Режиссер Александр Николаевич Сокуров пожаловался, что, запретив к прокату его фильм «Сказка», наше государство не дает ему работать. Что имею сказать по этому поводу.
Сокуров - абсолютно реализованный в творческом плане человек. С богатой фильмографией. С кучей себе подобных учеников. С призами-премиями-фестивалями - и Бог знает еще с чем в анамнезе. Поэтому слышать откровения 72-летнего режиссера о том, что государство не дает ему работать, - это смешно. Ну правда. Хочется спросить: а вы сколько и чего себе намерили?
Впрочем, и так понятно, что режиссер Сокуров, безусловно талантливый в режиссерском отношении, намерил себе каких-то особенных высот. Режиссер Сокуров размышляет о титанах истории, не меньше. И не получившая прокатного удостоверения «Сказка» - это из разряда «я и вечность». Это не про народ и не для народного обсуждения, мне кажется . Это изначально задумано и сделано для того, чтобы народ только репу почесал и крякнул: «Да… Монументально».
Главное - название-то какое. «Сказка»… То есть на универсализацию претендует режиссер Сокуров. И заметьте, вокруг каких людей он постоянно крутится в своих размышлениях. Фигуры, безусловно, мирового масштаба (про оценку этих фигур не буду - у режиссера Сокурова с оценками все сложно все равно).
Я тут грешным делом подумала: а по-моему, Сокуров немножко завидует масштабам тех, про кого он снимает. Он-то себе не меньший масштаб в истории намерил, судя по всему. Тем более что в своей «Сказке» он умудрился снять даже Божий суд. И даже что-то там, говорят, за Бога написать…
Вспоминаю забавный разговор с одним своим бывшим уже знакомым. Разговор давнишний, еще времен студенчества. Я что-то возвышенное рассказывала про то, что с Богом общаюсь. Он внимательно выслушал меня - а потом говорит:
-Знаешь, то, что ты с Богом разговариваешь, - это еще полбеды. Вот когда Он начнет тебе отвечать - тут уже надо будет волноваться…
А режиссеру Сокурову в своей гордыне, в уверенности, что ему все дозволено на том свете так же, как и на этом, - ему уже, мне кажется, не просто в его размышлениях Бог отвечает. Сокуров сам, желая быть владычицей морской, за Бога отвечает, Боговы речи прописывает…
А тот солдат, который, умирая, грозит в сокуровском фильме что-то там «диктаторам» - я думаю, что это самый неубедительный в системе персонажей герой у Сокурова. Потому что этот условный Ванька всегда меньше всего интересовал Сокурова. Режиссер Сокуров из мелкой посуды не пьет, так сказать. Он - куда-то туда, все больше к гениям в ряд сразу.
Это из серии «на словах он Лев Толстой». Но Толстой над фигурой Наполеона размышлял столь же основательно и вдумчиво, сколько и над фигурой Платона Каратаева. Поэтому и гением был…
А Сокурову откуда взять материал для работы над солдатом Ванькой? Вон их сколько воюет сейчас: казалось бы, художнику нужно только и делать, что слушать да впитывать. Материал сама жизнь дает.
Но - нет. Сокуров намертво заперся в своей башне из черного дерева - и в упор не хочет видеть происходящего.
Кто-то скажет: у Сокурова отец воевал в Великой Отечественной. Мол, как вы так можете говорить, что он не думает о солдате. А я отвечу расхожей цитатой: нет в России семьи такой - и далее по тексту. Мои предки все ушли рядовыми в первый призыв - и мало кто вернулся…
Так что это как раз не ко мне вопросы, как так получилось, что сын фронтовика вознес себя настолько высоко, что с его места простого солдата-то и не видно. Не знаю. Гордыня, наверное. Смертный грех - и личное испытание всех талантливых людей. Мало кому из которых удается его, это испытание, пройти с честью. Сокурову, на мой взгляд, не удалось.