Найти тему

Слово пацана - что не так с сериалом?

Оглавление

Заметил, что в стране начинается очередная истерика, связанная с выходом на экраны сериала "Слово пацана".

Давайте разберемся, что не так с сериалом или зрителями

Псы с городских окраин — есть такая порода. С виду — обычная стая, их больше от года к году. У них смышленые морды и, как у нас, слабые нервы. Но каждый из них такой гордый, и каждый хочет быть первым. Они собираются в стаи, еще не зная, что делать. Может, просто полают, а может, кого-то заденут.

Наткнувшись на волну хайпа, я посмотрел пару серий. Он посвящен молодежным группировкам Казани 80-х гг. Это явление называлось "казанский феномен", но вот по факту это было по всей стране. Особенно сильно оно проявлялось в национальных окраинах и промышленных городах.

Я жил в те времена в Элисте, после чего мы переехали в Оренбургскую область. Затем служил в Элисте, и могу вас уверить, все это цвело и пахло и там, и там. Вся Элиста была поделена на районы, иной раз складывалось впечатление, что сколько улиц в городе - столько и группировок. Хомуты, демьяновские, шушенские, стопики, гномы, квартал и так далее, всех и не упомнить. И каждый район строго контролировался, доходило до смешного, чтобы сходить в магазин ребята передвигались короткими перебежками, так как магазин мог находиться на территории района контроля другой молодежной группировки. Сходить в центральный парк "Дружба" могли не только лишь все, потому что если ты не входишь в группировку, которая его контролировала, то будь уверен - получишь по шее.

Парк дружба, Джанграчи
Парк дружба, Джанграчи

В Оренбургской области было немного мягче. Но надо понимать разницу между городом, хоть и небольшим, и поселком. В поселке точно также можно было выхватить по шее, если ненароком зашел в район другой школы. Так уже короткими перебежками пришлось передвигаться мне за хлебом, потому что это уже был район второй школы, а я учился в первой.

-3

Драки были серьезными и жестокими. Все эти сказания про то, что "Дрались до первой крови" или "С девушкой не трогали" - вызывают смех. Толпа на толпу, толпа против одного, электроды, кастеты, велосипедные цепи, забивание ногами и даже, пардон, опускание - вот это реальность.

Я живу на Ваях, мне, поверь, не ведом страх,
Но от этой страшной мысли происходит стук в зубах
На Чижовке ты живёшь, и к тебе не пройдёшь
Так чижовские замесят, что до дома не дойдёшь

А вот в городах было тоже самое, что в Элисте. Вообще большой вопрос, где было больше хардкора, в Элисте или Орске. Подростки, которым "повезло" учиться в Орске, получали по морде и у них отнимали деньги прямо уже на перроне, когда они сходили с электрички. Ибо нефик, тут вам не там, тут наша корова и мы ее доим.

Результаты опроса учащихся ПТУ орска, 1989 год
Результаты опроса учащихся ПТУ орска, 1989 год

Не менее веселая картина была в Новотроицке или Бугуруслане. Почитайте воспоминания Дениса Оканя, он учился в Бугурусланском летном училище, много интересного найдете про реалии быта тех лет. Современные АУЕ - это смех один в сравнении с теми парнишками.

Откуда же взялось это явление? У меня есть несколько объяснений этому:

1. Большее число молодежи. Именно молодежь склонна с авантюрам, жестокости и криминалу. С возрастом человек умнеет и ему просто становится лень шляться по улицам и творить всякую дичь.

2. Внедрение в подростковую среду множества людей с криминальным прошлым. Кто в курсе нашей истории, тот имеет представление, как много людей в те времена прошли тюремные университеты. Это внедрение началось не внезапно в конце 70, рост подростковой преступности начался в 60-е. А потом шел по нарастающей. Я сам помню, как в детстве нам рассказывали "старшаки" с тюремным опытом про "суровые, но справедливые законы зоны", как просили (а потом требовали) скинуться "на грев пацану, которого мусора закрыли по беспределу" ("беспредел" - это изнасилование девчонки, подумаешь, какая "мелочь", сама спровоцировала) и так далее.

3. Отстранение родителей от детей. Родители зарабатывали деньги, а многие просто бухали, им не до детей было. Ведь не так просто начали антиалкогольную кампанию в 1985 году, при том далеко не первую, народ стремительно спивался.

4. Возможно самая главная. Девушку можно вывезти в Москву, но трудно деревню вывезти из девушки. Русские - это городская нация в первом поколении. В советские времена произошла массовая урбанизация, люди переезжали в города, но оставался еще в них сельский быт и нравы. Посиделки на лавке перед подъездом - это как раз городская версия посиделок бабушек перед домами в деревне. Для сельской местности вообще характерно четкое деление свой/чужой. Кто не верит пусть съездит в село к бабушке и сходит в клуб и замутит с местной девушкой. Там ему объяснят быстро и популярно. Драки улица на улицу, село на село, поездки в соседнее сило на дискотеку с мордобоем - это все реалии быта, которые уже не один век, кулачные бои описаны еще в "Повести временных лет". И вот люди приехали в город, а село в них осталось.

Поэтому ничего ужасного и нового я не увидел в этих сериях. Это все было. Да, показано жестоко и натуралистично, а как еще показать жестокость? Посмотрите "Заводной апельсин", там снято похлеще, чем в сериале, а кино считается классикой.

Но удивляет реакция. Она началась и в соцсетях, там множество людей пишут однотипные комментарии в таком духе: "Насмотрятся сериалов зумеры и поймут, как здорово собираться толпой и держать весь район. Отменить". При этом очень похоже, что люди вообще не смотрели его, потому что текст повторяется у разных людей слово в слово.

Это вызывает у меня недоумение и смех. Если подростки так восприимчивы к кино - то откуда взялись "Тяп-ляп" и "Хади Такташ". "Прибалтийцы" и "Черные тигры" в Орске? Гопари в Бугуруслане? "Янки" в Элисте? И так далее. Ведь тогда показывали до исключительности правильные и идеологически выдержанные фильмы про пионеров-героев и комсомольцев-добровольцев. Я просмотрел несколько фильмов недавно, приторно до патоки и во рту вкус картонного агитпропа.

Но при этом подростки вовсе не хотели походить на Валю Котика или Марата Казея, а хотели быть похожи на "старшака" из ПТУ, который выбивает деньги из чушканов. А старшак равнялся не на единственно верное учение, а на Гошу Бузулукского, настоящего вора в законе.

Михаил Трусов и еще кто то-то - настоящие герои оренбургских подростков а не ваши эти комсомольцы революционных лет
Михаил Трусов и еще кто то-то - настоящие герои оренбургских подростков а не ваши эти комсомольцы революционных лет

Да и какую романтизацию образа гопника увидели? Кровь, мордобой, сцены изнасилования, забивания ногами - в этом героизм и романтика? Как по мне - то наоборот, насмотревшись такой дичи не пойдут в банды.

Ведь при желании пропаганду найти можно везде. Кто хочет чёрта - найдет его у себя под подушкой. "Заводной апельсин" - это не пропаганда насилия? А голливудские боевики с массовыми расстрелами, побоищами и насилием, да тот же "Терминатор"? Про компьютерные игры вообще классика, только ленивый не заявлял, что это самая что ни есть посконная пропаганда и подрыв скреп. Кстати, о скрепах, в том же "Подростке" самого Федора Михайловича есть описания самоубийства Крафта. А наверно самая яркая сцена - самоубийство соседки Васина, молодой образованной девушки Ольги. Она дала объявление в газету в поиске работы, хотела давать уроки детям. На объявление откликнулся Версилов, дал Ольге задаток и обещал вакансию найти. Однако у Ольги было богатое воображение и негативный опыт прошлого трудоустройства, когда она по ошибке пришла устраиваться в публичный дом. Решив, что Версилов хочет вступить с ней в интимную близость, она с великим трудом отыскала его адрес и вернула задаток. А потом вернулась домой и повесилась. А давайте отменим "Достоевского" вот уже где бесконечный источник духовных терзаний и сложнейших психологических испытаний. Впрочем вообще вся русская литература 19 века до крайности негативна.

Вчера произошло убийство подростка в Иркутске. И не в меру ретивые радетели за психологическим здоровьем подростков, как в Интернете, так и в Госдуме завопили на все лады: "Это тлетворное влияние сериала "Слово пацана". Ну а что, иначе никак не может быть. Видимо до этого не происходило в Иркутске и области подростковых преступлений, их не убивали, не били морды, была тишь, гладь да Божья благодать, а тут сняли кино - и началось. Да еще игры ваши компьютерные, насмотрятся ГТА - и пошло насилие. Особенно забавляет, что депутаты попросили проверить и сериал по роману А. Иванова "Пищеблок". Уж не знаю, что там криминального нашли, видимо опасаются, что посмотрев его подростки станут вампирами и начнут сосать друг у друга кровь.

Поэтому по моему личному глубокому убеждению, что все это - дикий бред. Он проистекает от того, что родители сами не знают своих детей. Дети нынче сидят в интернете и компьютерных играх и эти сериалы им глубоко побоку. Если кто и посмотрит - то не пойдет собираться в банды и творить беспредел. Для них это как для меня фильмы в их возрасте про комсомольцев Гражданской войны. То есть чисто развлекательное кино. Никто не будет объединяться сейчас, это никому не нужно. Оно вообще нацелено на другую возрастную аудиторию - людей среднего возраста, которые столкнулись с этим.

Да, есть тяжелые подростки из асоциальных семей, хотя их гораздо меньше, чем раньше. Они готовая почва для криминала. Но причина не в этом, а в бедности, неудовлетворенности жизнью, в пьющих родителях, которым они не нужны, отсутствии других форм досуга, отсутствие цели в жизни. Кино, музыка, книги, сериалы могут сподвигнуть на дикость только тех людей, которые готовы к этому. И это будет только подов, а не причина. А у нас хотят популизма, опять бороться с поводами, а не долго и нудно лечить социальные болезни.

У меня же на сегодня все, если было интересно - ставьте лайк и подписывайтесь.