Каждый человек время от времени надевает маску. Герой истории – не исключение. Наоборот, на этом часто строятся повороты сюжета.
Уровень масок как один из уровней общения важен для написания диалога.
Мы уже рассмотрели пять причин, почему персонаж может быть в маске, я их напомню:
► маска усталости,
► маска защиты,
► маска приличия,
► маска сокрытия,
► маска уважения
Продолжим.
6. Актерство
Довольно часто встречающаяся маска героя, персонажа, когда он устраивает целое представление для достижения собственных целей.
Так Арган – главный герой комедии Мольера «Мнимый больной» – не только притворяется больным, чтобы как-то повлиять на дочь, но даже прикидывается умершим, чтобы выяснить, как по-настоящему к нему относятся окружающие.
Когда актерство лежит в основе сюжета – это всегда интересно.
Лиза Муромская в «Барышне-крестьянке» играет сразу две роли, отраженные в названии: избалованной дочери помещика-англомана и крестьянки, которая хочет познакомиться с Алексеем Берестовым. Алексей тоже не отстает от нее, надевая маску модного для того времени образа молодого светского человека: тут и бледность, и холодность, и показная усталость от жизни, таинственная грусть, таинственные письма и прочее.
«– Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой?
– Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку...
– Право? А я так думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив?
– Что вы? Да этакого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать.
– С вами в горелки бегать! Невозможно!
– Очень возможно! Да что еще выдумал! Поймает, и ну целовать!
– Воля твоя, Настя, ты врешь.
– Воля ваша, не вру. Я насилу от него отделалась. Целый день с нами так и провозился.
– Да как же, говорят, он влюблен и ни на кого не смотрит?
– Не знаю-с, а на меня так уж слишком смотрел, да и на Таню, приказчикову дочь, тоже; да и на Пашу колбинскую, да грех сказать, никого не обидел, такой баловник!» (А.С. Пушкин, «Барышня-крестьянка»)
Читатель с нетерпением ждет, чем же все закончится, как разрешится такая запутанная ситуация.
7. Обман
Разновидность актерства, выдача себя за другого, мошенничество, осознанный обман. Разница в том, что такое представление может разыгрываться не по воле героя, а в силу каких-то обстоятельств, которыми грех не воспользоваться.
Право же, не виноват Хлестаков из гоголевского «Ревизора», что его приняли за чиновника из Петербурга.
А Остап Бендер? Как выжить в совсем еще молодой стране? Виноват ли Остап в том, что представители новой власти так охотно верят в «детей» лейтенанта Шмидта?
8. Игра
Такая маска не является актерством, это общение на импровизации, гротеске, которое кажется несерьезным (или, напротив, излишне серьезным), шутливым (или преувеличенно трагическим). Это общение людей определенного психического склада.
Скажем, гипертимы – люди почти всегда энергичные, жизнерадостные, оптимистичные, что проявляется и в общении. Наверняка вы встречали такого персонажа в книге любого жанра. Например, такой человек в свите героя фэнтези даже обязателен, поскольку без его юмора и оптимизма было бы все слишком мрачно.
В «Лабиринтах Ехо» (Макс Фрай) таков сэр Мелифаро – сотрудник Тайного войска.
«Развлекать себя – это, можно сказать, главное дело моей жизни. Так уж я устроен.
Чем бы я ни занимался, я всегда одновременно наблюдаю за собой со стороны – натурально как зритель в театре. Вижу свои жесты, слышу реплики, оцениваю, сопереживаю. Но, увы, не могу ни уйти, ни даже отвернуться, когда представление мне не по вкусу. Зато могу вмешаться и на ходу перекроить сценарий, если, конечно, хватит ума и таланта угодить самому привередливому в мире зрителю – себе». (М. Фрай, «Обжора-хохотун»).
Вообще, подбор компании персонажей подчас похож на подбор космического экипажа. Принципов много, я уже рассказывал о них (см. подборку статей «Герой»).
Самый известный (и почти беспроигрышный) – это подбор по типу темперамента, как мушкетеры и гасконец у А. Дюма или сотрудники Малого Тайного Сыскного Войска Соединенного Королевства у М. Фрай.
А вот в основе итальянской комедии масок Дель Арте – психотипы. Арлекин, Коломбина, Панталоне… актеры носили специальные маски, подчеркивающие характер, узнаваемые зрителем.
Впрочем, сейчас другая задача, давайте я просто дам далее словарик типов акцентуации характера, который вам пригодится для создания группы персонажей.
Проявление психотипа – не маска, а суть характера персонажа. Однако и маской тоже может быть. Женское кокетство, флирт, показной оптимизм или пессимизм, шутливая перепалка приятелей, вселенская публичная печаль – запросто.
Определенный склад психики, конечно, влияет на общение. Бывает, что другому персонажу трудно понять намерения, истинные чувства собеседника, потому что особенности психотипа выступают как намертво приросшая маска.
Тем интереснее наблюдать за таким персонажем, когда его оптимизм или пессимизм не спасают ситуацию.
9. Маска шута
На мой взгляд, самая трагическая маска. Образ шута в литературе – один из самых интересных архетипов. Шут тот, кто доносит правду о жизни через смех, насмешку, потому он должен быть мудрым (глупый шут – другой шут, клоун, фигляр). Шут приближен к власти, но не имеет ее. Над шутом смеются все, и он вынужден это терпеть. Он представляет собой или разыгрывает пародию на человека, отражая в своем шутовстве все общие пороки, всю правду, все попытки осмысления жизни, таким образом выполняя определенную миссию. В разные эпохи шуты тоже разные. Шуты Рабле, Шекспира отличаются от шутов Лажечникова, Гюго, Григоровича или Чехова, но архетипные черты сохраняются.
У шутов как будто нет собственной жизни, судьбы. Они редко кому открываются, снимая вечную маску.
Всегда интересно, когда писатель не просто создает образ, равный архетипу, но выводит его за эти рамки. Таков, например, Золотой шут Роббин Хобб («Сага о Фитце и Шуте»).
10. Маска изменений
Наконец, еще одна маска, а скорее, целая техника «надевания масок» представлена в буддизме и даосизме.
Человек сознательно надевает маску, чтобы побороть в себе некоторые недостатки. Трус надевает маску смельчака, застенчивый – наглеца, сомневающийся – решительного и т.д. Это своеобразный путь развития, самосовершенствования.
Кажется, что герои книг, как и люди в реальной жизни, осознанно или неосознанно все время носят какие-то маски. Отчасти это так.
Уровень масок помогает не только достигать каких-то своих целей, но и поддерживать обычное общение, которое не требует от человека на полную катушку использовать интеллект, затрачивать энергию, показывать себя «во всей красе» всем и всегда.
Американский психолог, психотерапевт Джеймсу Бьюдженталь называет три уровня подобного общения:
► формальный уровень: люди общаются, поддерживая нужное впечатление о себе, сохраняя нужную коммуникативную дистанцию;
► уровень поддержания контакта: непринужденное общение на уровне фактов и мнений;
► уровень стандартной беседы: повседневное формальное общение.
Другой разговор, а нужны ли нам формальные диалоги в произведении? Дают ли они что-то для сюжета, хотя бы нужную информацию герою?
Подводя итог, назову основные правила использования знаний об уровне масок для написания диалога:
- У персонажа может быть не одна маска, а много.
- Для осознанного надевания маски всегда есть причина.
- Общение на уровне масок, как правило, лживо, неискренне.
- Маска может выражаться и невербальными средствами общения.
- Всегда интересно разоблачение персонажа, снятие масок.
В литературоведении также выделяют понятия
► литературная маска (литературно-художественная) – маска персонажная, то есть придуманный автором образ со своей судьбой, портретом, историей и т.д.
► авторская маска – маска автора, когда автор желает, чтобы читатель воспринимал его в определенном виде.
В книге «Литературно-художественные маски: теория и поэтика» С. Исаев представляет литературные маски как системы образов, которые делит на группы:
► семантические: театральные, карнавальные, маскарадные, ритуально-мифологические, авантюрно-коммуникативные, лицевые;
► функционально-структурные: образные, персонажные, текстовые, жанровые;
► по пластике: прозрачные и непрозрачные, материально-телесные, словесные;
► материальные: связанные с маскарадом, костюмированием, лицом;
► метафорические.
Но это уже совсем другая история ☺
Все статьи в подборке "О языке"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.