В Туркменабаде растут цены на продукты питания. Как считают местные жители, из-за этого в городе участились случаи воровства. А на днях на территории одной из городских поликлиник повесился молодой парень.
В последнее время жители административного центра Лебапского велаята перестали вывешивать белье сушиться на улицу. Вещи нередко крадут, причем, не только одежду, но и одеяла и простыни. Жильцы нижних этажей массово устанавливают на окнах решетки, потому что воры залезают через окна даже в квартиры на вторых этажах. И это неудивительно: дороговизна загоняет людей в тупик, пишут СМИ.
Трехлитровая бутылка разливного хлопкового масла в госмагазинах сейчас стоит 40 манатов, причем в нагрузку надо еще и приобрести неликвидные товары. А бутылка масла «Ахал» обходится в 32 маната. За короткий срок цены поднялись вдвое. Это субсидированные цены, у частников масло еще дороже.
Килограмм рыбы на рынке стоит 100 манатов, хотя это местная рыба, которая выловлена в Лебапском велаяте. Зарплаты в Туркменабаде находятся на уровне 1200-2000 манатов, а, например, пенсии некоторых инвалидов не превышают 600 манатов. То есть на весь свой доход они могут купить шесть килограммов рыбы. Кроме того, в городе большое количество безработных.
Некоторых людей нищета доводит до отчаяния. 30 ноября на задней стороне здания поликлиники №2 обнаружили тело молодого человека. Юношу славянской внешности нашли повешенным. Очевидцы сообщили, что он был очень бедно одет. На место прибыло большое количество полицейских. В чем именно причина суицида, пока неизвестно.
Рост цен на продукты питания наблюдаются в Туркменистане уже несколько лет. На рынках есть любые товары, но они не по карману большинству граждан. В государственных магазинах продукты не всегда есть в наличии, за ними выстраиваются очереди. Ограничивается количество товара, отпускаемого в одни руки, навязывается неликвид в нагрузку.
В период пандемии COVID-19 продукты распределялись в пайковом режиме: каждая семья могла ежемесячно приобрести лишь ограниченное количество муки, масла, окорочков и других товаров. Сейчас от этой практики, в основном, отказались, но сложности с питанием у многих семей по-прежнему существуют.
Нередко граждане решают вопрос, отправляясь на заработки за рубеж либо полностью переезжая семьями. В недавнем прошлом жители Туркменабада ехали в основном в Турцию и на Кипр. После того, как в 2022 году Турция по требованию туркменских властей ввела визы, чаще стали уезжать в Россию. Власти Туркменистана пытаются препятствовать снижению численности населения, например, искусственно создавая сложности с выдачей загранпаспортов.
В то же время...
Жители сёл в Байрамалинском, Туркменкалинском и Ёлётенском этрапах Марыйского велаята обеспокоены нашествием крыс и других грызунов.
В связи с продолжающейся в южном регионе засухой и необычной для поздней осени тёплой погодой в жилых домах и коровниках наблюдается настоящее нашествие грызунов.
«Крысы наносят ущерб нашим домам и огородам», говорит один местных жителей.
Грызуны, считающиеся переносчиками заразных болезней, роют норы под стенами, заселяясь в подвалах домов. Крысиные норы также появляются под стенами коровников.
«Крысы делают норы под фундаментом домов, нанося серьёзный ущерб», говорит другой житель одного из сёл.
Жители сёл самостоятельно пытаются бороться с нашествием крыс и грызунов.
«Чтобы выгнать крыс мы попытались затопить их норы водой, подумали, что таким образом можно будить выгнать их из нор, когда там нечем станет дышать. Но, как оказалось, они вырыли много выходов, и я полчаса насосом заливал подвал. Но пока вода дошла до других выходов норы, у в стене одной их комнат появилась трещина. Мои дети, испугавшись выбежали из дома», рассказывает сельский житель.
По словам местных жителей, санитарно-эпидемиологические службы неспособны предложить способ борьбы с грызунами.
Специалисты объясняют распространение грызунов засушливой погодой, что заставляет грызунов вторгаться в населённые пункты в поисках пищи.
В эти дни в юго-восточных регионах Туркменистана сохраняется необычная для поздней осени тёплая и засушливая погода, часто наблюдаются пыльные бури.
Согласно метеорологическим данными, 27-28 ноября в этих регионах днём температура воздуха составляла 25-27 градусов тепла. В целом засуха наблюдается последние три года.
«Из-за того, что засушливая погода держится, крысы и другие грызуны не могут найти пищу в пустыне, и начинают вторгаться населённые пункты и даже в дома людей», говорят жители Марыйского велаята.
О нашествии грызунов в юго-восточных регионах корреспонденты Радио Азатлык сообщают с мая этого года.
Увеличение поголовья крыс в том числе наносят урон сельскохозяйственным угодьям.
«Ущерб нанесён и посевным полям… Крысы разрыли все поля, куда могли добраться. Осенью я засеял свой приусадебный участок клевером. Когда я начал его поливать, через крысиные норы вода начала разливаться на участок соседа. Оказалось, крыса прорыли целые туннели между нашими участками», рассказал местный дайханин.
Власти Туркменистана на протяжении многих лет в этарапах и городах проводят кампанию по истреблению кошек и собак, что по мнению местных жителей также могло способствовать распространению грызунов. Местные жители перестали держать дома кошек, говорят они, а в тех домах, где кошки остались, мышей и крыс заметно меньше.
Корреспонденты Азатлыка в 2019 году сообщали о распространении грызунов в Ашхабаде, а в 2020 году наблюдалось нашествие мышей в Туркменабаде.
В августе и октябре этого года наши корреспонденты сообщали и о нашествии термитов в Ёлётенском этрапе Марыйского велаята.
Также в июне сообщалось, что ряд регионов страны пострадал от саранчи.
А недавно из Ашхабада сообщали о распространении постельных клопов в жилых домах, гостиницах и детсадах.
Государственные СМИ проблемы распространения крыс, мышей, термитов, постельных клопов и других вредителей не освещают.