в 1914 году. Картинка отсюда: https://totalarch.com

Ну и напоследок заглянем на Ленинградский проспект (Санкт-Петербургское шоссе) в 2259 году. Вместо асфальтового покрытия на дороге сделали лёд. По нему с высокой скоростью двигаются специальные аэросани. Но самое главное, на месте тот самый знаменитый ресторан "Яр". Он и в 23 веке, по замыслу художников, должен был оставаться одним из главных мест Москвы для веселья. В наше время он снова работает, правда здание уже совсем другое. Его построили в годы СССР, чтобы разместить там гостиницу "Советская".

Здание ресторана "Яр" в 2259 году. Художники думали, что это будет своеобразный уголок старой Москвы среди нового мегаполиса будущего. Относительно ледяной поверхности шоссе было бы интересно узнать, как движение организовывали в тёплое время года. Картинка отсюда: https://totalarch.com
Здание ресторана "Яр" в 2259 году. Художники думали, что это будет своеобразный уголок старой Москвы среди нового мегаполиса будущего. Относительно ледяной поверхности шоссе было бы интересно узнать, как движение организовывали в тёплое время года. Картинка отсюда: https://totalarch.com

На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории столицы. Москва намного интереснее, чем кажется. Удачи!