Навигация по Северному морскому пути и меняющаяся динамика нефтегазового рынка
Поставки СПГ и нефти по Северному морскому пути
Согласно последним данным, поставки российского СПГ по Северному морскому пути (СМП) в восточном секторе остались на том же уровне, что и в 2022 году. Однако поставки российской нефти в КНР значительно увеличились. Российские нефтяные компании отгрузили по СМП 1,5 млн тонн нефти по сравнению всего с одной отгрузкой в предыдущем году.
Поставки СПГ "НОВАТЭКом" и завершение навигационного сезона
ПАО "НОВАТЭК", крупный игрок российской газовой отрасли, завершил свой последний в этом сезоне рейс танкера СПГ по СМП. В общей сложности по маршруту был отправлен 31 груз, что эквивалентно 2,27 млн тонн СПГ. Последняя партия СПГ была выгружена в китайском порту Цаофайдянь 1 декабря. Поставки "НОВАТЭКа" в 2023 году соответствовали уровню предыдущего года: восемь спотовых поставок, остальные по долгосрочным контрактам.
Спотовые поставки СПГ "Газпромом" и изменение баланса поставок
ПАО "Газпром", еще один крупный игрок российской газовой отрасли, в августе отправил спотовую партию СПГ в объеме 70 тысяч тонн китайской компании "Beijing Gas Group". Однако общий объем поставок по СМП отстал от рекордного 2021 года. Вместо этого ПАО "НОВАТЭК" увеличил поставки в Европу, где цены выше, а расстояния транспортировки короче. Это отражает изменение баланса поставок между Европой и Азией, при этом Европа вновь становится континентом, импортирующим больше всего СПГ в мире.
Перспективы на будущее и роль "Арктик СПГ-2"
Ожидается, что рост поставок СПГ на азиатский рынок в 2024 году будет связан с вводом в эксплуатацию первой очереди проекта "Арктик СПГ-2". Однако соотношение цен на СПГ на европейском и азиатском рынках сыграет значительную роль в определении масштабов этого роста. Кроме того, увеличение поставок российской нефти по СМП подчеркивает более короткое логистическое плечо по сравнению с Суэцким маршрутом, что делает его привлекательным вариантом для экспорта.
Таким образом, стагнация транспортировки газа по СМП отражает меняющуюся динамику мирового рынка СПГ, при этом Европа восстанавливает свои позиции в качестве основного импортера. Завершение навигационного сезона ПАО "НОВАТЭК" и увеличение поставок российской нефти по СМП указывают на растущую важность этого маршрута. Поскольку Россия готовится к запуску проекта "Восток Ойл", ожидается, что использование СМП продолжит расти, особенно с учетом возможности круглогодичной навигации к 2024 году. Однако задержки со строительством необходимых атомных ледоколов могут повлиять на сроки достижения этой цели.