Найти в Дзене
Чудачка

Владимирская икона Божьей Матери

Розена Лариса

Интернет - свободный доступ
Интернет - свободный доступ

©Розена Лариса Вениаминовна

Посвящается Б.М.         

ИЗ КНИГИ "ВРАЗУМЛЕНИЕ ГОСПОДНЕ" НА КНИГУ ДАНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПАТРИАРХА АЛЕКСИЯ 2,

КНИГА ОТНЕСЕНА К ЛУЧШИМ. © РОЗЕНА Л.В. 2001 ВОРОНЕЖ,Ц.Ч.К.И.; ©РОЗЕНА 2002 ВОРОНЕЖ,Ц,Ч,К,И,; ©РОЗЕНА 2008 Н. НОВГОРОД; ИЗДАТЕЛЬСТВО РИДЕРО, ЕКАТЕРИНБУРГ, 2021; Проза.ру
https://proza.ru/2023/12/05/470

               ЧАСТЬ 2

 ПЕСНЬ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Внукам — Филипп, Марии и Валерии
В свободное от работы время Нина занималась живописью. Испытывала к ней привязанность с детства. Сначала пробовала акварель, нравилась графика. Затем увлеклась маслом. Каждый день после работы писала, интересовало все: пейзажи, портреты. Мечтала рисовать, как В.Серов: духовным оком он выделял в портретируемом самое главное.
Она и сама была очень живописна. Не первой молодости, высокая, гибкая, с короной черных, блестящих волос, рассыпающихся по хрупким плечам, непостижимая и загадочная.
Всегда жили в ней два человека: один преподаватель литературы, второй — художник. Духовное все более притягивало. Постепенно отошла от светской живописи и увлеклась иконописью. Любила писать Лик Пресвятой Богородицы, удивительно теплый и нежный. Сначала перерисовывала его со старых икон, наслаждаясь колоритом и звучностью красок, мягкостью пластичных линий. Затем писала сама. Постоянно постилась, молилась и причащалась, хотела очистить, смирить душу, чтобы на иконе изображение было чистым, без привнесения личного «Я».
Читала у старцев: самое главное в иконописи — согласие с каноническими правилами написания. Великие, отмеченные особой благодатью художники, не должны добавлять ничего своего в святой образ, как бы ни хотелось им отличиться и показать мастерство.
В таком настроении рисовала художница Владимирскую икону Божьей Матери... Когда показала ее знакомой — катехизатору Раисе Владимировне, добрейшей женщине, та сказала словами из Евангелия:
— «И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?» (Лк. 43)
Широко раскрыв глаза, долго смотрела с восхищением на икону.
— Помнишь ее историю?
Будучи простой и уступчивой, Нина согласилась послушать вновь:
— Пожалуйста, расскажите!
— По преданию ее написал евангелист Лука. Доской послужил стол, за которым трапезовало святое семейство. Пресвятая Владычица, увидев ее, отверзла Свои Божественные уста и произнесла: «С сим образом благодать моя и сила да пребудут».
В начале 12 века Константинопольский Патриарх подарил ее князю Юрию Долгорукому. Его сын, Андрей, получил указание от Пренепорочной и Присноблаженной оставить икону во Владимире. Для нее немедленно построили храм Успения. И называться поэтому она стала Владимирской. Через некоторое время в Москве воздвигли собор, и святыню перенесли туда с великими почестями и любовью. В память троекратного избавления с ее помощью от врагов отечества, празднество отмечается три раза в году: 21-го мая, 23-го июня, 26-го августа по старому стилю, — задумчиво посмотрев на икону, добавила, — сколько же в Ее глазах сострадания к нам!..
Нина, мягко улыбнувшись, с благоговением произнесла:
— Нет человеку иной помощи и покрова, кроме Госпожи Премилостивой...
И все, кто смотрел на Ее образ, умилялись...
В одном из монастырей России настоятель-епископ дал очень хорошую оценку ее художеству. Когда она приехала к ним и показала иконы, он заметил:
— Какой одухотворенный взгляд у Богородицы, и так тепло написано. Видно, милость Божья с Вами...
Опустив растеряно глаза, ответила сквозь тихие слезы смущения:
— Спаси, Господи, за доброту и поддержку...
Эти слова она сберегала всю жизнь в своем сердце. Его Преосвященство, по мнению современников, был незаурядной духовной личностью, считался ясновидящим праведником, образованным человеком. Из монастыря пришло письмо на ее домашний адрес с хорошим отзывом и благословением на дальнейшее творчество. Захотелось показать свои пробы в Москве. Там жила ее родственница — искусствовед, служила в большом храме. При нем имелась художественная мастерская. Нина решила позвонить, объяснить ситуацию и попросить разрешение кое-что показать их настоятелю. Может, пригласит поработать в Москву?
Соединили не сразу, столичная линия перегружена.
— Галя, здравствуй! Сейчас я серьезно занялась иконописью. Можно, вышлю тебе часть образцов, покажешь их у себя?
— Ну, конечно же, и побольше.
— Спасибо!
— Отправила только фотографии с них. К бандероли приложила письмо из монастыря. Родственница долго не отвечала. В то время художница жила музыкой красок, динамикой линий, чтением духовных книг. Вставала утром и думала о Пренепорочной Деве Марии. Ложилась спать, помнила о Ней. Денег не было. Потеряла к тому времени основную работу преподавателя, жила на жалкие крохи и подаяние сочувствующих людей. Подорвала последние остатки здоровья. А может, Господь смирял? Гордыни-то многовато...
Однажды к ней зашла соседка. Старая, согбенная, неряшливо одетая, бывшая коммунистка. Подставив губы к самому уху слушавшей, скорбно вздохнула:
— Ох, у меня столько дел! Забочусь об уличных кошечках... Кстати, у Вас не найдется рыбки для них? — но увидев крайнюю бедность, добавила. — Почему Церковь Вам не помогает, Вы же пишете их Бога?
— Думаю, с Божьей помощью поможет, — прошептала в ответ растерявшаяся Нина.
В квартире, действительно, царили нищета и скудость. Стены, потолки и редкие вещи, которые там находились, пришли в упадок и взывали к состраданию. Но она жила другим.
Истомившись ожиданием ответа родственницы, позвонила первая:
— Здравствуй, Галочка, почему, милая, ты долго молчишь?
Ее резкий, холодный голос поразил:
— Потому, что из этой затеи ничего не выйдет. Мне сказали — иконы твоего письма не пойдут. С настоятелем не разговаривала.
— Но мне же сам епископ, милостью Божьей, дал оценку и благословение работ…
— Тщательно прочитав содержание письма, поняла: от тебя просто отмахнулись.
— Я считаю, мне уже тем помогли — дали хороший отзыв!
— Сейчас продается много прекрасных икон. Совершенно не выгодно делать заказы, людям не до живописи. Устраивайся на настоящую работу или ищи спонсора.
Нина промолчала в ответ, подумав: «Завидует? Ведь только я из семьи становлюсь с Божьей милостью творческой личностью».
Внезапно по радио услышала песню Володи Высоцкого: «Загубили душу мне, отобрали волю, а теперь порвали серебряные струны!..»
Вечером по телефону потревожила знакомая, поинтересовалась ситуацией, подытожила:
— Ну что, это твоя лебединая песня? К чему самоделками заниматься? Образования нет и рисуешь? Или тебе необходимо самовыражение? В твои годы следует думать о спасении души! Слышишь — о спасе-нии ду-ши!
— Ты имеешь в виду - с чем идти в вечность? Отвечу: «В вечность может войти то, что принесло плод любви».
Нина горько заплакала. Вспомнились слова апостола Павла: «Никто не отягощай меня, ибо я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем». (Гал.6.17)
Всю ночь не могла ни молиться, ни спать. Смятение и холод вошли в душу. Укоряла себя: в очень тяжелое для нее время занялась никому ненужными делами. Потратила деньги, которые имела на «черный» день, продала имущество, голодала, из последних нищенских средств покупала краски и доски для письма. Голову сверлили тревожные мысли: может, она не умеет рисовать и, вообще, бездарна? Ноющая боль разрывала сердце. Утром захотела собрать все незавершенное и спрятать куда-нибудь подальше. В памяти сами собой проявились недавно прочитанные строчки из Библии: «Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд. Ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения».
Взяв в руки незаконченное изображение, остановилась, решив дописать. Пусть нашедший не ругает за небрежность художника. Один мазок, другой, третий... Работа шла, шла и шла! Отчаявшаяся, потихоньку втягивалась, уходил душевный холод. К концу дня поняла: писать с Божьей милостью не бросит. Сама рука тянется к краскам. Господь строго взыскивает с тех, кто закапывает в землю, полученный от Него талант. Если лукавый старается отвести ее от иконописи, значит, нравится она Богу, и ненавидит ее враг. А признание не получает — Господь бережет, чтоб не впадала в духовную прелесть. И родственница не безразличие проявила, но любовь, оберегла от падения. То же самое и знакомая. В Евангелие написано: «Не можете служить Богу и мамоне».
На ум пришли слова старцев: стяжите мир в душе, надо благодушно и с молитвой переносить скорби. С них всякое хорошее дело начинается. Задумалась: а сама так ли чиста? В душе перемешаны и райское благоухание, и смрад ада... Каждый день предает Спасителя... Устыдилась, попросила у Господа прощение за осуждение и ропот. Успокоилась, почувствовала: Богородица не даст пропасть. Тихим ручейком полилась песнь Пресвятой Утешительнице:
Душа, омытая слезами, летит к Тебе, о, Божья Мать!
Всегда Ты помыслами с нами и любишь людям
помогать...
И если в горе призывают, не оставляешь нас одних...
И все униженные знают: спасаешь сирых и больных!
Вдруг внезапно уснула. Снится: стоит перед иконостасом, молится. Посмотрев на икону Матери Божьей, спросила:
— Как же дальше?
И показалось: увидела Ее живой Образ. Он был полупрозрачным, но четким:
— Я Сама буду покровительствовать тебе в работе.
Нина находилась как бы в забытьи. Снова задала вопрос:
— После смерти, наверное, в ад попаду из-за грехов своих?
— За то, что ты Сына Моего воспела, Я спасу тебя...
Утром, вспомнив сон, подумала, что находится в обольщении. Решила пойти в собор, покаяться. Ступив за порог, изумилась. Радостно резвились падающие снежинки. Мороз нарядил в белые шубки деревья. Они стали хороши. И, как бы понимая это, боялись шелохнуться, чтобы ничего не испортить... Обновленная, розовая, сияющая, вошла в храм.
— Батюшка, я в прелести, такое себе напридумывала!
— Как сказать, матушка...
— Да и вообще, мне иконы в церкви улыбаются, я в прелести!
Он усмехнулся и заметил:
— Сегодня ведь праздник!
А ровно через месяц пришло письмо из Киево-Печерской Лавры с приглашением отреставрировать некоторые старинные фрески на стенах одного из соборов. Нина была поражена, удивлена, взволнована, недоумевала: как они узнали там о ней? Хотя никогда раньше не писала по сырой штукатурке, решила согласиться. Увидела в этом перст Божий.
Поначалу в работе испытывала большие трудности. Краски расплывались бесформенными пятнами, ноги ломило, стоять на лесах под куполом — нелегко. Очень боялась, что не справится...
От переживаний, напряжения, может, греховности, заболела. Сотрясал кашель. Наверное, воспаление легких. Болела уже в этом году не раз. Ее перевели в отдельную келью, и она подумала — умирает. Отчаяние охватило душу: Бог оставил, никому не нужна.
Ночью на новом месте не спалось. Господь сразу слышит ту молитву, которая стрелой летит из скорбного сердца на Небо — вспомнила слова Святых Отцов. Села на кровати и стала взывать к Пресвятой Деве. Плакала, просила помочь. Слезы стекали из глаз за воротник ночной рубашки, было холодно. Но Нина не чувствовала ничего, кроме любви, опаляющей сердце:
   —Богородица Благая, помоги, Тебя прошу.
Ты — заступница людская, видишь боль, что я ношу.
Сирота среди людей я, вся надежда на Тебя.
Ты щадишь бездомных, грея, и спасаешь их любя.
Богородица, скорблю я, слезы горькие текут.
Без поддержки горечь пью я, и враги по сердцу бьют.
Подари душе убогой всепрощенье и покой…
Угаси мою тревогу, в тяжкий миг пробудь со мной!
Придя в себя, взмолилась:
— Господи, прости за ропот! В руце Твои предаю себя!
Кашель и боль затихали, но продолжала еще всхлипывать, как ребенок, которого успокаивают любящие родители. Через некоторое время она вновь расписывала фрески в храме с Божьей помощью. И решила немного пожить в монастыре...

© Copyright: Розена Лариса, 2023
Свидетельство о публикации №223120500470