Бескозырка с ленточкой «Марат» — мечта довоенных мальчишек. Были тогда в продаже такие детские бескозырки. А если уж идет моряк с этого линкора, то обязательно в сопровождении малышей.
Ивану Петровичу Козыреву действительную воинскую службу довелось проходить на «Марате». Овладел специальностью котельного машиниста настолько хорошо, что в последующей работе на кожевенном заводе это пригодилось. В предвоенные годы он работал начальником электростанции. Грянула война, и Ивана Петровича вновь призвали на флот, направили на бывший буксирный пароход «Ижорец» Северо-Западного пароходства.
Переоборудованный в боевой корабль-тральщик, «Ижорец» получил наименование ТЩ-82 и 14 июля 1941 года вступил в состав Ладожской военной флотилии.
ТЩ-82 принял участие в эвакуации 142 и 198 стрелковых дивизий из Кексгольма. В сентябре 1941 года трижды ходил к Шлиссельбургской крепости, доставляя боеприпасы и продовольствие, эвакуируя раненых. Походы совершались в основном ночью по извилистому фарватеру с погашенными створами. Вот где пригодился богатый опыт капитана корабля Ивана Павловича Тюнькова, бывшего до войны капитаном-наставником Северо-Западного пароходства. Под стать ему была и команда — боевая, дисциплинированная.
В навигацию 1942 года ТЩ-82 буксировал железнодорожные паромы между портами Морье и Кабона. В книге З.Г. Русакова «Нашим морем была Ладога» описан один из эпизодов в жизни корабля.
Это был памятный день 30 октября. Тральщик ТЩ-82 под командованием старшего лейтенанта И.П. Тюнькова на переходе из Осиновца в Кабону, имея на буксире паром с железнодорожными вагонами, подвергся налету восьми «Юнкерсов» и пяти «Мессершмиттов». В поединке с ними корабль получил сотни пробоин. Из 32 членов команды только 5 остались в строю. Однако благодаря умелому руководству механика техника-лейтенанта А.Н. Валькова моряки тральщика довели его своим ходом до порта. И спустя короткое время он снова вышел на трассу.
В этом бою погибло шесть человек. Почти весь экипаж был ранен и контужен, но оставался на боевых постах. За героические действия вся команда была награждена орденами и медалями. Среди них и И.П. Козырев.
Вот что пишут о нем бывший комиссар А.А. Копылов и старший механик А.Н. Вальков, дополняя в рассказе друг друга: «Знали мы Ивана Петровича как смелого моряка, высококлассного специалиста. Вахта командира отделения котельных машинистов старшины первой статьи Козырева надежно обеспечивала ход корабля. В бою 30 октября 1942 года все отделение было ранено и контужено. Моряки заделывали пробоины, не дали остановиться машинам, что способствовало спасению корабля. Орден Красной Звезды И.П. Козыреву был достойной наградой».
Окончились бои на Ладоге, и ТЩ-82 перешел на Балтику, участвовал в освобождении Моонзундского архипелага. 5 декабря 1944 года во время траления Даугавы корабль подорвался на магнитной мине. 20 моряков похоронены на Балдерийском кладбище Риги в братской могиле: капитан И.П. Тюньков, старшина первой статьи И.П. Козырев, минер А. Артемов, пулеметчик Н. Гагулин, юнга А. Киреев и другие. Сообщил об этом в Осташковский район сестре моряка Марии Петровне Северовой, работавшей тогда председателем Сиговского сельсовета, парторг корабля лейтенант М.Г. Тюков. Он писал: «За смерть вашего брата мы отомстим фашистам». За смерть брата мстили также Николай, Василий и Евгений Козыревы. Им довелось встретить Победу. В послевоенные годы Василий Петрович трудился в конструкторском бюро кожзавода. Был активным рационализатором. Николай Петрович работал в Осташковском горисполкоме заведующим отделом сельского хозяйства. Евгений Петрович 11 лет был директором МТС и 23 года председателем колхоза в Старицком районе.
На стеле, установленной на территории кожзавода, есть имя И.П. Козырева, не вернувшегося с войны. В школе № 33 города Риги создан музей ТЩ-82. В поисках материалов помогают школьникам оставшиеся в живых военные моряки И.Н. Щукин, А.А. Копылов, А.П. Соломановский, А.Н. Вальков, П.А. Аверин.
Е. СЕЛЕЗНЕВ.
На снимке: И.П. Козырев.
Газета "Заря коммунизма", №№ 56-57 (8712-8713), 9 мая 1985 г.