До 1842 года никто не слышал слова «динозавр».
Но когда известный анатом Ричард Оуэн сгруппировал трех доисторических животных с любопытными общими чертами, он изменил представление мира об ископаемых рептилиях.
Люди повсюду, вероятно, натыкались на кости динозавров на протяжении тысячелетий, даже не зная, что они собой представляют. Эти странные открытия окаменелостей, возможно, даже послужили одним из источников вдохновения для драконов.
Для динозавров это был нелегкий путь: около 80 лет наука считала их ненастоящей группой. Но с 1970-х годов «ужасные ящерицы» снова завоевали расположение палеонтологов.
Откуда взялись динозавры?
Открытие Динозаврии
Сэр Ричард Оуэн (1804–1892) был одним из самых известных сравнительно-анатомов своего времени. Он не только инициировал разделение Британского музея и его расширяющейся коллекции естественной истории, основав таким образом Музей естественной истории, но также обучал детей королевской семьи наукам и прославился враждой с современниками-учеными, в первую очередь с Чарльзом Дарвином.
В начале 1800-х годов на юге Англии был сделан ряд открытий окаменелостей, в том числе мегалозавра (описанного Уильямом Баклендом в 1824 году), а также игуанодона и гилеозавра (описанных Гидеоном Мантеллом в 1825 и 1833 годах соответственно). Анализируя эту тройку находок, Оуэн заметил общие характеристики.
У игуанодона и мегалозавра он мог видеть, что позвонки у основания позвоночника, теперь известные как крестец, срослись во время жизни животных. По фрагментам окаменелостей Оуэн определил, что гилеозавр также обладал этой характеристикой.
На основании этого наблюдения и других сходств он поместил животных в новую группу, как подробно описано в его «Отчете о британских ископаемых рептилиях». Его первая речь перед Британской ассоциацией, на которой был основан отчет, была произнесена в июле 1841 года и предположительно длилась два часа.
Именно в своем отчете, опубликованном в 1842 году, Оуэн впервые использовал термин «динозаврия».
Дизайнер динозавров
Слово «Динозаврия» имеет греческие корни и часто обозначается как «ужасная ящерица». Но, придумав этот термин в своем отчете, Оуэн вместо этого называет динозавров «ужасно огромными», признавая их большие размеры, значительно превосходящие размеры любой ныне живущей рептилии.
Хотя ископаемые скелеты были далеки от завершения, палеонтологи того времени пытались определить размер динозавров, увеличивая масштабы живых ящериц. По их оценкам, некоторые динозавры имели длину 60 метров.
Оуэн скептически относился к таким огромным размерам. Вместо этого он измерил отдельные позвонки и оценил их общее количество, основываясь на позвонках ныне живущих крокодилов. Это позволило получить более реалистичную длину — около девяти метров для мегалозавра и игуанодона.
В то время как другие ученые продолжали использовать современных ящериц в качестве модели, а у динозавров ноги расходились по бокам тела, Оуэн был уверен, что ноги животных находились прямо под их телами, чтобы поддерживать их большие размеры. Он изобразил их в такой же манере и пропорциях, как и у современных четвероногих млекопитающих.
Последующие исследования, основанные на идее Оуэна о позе динозавров, теперь являются одной из ключевых особенностей, используемых для дифференциации их от рептилий, не являющихся динозаврами.
В своем провозглашении новой группы Dinosauria, хотя и называл этих животных ископаемыми ящерицами, Оуэн заявил, что они похожи на толстокожих млекопитающих. Хотя эта таксономическая группа больше не используется, она представляла собой группу крупных животных с толстой кожей, таких как слоны и бегемоты.
Это в некоторой степени объясняет, почему коренастые модели динозавров 1850-х годов в Хрустальном дворце, научным консультантом которых был Оуэн, имеют намек на носорога.
Первое открытие динозавра
Мегалозавр считается первым динозавром, описанным в научной литературе. Но судя по окаменелости, обнаруженной в семнадцатом веке, он мог быть известен под другим названием.
В середине 1600-х годов ископаемая кость была приобретена доктором Робертом Плотом, первым хранителем Оксфордского музея Ашмола. Он отметил, что оно выглядело почти так же, как нижняя часть человеческой бедренной кости. Он включил иллюстрацию необычного окаменелости в свою книгу 1677 года «Естественная история Оксфордшира», но у этого произведения не было названия.
Окаменелость была обнаружена в округе Оксфордшир в Корнуэлле. Хотя Плот не уточнил тип породы, в которой было найдено ископаемое, карьеры в этой части Великобритании состоят из известняка, датируемого средней юрой.
Английский врач Ричард Брукс рассмотрел работу Плота в 1763 году в своем сборнике книг «Новая и точная система естественной истории». В пятом томе он назвал окаменелость Плота Scrotum humanum, просто заявив, что «были обнаружены камни, точно представляющие интимные части тела человека».
Но, как выяснилось много лет спустя, ни Плот, ни Брукс не знали, что это за окаменелость на самом деле.
S. humanum сегодня не используется, хотя могло бы быть. Линнеевская система научных названий возникла в 1758 году, за пять лет до описания кости. Позже считалось, что окаменелость Плота принадлежала мегалозавра . Поскольку мошонка была описана 60 лет назад, мегалозавра можно было считать синонимом.
Однако окаменелость Плота теперь утеряна, и ученые сегодня не могут подтвердить, был ли это мегалозавр . В 1990-х годах Международная комиссия по зоологической номенклатуре определила, что Scrotum humanum не является действительным научным названием.
Таким образом, описательное имя Брукса было официально проигнорировано, и мегалозавр сохранил за собой славу первого официального динозавра.
Близкий вызов динозаврам
Динозаврия Оуэна почти подошла к концу в конце 1800-х годов. Делалось все больше открытий ископаемых рептилий, и палеонтологи начали искать способы связать животных вместе.
Возникли две ключевые группы: птицетазовые («птицетазовые») и ящеротазовые («ящерицетазовые»). В 1888 году палеонтолог Гарри Сили опубликовал статью об этих двух новых группах и осудил динозавров Оуэна, заявив, что они «не существуют как естественная группа животных».
Концепция клады Dinosauria вышла из моды. Его считали не чем иным, как смесью лишь отдаленно родственных рептилий.
Но доказательства, собранные в 1970-х годах, в том числе то, что птицы произошли от группы динозавров, показали, что динозавры в конце концов не были устаревшей группой. Под руководством в первую очередь американских палеонтологов Роберта Баккера и Джона Острома начался «ренессанс динозавров», вернув динозавров в центр внимания, и палеонтологи снова стали считать их полноценной группой.
Сегодня ученые музея профессор Пол Барретт и доктор Сьюзи Мейдмент входят в число тех, кто продолжает исследовать генеалогическое древо динозавров и то, как они развивались.