Найти в Дзене
Алексей Кондратенко

Почему фантастика – полезный вид литературы

С годов эдак 00х, а то и раньше, в постоветском пространстве повелась привычка у литераторов и всех причастных фантастику хоронить и констатировать её тупиковое положение. Прямо как в музыке с жанром ню-метала, а он всё живет, и двадцать лет спустя продолжает радовать поклонников новыми альбомами. Вот и фантастика вроде как умерла при старшем поколении фантастов, по крайней мере уж точно ощутила клиническую смерть... (Говорят, тут подсуетились определенные круги литературной тусовки и критиков. То ли политические взгляды фантастов им не нравились, то ли надо было попросить за друзей с "правильными" политическими взглядами - в нынешних реалиях уже не важно, правда это или нет. То, что считалось "правильным" у культурно-медийных элит 5 лет назад, уже утратило былую силу) ...А вроде как фантастика продолжает активно жить при новых поколениях, и, возможно, больше в самиздате, чем в литературном меинстриме. Но как литература вполне себе живет! Но за десятилетие стагнации, малых тиражей и р
Почему фантастика – полезный вид литературы
Почему фантастика – полезный вид литературы

С годов эдак 00х, а то и раньше, в постоветском пространстве повелась привычка у литераторов и всех причастных фантастику хоронить и констатировать её тупиковое положение. Прямо как в музыке с жанром ню-метала, а он всё живет, и двадцать лет спустя продолжает радовать поклонников новыми альбомами.

Вот и фантастика вроде как умерла при старшем поколении фантастов, по крайней мере уж точно ощутила клиническую смерть... (Говорят, тут подсуетились определенные круги литературной тусовки и критиков. То ли политические взгляды фантастов им не нравились, то ли надо было попросить за друзей с "правильными" политическими взглядами - в нынешних реалиях уже не важно, правда это или нет. То, что считалось "правильным" у культурно-медийных элит 5 лет назад, уже утратило былую силу) ...А вроде как фантастика продолжает активно жить при новых поколениях, и, возможно, больше в самиздате, чем в литературном меинстриме. Но как литература вполне себе живет!

Но за десятилетие стагнации, малых тиражей и редких публикаций, наш читатель немного отвык от фантастики в её классическом виде и привык воспринимать фантастику как Романтическое Фентези, как ЛитРПГ, или как Попаданцев, а то и как Академки. В общем, крайне развлекательно, легкомысленно и эскапически. Вдобавок, из-за того, что Фантастика это архижанр литературы нерельного, то все беды всех субжанров скидывают на неё.

А ведь фантастика это нечто большее.

Фантастика в самом широком её смысле – не просто литературный жанр. Это способ мышления, позволяющий во-первых увидеть привычные вещи в новом свете, а во-вторых найти конкретное воплощение для абстрактных философских концепций. Возможно, не с помощью Попаданцев, но всё же!

По сравнению с большой прозой фантастика кажется развлекательной, но часто заговаривает о таких вещах, до которых большая проза не осмеливается дотянуться. Если высокая меинстримная проза про стиль и текст, то фантастика про мир и его преобразование. А то и про науку! Особенно научная фантастика ходит рука об руку с философией, физикой, социологией, прикладной психологией масс и другими вполне утилитарными знаниями.

Научная фантастика также славится своей предсказательной функцией. Многие технологии, которыми мы пользуемся сейчас, придуманы изначально в умах писателей. Не буквально в таком же дизайне, но в близком функционале. Фантастика вдохновляет будущих ученых, это известно из интервью с деятелями науки. Потому что этот жанр прививает любопытство к мирозданию и веру в то, что прогресс это не где-то там само, это что-то созданное твоими руками.

О чем надо помнить:

Цели фантастики благородны, и об этом не стоит забывать. Фантастика переживает не лучше времена и нуждается в поддержке. Её порой презирают, с ней воюют, она кажется (особенно женской аудитории) оторванной от реальности, но именно фантастика в своем классическом не изуродованном бизнесом виде прокладывает дорогу в будущее. Она заставляет нас мечтать о невозможном и воплощать невозможное в реальность.