В квартиру позвонили. Ольга брезгливо посмотрела на мужа.
— Твоя пришла, — усмехнувшись, произнесла она.
Павел засуетился.
— Я открою, — сказал он.
«Вот же странная ситуация, — думал Павел, выходя из гостиной в прихожую и идя к двери. — Не понимаешь, как и вести-то себя. У других, смотришь, всё как-то легко и просто. Разошлись, и дело с концом. А тут! Не знаешь, что и ожидать. Хорошо хоть дети совершеннолетние. Но я всё равно! Помогать им буду всегда. Пусть не думают».
Вчера Павел признался жене, что любит другую и попросил отпустить его по-хорошему.
— Я виноват перед тобой, Оля, — оправдывался вчера вечером Павел. — Признаю. Но... Я не виноват. Это всё — любовь. Будь она неладна. Кто только придумал. Ведь жили же. Да, Оленька? Двадцать два годочка уже вместе. И всё у нас хорошо было. А тут на тебе. Угораздило влюбиться. Веришь, никогда ничего подобного со мной не было.
Ольга испытывала двоякие чувства. С одной стороны, ей было обидно. А с другой стороны, известие о том, что муж любит другую, не удивило Ольгу. Она уже давно что-то подобное подозревала. Слишком многое указывало на это. И вот теперь признание.
— В кого же ты там так влюбился-то? — спросила Ольга.
Признание мужа вызвало в Ольге что-то вроде презрительной жалости. Она привыкла видеть мужа сильным, уверенным в себе человеком.
«А тут? — думала Ольга. — Какое-то жалкое подобие прежнего его. Размазня. Как будто ему не пятьдесят пять, а семнадцать лет. Уйти, как мужчина, и то не может. Расчувствовался. Того и гляди расплачется. Смотреть противно».
— Ты что-то спросила? — испуганно произнёс Павел.
— Влюбился, спрашиваю, в кого?
— В одну девушку, — ответил Павел.
— Рассказывай, — спокойно, но требовательно произнесла Ольга.
И Павел рассказал, что зовут её Оксаной, и ей двадцать лет.
— А недавно она приехала в Москву, учиться на...
Павел запнулся, так как забыл, на кого приехала учиться Оксана.
«Да и так ли это важно сейчас, — думал Павел, пряча от жены испуганный взгляд. — Честно говоря, я вообще сомневаюсь, что она приехала в Москву именно с этой целью. В её-то возрасте, с её характером, с её внешними данными! Учиться? Чему! По-моему — это лишнее. Для Оксаны так точно. И если бы не я, то она легко бы нашла себе другого богатенького и вышла бы за него замуж. В этом можно не сомневаться. Так что, мне ещё повезло, что я успел её вовремя перехватить».
— И как? Учится девочка?
— Видишь ли...
— А где ты с ней познакомился?
— На свадьбе. Помнишь, мы год назад были на свадьбе? У твоей подруги.
— Помню.
— Вот там мы с Оксаной и познакомились. Она работала там официанткой. Сначала мы просто общались по телефону. Но потом нам показалось, что между нами...
— Вам показалось этого мало, и вы решились на нечто большее? Я правильно поняла?
— Зачем ты так, Оля? — воскликнул Павел. — Я ведь по-хорошему хочу.
— Да-да, — опомнилась Ольга. — Извини. По-хорошему. И чего же ты хочешь, по-хорошему?
Прежде чем ответить, Павел закрыл глаза, глубоко вздохнул, повертел головой, погрозил кому-то пальцем, открыл глаза и посмотрел на жену.
— Ты же знаешь, Оля, — тихо произнёс он, — что моё положение, которое я занимаю в обществе, заставляет меня быть осторожным. Особенно в вопросах семьи и брака. Вот почему для меня важно, чтобы мой уход из семьи не был бы расценён, как безнравственный поступок. И я предлагаю... Нет, Оля, я прошу тебя... Как бы это сказать... Ну, взять, что ли, на себя аморальную сторону наших отношений.
— То есть, ты хочешь, чтобы все думали, что в нашем расставании виновата я?! Я правильно понимаю? А не ты! И это у меня, а не у тебя появился кто-то, к кому я ухожу! Так?
— Так, — ответил Павел. — Всё правильно. Иначе меня попрут с работы. Ты же знаешь, как в нашей организации с этим строго. Завистники только и ждут, когда я оступлюсь. И узнай они, как оно всё на самом деле, на мою должность сразу найдут другого. Сразу. Можешь не сомневаться. А от этого потеряют все. Не только я и Оксана. Но и ты, Оля. И наши дети. Потому что я собираюсь и в дальнейшем поддерживать вас материально. Но я смогу это делать, только если останусь на своей должности. Понимаешь?
— Понимаю.
— Ты согласна помочь мне, Оля? Согласна сыграть роль нечестной супруги и… пасть в глазах общества.
— Согласна.
— Тебя станут все осуждать, Оля. Все! Даже те, кто вообще тебя не знает. А многие знакомые вообще отвернутся от тебя. А некоторые из них даже прервут с тобой всяческие отношения. А кто-то даже будет переходить на другую сторону улицы, когда увидит, что ты идёшь навстречу. Настолько ты будешь всем противна. Справишься ли ты с этим?
— Справлюсь, — ответила Ольга. — А что делать? Другого выхода ведь всё равно нет. Или есть?
— Нет. Никакого другого выхода нет, Оля. Только этот. По-другому никак.
— Тогда чего спрашиваешь, если по-другому никак.
Павел завертел головой, упал перед женой на колени и, схватив её руку, прижался к ней губами.
— Милая, — шептал он, — добрая, всё понимающая. Как же мне повезло, что двадцать два года назад именно ты стала моей женой.
— Но у меня будет два условия! — произнесла Ольга, забирая руку у мужа и протирая её гигиенической салфеткой. — Первое. Я хочу, чтобы завтра твоя Оксана пришла к нам в гости.
— А второе условие? — спросил Павел.
— А второе условие я скажу вам обоим, — ответила Ольга.
И вот наступило то самое завтра. И Павел шёл открывать ту самую дверь, в которую звонила Оксана.
— Проходи, — заботливо произнёс Павел, — снимай пальто. А это что? Торт? Как это мило. Спасибо. Поставь его вот сюда. На тумбу. Давай я тебе помогу сапоги снять. Да ты дрожишь. Замёрзла? Ты присядь. Вот тапочки. У нас здесь тепло. Сейчас попьём чаю с тортом. Ты согреешься. Всё будет хорошо, Оксаночка. Не волнуйся. Господи, да ты вся дрожишь.
В прихожую вышла Ольга.
— Вот, Оля, мы и пришли. — Павел виновато улыбнулся жене. — Как обещали.
— Здравствуйте, Ольга Андреевна, — произнесла Оксана.
— Жду вас в гостиной, — пригласила Ольга.
— Может, лучше на кухне? — предложил Павел. — Чаю попьём. Оксана торт купила.
Ольга вспыхнула от такой наглости.
— Может, сразу в спальню пригласить твою гостью? — спросила Ольга.
— Нет, но...
— А что давай! Чего стесняться-то!
— Оля, ты меня неправильно...
— Сказала «в гостиной», значит, в гостиной.
— Я просто хотел, чтобы.... — попытался оправдаться Павел.
— И всё! — строго произнесла Ольга. — Торт свой пусть она в прихожей оставит. Будете уходить, заберёте.
Ольга ушла. Павел закрыл глаза, повертел головой и что-то прошептал себе под нос. После чего три раза плюнул через плечо, перекрестился, открыл глаза и посмотрел на Оксану, которая испуганно смотрела на него.
— Всё будет хорошо, — тихо произнёс он.
В прихожую вышел сын Павла, Макар.
— Сын! — радостно воскликнул Павел.
Павел сразу же представил Оксану и Макара друг другу.
— Здравствуйте, Макар, — произнесла Оксана. — Ваш папа мне очень много рассказывал о вас. Вы очень похожи на него.
— Неудивительно, — ответил Макар. — Собаки и те становятся со временем похожи на своих хозяев. Что уж говорить про сыновей. И даже если отцы не родные, дети всё равно со временем становятся похожими на тех, с кем долго живут вместе. А мы с моим отцом живём вместе уже очень долго. Хочешь не хочешь, а станешь на него похожим.
Оксана растерялась от такого сообщения.
— Вообще-то, я не то имела в виду, — произнесла она.
— Да без разницы, Оксана. Не берите в голову. Вы, главное, запомните это. На будущее. Может, пригодится.
— Пригодится? — не поняла Оксана. — Зачем?
В прихожую вышла дочь Павла, Анна.
— Дочка! — радостно воскликнул Павел.
— Ну, мало ли, — поддержала разговор Анна, глядя на Оксану и не обращая внимания на отца. — Вдруг вы забеременеете не от мужа. Ваш ребёнок всё равно станет со временем похож на него. Главное, чтобы отец и сын как можно больше времени проводили вместе. Понимаете?
— Я не собираюсь этого делать, — испуганно начала оправдываться Оксана. — И я не понимаю, зачем вы всё это мне говорите сейчас.
— Никто и не думает, что собираетесь, — ответила Анна. — Я говорю, мало ли. Сейчас — нет, а что будет завтра — неизвестно.
— Что ты такое говоришь, доченька? — воскликнул Павел.
— Я знаю, что говорю, папа.
— Кстати, Оксана, познакомься. Это моя дочка. Аннушка. А это Оксана.
— Очень приятно, — произнесла Оксана.
— А мне — нет, — ответила Анна.
В прихожую вышла Ольга.
— Мне ещё долго ждать? — строго спросила она. — Ну-ка, марш все в гостиную. Там будем разговаривать.
Разговор продолжился за большим круглым столом.
— Значит так, — произнесла Ольга. — Во-первых, Оксана, хочу вас предупредить, что со здоровьем у Павла не всё в порядке.
— Оля! — воскликнул Павел. — Зачем ты это говоришь?
— Хочу, чтобы всё было по-честному, — ответила Ольга. — Чтобы потом Оксана не предъявила мне претензий, что я подсунула ей негодный товар.
— Я прекрасно себя чувствую! — произнёс Павел и посмотрел на Оксану. — Оксана, не слушай её!
— Я знаю, любимый, что ты в прекрасной форме, — ответила Оксана, — и её слова для меня ничего не значат. А ещё, Ольга Андреевна, я знаю почему вы так говорите. Хотите, чтобы я отказалась от Павла? Не выйдет. Я от него не откажусь.
— Ну и славно, — произнесла Ольга. — Главное, что я вас предупредила. Остальное уже дело ваше. А теперь, вот моё второе условие. Я согласна расстаться с тобой, Павел, без шума. Согласна взять всю вину на себя. Но при условии, если мы с тобой разведёмся как можно быстрее. То есть, по обоюдному согласию. И всё наше совместно нажитое имущество остаётся мне. За это я и дети не станем требовать у тебе никаких ежемесячных выплат на своё содержание. Вы слышали, дети?
— Мы слышали, мама, — ответили дети, — мы согласны.
— А вы, Оксана, согласны?
— Я согласна, — ответила Оксана. — Тем более, что эта квартира всё равно принадлежит вам, а Павел зарегистрирован в квартире своих родителей. Что касается вашей загородной недвижимости, то здесь в любом случае придётся делиться с детьми. Так что, для меня тоже будет лучше, если Павел мне достанется пусть и без всего, но на высокой должности и с большим окладом. Который целиком и полностью будет в моём распоряжении. Поживём первое время на съёмной квартире. А используя его высокое положение, мы быстро компенсируем все потери, связанные с разводом по обоюдному желанию.
— Что ты скажешь, Павел? — обратилась Ольга к мужу. — Тебя такой вариант устраивает?
— Господи, конечно! — радостно ответил Павел. — Если он устраивает тебя, Оксану и детей, то меня он тоже устраивает.
— Более того, — сказала Оксана, — мы и сами хотели предложить вам такой вариант, Ольга Андреевна. В награду за то, что вы возьмёте всю безнравственную сторону отношений на себя. Павлу не нужны скандалы. Я собираюсь сделать из него большого человека.
— Значит, договорились, — ответила Ольга. — И обратите внимание, что я специально пригласила на эту встречу наших детей, чтобы и они были свидетелями нашего договора.
— Ты поступила в высшей степени благородно, — произнёс Павел.
— Благородство здесь ни при чём, — ответила Ольга. — Потому что,
если в кратчайшие сроки, которые я установлю, мы не разведёмся, я отменяю все наши договорённости. И подниму такой шум, что мало не покажется. И во всём обвиню тебя. И тогда, Павел, я не только заберу у тебя всё, как у безнравственной личности. Но к тому же свяжусь с твоими завистниками и вступлю с ними в сговор. А уже вместе мы сделаем всё возможное, чтобы тебя выгнали с твоей работы. Твоё место займёт другой. А Оксана тебя бросит.
— Я никогда не брошу Павла Николаевича! — воскликнула Оксана. — И как только вы разведётесь, я стану его женой!
— Это ваше право, — сказала Ольга. — Рада за Павла. Но предупредить я была обязана.
— И мы вместе будем преодолевать любые трудности, — торжественно произнесла Оксана.
Павел от таких слов прослезился.
— Спасибо тебе, любимая, — сказал он.
— Короче, согласен на быстрый развод? — спросила Ольга.
— Согласен, — ответил Павел. — Но мне нужны гарантии.
— Это мне нужны гарантии! — воскликнула Ольга. — А не тебе! Потому что это я принимаю весь удар на себя. Это меня будут обходить стороной друзья и знакомые. На меня станут показывать пальцем и склонять на каждом углу все, кому не лень. Гарантии ему нужны.
Как у тебя язык повернулся, сказать такое? Пожалуй, я отменю наше соглашение. Разводиться будем громко. Скандал будет на всю страну. Готовься к увольнению, Павел. А вы, Оксана, готовьтесь вместе с ним преодолевать трудности. Вы же так этого хотели, я правильно поняла? Ваша мечта сбылась.
— Извините его, Ольга Андреевна, — сказала Оксана. — Павел это сказал, не подумав.
— Прости, Оленька, — произнёс Павел. — Это всё от волнения. Со мной ведь такое впервые. Вот и несу всякий вздор.
— Ладно, — снисходительно ответила Ольга. — Прощаю. Но предупреждаю ещё раз, если не разведёмся в установленные сроки, пеняйте на себя.
— Мы поняли, — в один голос ответили Павел и Оксана.
— А теперь пошли вон, — сказала Ольга. — Мои адвокаты, Павел, свяжутся с тобой.
Развод Павла и Ольги прошёл по обоюдному согласию и в сроки, установленные Ольгой. А вскоре после этого Павел и Оксана стали мужем и женой.
А через месяц после свадьбы Павла сняли с его должности. Но Ольга здесь была ни при чём. Его сняли по состоянию здоровья. Организм Павла оказался не настолько сильным, чтобы в его возрасте начинать всё заново с молодой женой.
В результате Павел стал очень грустным, с трудом передвигался и поэтому почти всегда лежал.
Оксане стал не нужен такой муж. И она выставила его за дверь.
— Ты ведь жена моя, Оксана, — с трудом ворочая языком, произнёс Павел.
— И что? — ответила Оксана. — Мы с тобой разводимся. Мне надо искать себе другого мужа, а ты мне мешаешь. Говори, куда тебя отвезти? К Ольге или на родительскую квартиру? Советую поехать к Ольге. Она хоть и не жена тебе, но мать твоих детей. Вот пусть они о тебе и заботятся.
Детей тогда дома не было. Они уехали учиться в другой город. А Ольга категорически отказалась пускать к себе Павла. И даже его внешний вид на неё не подействовал. © Михаил Лекс (все права защищены).