Очень тяжело мне писать о Василии Шукшине. Не то, чтобы я о нем ничего не знал, а потому, что не могу его понять до конца. В отличие от другого нашего режиссёра, которого считают до сих пор одним из самых великих советских режиссёров – я имею вы виду Андрея Тарковского. Так и есть – и я об Андрее Тарковском уже писал отдельно. Но пришлось позвонить нескольким людям, которых я знаю в реале, и послушать их мнение о Василии Шукшине – люди эти из его эпохи, - им было в 1970-е годы по 20 – 30 лет. В принципе ответ их был практически однотипен: умный, глубокий, самобытный и интересный артист и режиссер, но… деревня. Когда же я начал спрашивать о том, что значит «деревня», каждый из них говорил свое, некоторые на примерах… Знаете, было такое слово – «лимита»… Это деревенские жители, которые приезжали на постоянное место жительства в крупные города Советского Союза, - отношение местных к таким людям было в те времена точно таким же, как отношение сейчас к мигрантам. Очень никакое. Мягко говоря, - и то у меньшинства. А ведь это тоже были советские люди, - русские, кстати.
К таким приезжим из деревень и сел относились если не презрением, то уж точно с пренебрежением, как к совершенно чуждому общественному элементу. И совершенно лишнему. И не нужному. Моя бабуля по материнской линии как раз относилась к «лимите» - она приехала в Ленинград очень «вовремя» - в 1938 году из деревни в Новгородской области... и осталась в городе до самой смерти в 1990-м году, никуда, в отличие от многих местных, не переезжая в суровые блокадные годы, - боялась потерять данную ей комнату. Квартиру она в Ленинграде получила уже много позже – в начале 1970-х годов.
Михаил Ломоносов тоже, кстати, как официально считается, прибыл в Москву из еще более глухой северной деревни, чем моя бабуля. Это никак не помешало ему стать светочем науки тех лет. Это я к тому, что людей из деревни нельзя недооценивать. Но как только они приезжают в город – город меняет их. Помните как в фильме «Брат»: «город – страшная сила; вот и ты пропал». В городе нет природы, нет естественного фона, нет власти стихиалей – все мертвое, - тем более в современном городе. Об этом отдельно я уже писал, когда писал о «путинках».
И вот как только я вспомнил слово «путинки» и слово «стихиали» - вот тогда-то я почти мгновенно понял суть творчества Василия Шукшина. Это нормально, так и должно быть. Сам Василий Шукшин об этом и не догадывался тогда, когда творил свою жизнь. У него не было информации и соответствующего уровня для этого и не должно было быть. Тогда это было запрещено. Получить ее ему было неоткуда. Но у него была интуиция. А это главное в любых условиях неопределённости. Он сам при жизни рационально не мог никак определить суть и соль – смысл своего творческого начала и от того очень страдал. Но на его душевные страдания все люди вокруг него ответить не могли - были глухи. И это тоже вполне естественно и нормально. Какие люди? Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Андрей Тарковский, Владимир Высоцкий и др. Вообще, Шукшин был знаком со всей (почти) интеллигентской общностью Москвы 1970-х годов. И меня это тоже в нем очень удивляет. Как Шукшин мог дружить с Высоцким или с Тарковским? А тем не менее, что один, что другой – его очень уважали. К примеру Высоцкий так говорил о Шукшине:
«Очень уважаю все, что сделал Шукшин. Знал его близко, встречался с ним часто, беседовал, спорил, и мне особенно обидно сегодня, что так и не удалось сняться ни в одном из его фильмов. Зато на всю жизнь останусь их самым постоянным зрителем».
Впрочем, Высоцкий с Шукшиным не были друзьями. Они даже друг друга не понимали. Если бы они поняли друг друга – это было бы странно. А Тарковский? Точно то же самое, но… Тарковский был режиссёром, как и Шукшин – они очень хорошо относились друг к другу как обычные люди, но не как режиссёры. Как режиссеры они были противоположностями, поскольку Тарковского никогда не интересовали такие мелкие подробности нашего бытия – как взаимоотношение людей со стихиалями. Он был куда как выше этого. Задача Шукшина была как раз в том, чтобы показать то, насколько бедным стал человек без близкого и постоянного общения со стихиалями. Любыми: воды (речка или озеро); земли: поля, леса, поляны; огня: отсутствие электричества в большинстве деревень вплоть до второй половины 1970-х годов; воздуха: никаких химических производств вокруг на сотни километров, лишь запах навоза… Естественная среда обитания. И естественное (очень часто простодушное – для нас с вами) поведение человека. Об этом «простодушии» как раз прекрасно рассказал в своем фильме «Красная калина» сам Шукшин совсем незадолго перед смертью.
Что касаемо смерти Василия Шукшина. Тут кто во что горазд. Я потратил около часа на то, чтобы выяснить благодаря интернету (а в интернете есть только разрешенная для людей информация – сами знаете) на то, чтобы прояснить для себя – почему не пьющий спиртного Шукшин умер в 46 лет. Причем мгновенно и неожиданно для всех. Даже Высоцкий так не умер – близкие к нему люди были уверены в том, что он скоро умрет. Шукшин же последние 6 лет жизни чувствовал себя предельно великолепно. Творческих планов у него было даже поболее, чем у Высоцкого. В чем же причина преждевременной смерти? Тут всего два варианта:
1. Социально-политический - Василий уж очень настаивал на том, чтобы снять фильм о Стеньке Разине… Он Стеньку считал чуть ли не главным хранителем тайн и ценностей крестьянства… Это нормально, но не верно.
2. Метафизический – не дали продолжать творчество свыше, ушел по плану… По принципу: «сделал дело – гуляй смело; всему свое время».
Что лично мне ближе? Я думаю, - тут второй вариант – однозначно. Не рыпайся, не делай более, чем нужно. Так что у Шукшина все нормально в отличие от многих других… после смерти. Не вижу, - к чему могут прицепиться. Он прожил жизнь более чем достойно. Дай Бог всем… Особенно, если учесть уровень его социальной активности.
личный телеграм канал автора