Мы все меняемся в течении жизни. Слегка или кардинально, пошло или банально, сильно или не очень. Меняется внутренний мир, изменяется внешность - с возрастом и косметологами, а иногда и, о ужас, хирургами. Не все делают свои изменения кардинальными. И все же новизна всегда привлекает и манит. Особенно, когда ты уж очень взрослый, а смотришь на молодое поколение с правильными линиями лица и тела. Мечтать не вредно, но на шестом десятке уже никак не стать беззаботной восемнадцатилетней девчушкой с плоским животиком и вообще. Принимаешь себя как есть … и продолжаешь работать над собой. Больше все же над своим внутренним миром. Как сказал мне мой сын – материальное – это сжатое и сконцентрированное духовное. Я до сих пор пытаюсь в это высказывание проникнуть с пониманием. Работать мне над собой еще и работать.
А изменения все равно приходят. Читаешь свои дневники и понимаешь – из какой наивно девочки выкарабкалась эта тётенька с измененным цветом волос. Сколько заборов ей пришлось сломать, через сколько километров познания пройти, чтобы стать той, что сейчас. И даже она вовсе не идеал. В реальности я понимаю, что образ, принимаемый за желаемое, никогда не будет действительным. Что время безжалостно откусывает силы, красоту, здоровье и энергию дня, приближая к тому, о чем не хочется думать. Я и не стану. Всему свое время, а пока оно есть еще – надо использовать его разумно. Не придумывать себе вагон и маленькую тележку внешних преобразований: уже никого не удивишь ничем. Скорее больше углубиться с пониманием внутреннего пространства, которое глубже и шире, чем мы можем себе представить. Человек – это целая вселенная, поэтому изучая последнюю надо думать и о себе, внедряться в себя и править по возможности то, что хотелось бы изменить. Метаморфозы внутренние – помогают и внешним. Лица людей меняются с возрастом по-разному. Это генетически объяснимо, и все же внутренняя работа меняет внешность не так кардинально, но очень отчетливо. Хищные лица и ясные – очень разные. В городе Пятигорске в январе прошлого года я взглянула в глаза церковной служительнице в простой обычной одежде, она убирала храм каждый раз, когда мне случалось туда зайти. Я задала ей интересующий меня вопрос, и увидела ее глаза, которые она подняла на меня, оторвавшись от работы. Чище и яснее очей я не видела ни до ни после. Голубые небесные глаза были такими, что хотелось смотреть в них не переставая. Спокойно и со знанием дела она ответила мне на мой вопрос и продолжила работу. До сих пор я помню этот момент: я подумала тогда, что она куда ближе к Господу, чем я, чем мы… Не всем дана такая чистота, которую было видно сразу и безоговорочно. Ей не нужны были жемчуга и бриллианты, дорогие вычурные наряды и косметические преобразования. Ее внутренняя красота била из ее глаз так мощно, что все материальное вокруг было лишь дополнением. При этом она просто убирала храм, протирала церковные подсвечники, подметала и мыла пол.
Наверное, для многих это будет игрой моего воображения. Я не спорю. Это видела я, и как говорят – красота в глазах смотрящего. Только в каком-то из своих описаний я говорила – я вообще всех вокруг вижу именно так: в старых бабушках – маленьких девочек, в упитых и разрушенных жизнью бомжах – тех потерянных детей, которым не смогу уже ничем помочь. В основном это – женщины, с мужчинами сложнее. Мужская сущность отличается от женской почти всем. И я не так сильно могу представлять их малышами, хотя и это бывает. Ведь правда – в каждом человеке есть и хорошее, и плохое. Я – не исключение. Поэтому учусь не осуждать окружающих меня людей – как близких, так и случайных. Потому что мне над собой надо работать, а они – сами решат, что им нужно. Мне – важны и нужны мои метаморфозы. Это как у Окуджавы в его стихотворении. Удивительно, но мой сложный папа мне рассказал о нем.
Меняться важно и нужно, выбирать вектор добра и любви, тепла и заботы, созидания и созерцания. На выбор. Он есть у каждого. И поэтому мы все – такие разные, такие сложные, нескучные и ранимые, искренние и закрытые – мы все хорошие. Не все, конечно. Но в каждом можно найти что-то хорошее. Это как настройка инструмента – все правильно натянутые с должным усилием струны дают чистое звучание в фортепиано и рояле. Некоторым – и правда нужен сторонний настройщик. Главное – задаться целью его обрести. А иногда человек идет по жизни сам и меняет себя с пониманием дела.
Не важно, как идет процесс, важен всегда – результат.