Найти тему
Учительская

Как повысить качество школьного питания?

Председатель Госдумы Вячеслав Володин поручил комитетам по охране здоровья и по контролю направить в Роспотребнадзор запрос относительно качества питания учеников младших классов. По его словам, важно, чтобы ведомство «постоянно держало этот вопрос на контроле».

О жалобах родителей на школьное питание в ходе пленарного заседания Думы 29 ноября заявил член Комитета по безопасности и противодействию коррупции Бийсултан Хамзаев: «Один из острых вопросов, который задается не только в Дагестане, но и во многих других регионах, – это качество детского питания в школах», – сказал депутат.

О том, с какими трудностями сталкиваются школы при организации питания учеников и как можно повысить его качество, говорят наши эксперты и читатели.

Любовь ДУХАНИНА, председатель Совета по профессиональным квалификациям в сфере образования, зампредседателя наблюдательного совета Российского общества «Знание», координатор проекта ОНФ «Равные возможности – детям», доктор педагогических наук:

– Качество школьного питания можно повысить только через контроль и гласность. Либо контролирует сам поставщик, будучи ответственным предпринимателем, либо родительская общественность совместно с профильными ведомствами. Эту работу нужно вести постоянно, и за последние годы ситуация значительно изменилась. По оценкам Общественной палаты, за два года жалобы на школьное питание сократились в десятки раз. Не в последнюю очередь благодаря системе родительского контроля, внедрение которой поддерживает Минпросвещения. По всей стране проходят выездные проверки с дегустациями.

Есть такой термин – «съедаемость», этот показатель отражает спрос на детскую еду. В Москве школы ежедневно проводят мониторинг съедаемости. За прошлый учебный год этот показатель вырос в 1,5‑2 раза. В трети столичных школ дети съедают все, что им предлагается на завтрак и обед. Работа ведется не только над качеством еды, но и над ее соответствием предпочтениям учеников. Рос­потребнадзор ежегодно рассматривает и корректирует более 35 тыс. школьных меню. Даже если в меню появляются желанные для детей блюда – фишболы, митболы, круассаны, маффины, блинчики, наггетсы, – они все равно готовятся по технологиям приготовления школьных блюд. Исключены соусы и копчености, вместо жарки применяются тушение, парение, припускание, отваривание, запекание. При этом педиатры и нутрициологи все равно рекомендуют периодически обращаться за советом к диетологам, чтобы учитывать сочетаемость блюд и их соответствие времени приема пищи.

Роза МЕЛЕКЕСОВА, директор школы №7 «Кадетская школа имени М.Т.Калашникова», Воткинск, Удмуртская Республика:

– У нас в школе нет проблем с качеством питания учеников. И мы контролируем, и родители имеют возможность регулярно бывать в школьной столовой и проверять, чем и как кормят детей. Высказываемые пожелания и замечания учитываются в работе школьной столовой. Проблемы существуют скорее организационные: учитывая количество посадочных мест в столовой, приходится кормить детей в течение всего учебного дня. Некоторым ребятам, особенно тем, кто постарше, трудно дождаться времени обеда. Как правило, предлагается комплекс и нет возможности обеспечить выбор. Это связано с тем, что школа построена более 30 лет назад, поэтому увеличить количество посадочных мест, выйти на уровень кафе с выбором из меню того, что нравится, невозможно.

Еще одна проблема – это вредные пищевые привычки детей, которые формируются в семье, они всем известны: отсутствие завтрака, преобладание в рационе мучного и сладкого, недостаток овощей и другие. Поэтому необходимо вести постоянную просветительскую работу по вопросам правильного питания не только среди детей, но и среди взрослого населения.

Ирина ЛУКИНА, директор средней школы №20, Сухиничи, Калужская область:

– У нас приготовление всех блюд организовано в школьной столовой. Здесь работают высококвалифицированные специалисты, которые сами заинтересованы в качестве и разнообразии детского меню. Циклическое меню разрабатывается на основе рекомендаций МР 2.4.0179‑20 Роспотребнадзора. Ученики начальных классов получают бесплатные завтраки. Каждый родитель может посмотреть меню на неделю на школьном сайте. Также мониторинг ведется со стороны отдела образования и министерства. Этот вопрос постоянно на контроле. Кроме того, за качеством приготовления блюд следит общественная комиссия, состоящая из педагогов, медсестры и родителей. Регулярно проводятся заборы проб Роспотребнадзором.

Закупка продуктов для школьной столовой проходит через систему сертификации «Меркурий», а с 1 декабря подключились к «Честному знаку» – национальной системе маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.

В этом году многие школьники, родители и все работники школы прошли курсы по правильному питанию. И это тоже дает свои результаты – отношение к выбору продуктов питания и блюд стало более осознанным.

Как видите, прозрачность и разносторонний контроль за качеством питания у нас на достаточно высоком уровне.

Для решения проблем можно выделить следующие меры: строгий контроль качества продукции, разработка диетологами полноценных и сбалансированных меню, регулярное изучение оценок и предложений от учеников и их родителей, информирование детей и родителей о принципах здорового питания, прозрачность и отчетность. Родители должны иметь доступ к информации о поставщиках и составе школьного рациона.

Елена КАЗАНИНА, директор Сростинской средней школы имени В.М.Шукшина, Алтайский край:

– Питание организовано, по крайней мере, в моей школе и в школах, которые хорошо знаю, по всем нормам СанПиНов. Сельская школа сама все готовит, редко кто работает на полуфабрикатах. Вопрос в другом. Сумма, которая выделяется на бесплатное питание, и цены не равны друг другу. Например, чтобы уложиться в нормативы во вторую смену, должны быть первое, второе и третье. Следовательно, суп постный, иначе в цену не войдем. Утром усиленный завтрак. Фруктов нет, это дорого. Поэтому витаминизация – это компоты, кисель, чай с лимоном.

И еще одна проблема, которую я наблюдаю много лет, – вкусовые предпочтения детей. У меня нет буфета, а в школах, где есть, дети не едят бесплатные завтраки, а вместо этого покупают пиццу, хот-доги, булочки.

Когда дети переходят в пятый класс, многие перестают питаться – нет денег, в лучшем случае берут что-то одно – кашу, суп, второе. В худшем – у меня всегда хлеба вдоволь, мед и чай наливаем бесплатно. И еще приносят из дома контейнеры (а там иногда пельмени, а в основном хлеб с колбасой или салом). Вот так.

Яна ГУБИНА, индивидуальный предприниматель, Арамиль, Свердловская область:

– У нас в регионе с продуктами все нормально, в теплицах круглый год выращивают огурцы, помидоры и прочие растения. Нет проблем с молоком, яйцами и мясом птицы. Кроме того, у нас сохранились школьные огороды, с которых также получают зелень и овощи.

В этом смысле у меня к качеству поставляемых в школу продуктов нареканий нет. А вот что бы я предложила проанализировать и проверить, так это логистику и тендеры, поскольку при поставках возможны потеря времени и завышение цены.

А особая боль – повара. Потому что можно иметь самые качественные продукты, но если у плиты стоит человек, который просто не умеет готовить, а в результате получается блюдо, которое не хочется есть, – это настоящая проблема.

Ирина ВАЛИУЛОВА, директор лицея №13, Петрозаводск:

– В целом трудностей не испытываем. Мы проводим контроль питания с участием родителей. Если у родителей возникают адекватные вопросы, например, по ассортименту или температуре блюд, обращаемся к питающей организации, сразу откликаются, исправляют ситуацию.

Людмила ЗАДОРОЖНЯЯ, мама двоих детей, Воронеж:

– У меня лично претензий к школьному питанию почти нет, раньше были, но сейчас ситуация меняется. Родитель может в любой момент посмотреть меню на школьном сайте, узнать, чем накормят его ребенка сегодня и завтра. При большом желании можно вместе с другими родителями прийти в столовую и посмотреть, что готовят, надо только договориться со школьной администрацией. Но я знаю, что во многих школах родителям идут навстречу и даже проводят специальные рейды по проверке питания. Единственная проблема, по моему мнению, – это холодная еда. Сейчас уже стараются успевать накрывать к приходу детей в столовую, чтобы пища не слишком остыла. Но все равно в крупных школах эта проблема остается. Ну и, конечно, надо разговаривать с детьми, чтобы они старались все съедать и ничего не оставлять в тарелках. Дети сегодня много чего не любят – кашу, рыбу, а есть те, кто и супы не ест, вообще ничего, кроме домашних бутербродов. Надо воспитывать правильное отношение к питанию, тогда будет польза. Ну а настоящую проблему я увидела, когда в нашем классе появилась девочка с ослабленным здоровьем. Ей нужно было особое диетическое питание, а с этим оказалось сложно. Пока наши школьные столовые не очень приспособлены к таким особенностям.

Наталья К., мама старшеклассницы, Новгородская область:

– В моем советском детстве у нас в школе была своя столовая, где повара готовили супы и вторые блюда. А сейчас нашим детям привозят откуда-то уже готовую еду. Не думаю, что качество такой привозной пищи в пластиковой упаковке может быть высоким, да и выбора блюд никакого нет. Многое оптимизировано в школах ради экономии, но ведь от питания детей зависит здоровье будущей нации, и это явно не то, на чем нужно экономить.

Читайте материал в сетевом издании «Учительская газета».