Найти тему

Путину наконец-то раскрыли глаза на проблемы в системе образования

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели моего канала!

Не смог пройти мимо этой новости. Надеюсь, что с этого момента лёд всё-таки тронется. И тронется он в нужном направлении! Тем более, что повод есть. Дело всё в том, что сегодня Владимир Путин провёл заседание Совета по правам человека. В определённый момент времени слово взяла уполномоченная по правам ребенка Ульяновской области Екатерина Вячеславовна Сморода. Цель её выступления состояла в том, что донести до нашего президента все основные проблемы школьного образования, которые вот уже долгое время усердно скрываются.

Лично мне был интересен как сам доклад, так и реакция Владимира Владимировича. Давайте посмотрим, о чём говорил выступающий. Обратите внимание, в начале президент просто что-то пишет.

В этот момент Екатерина Вячеславовна начинает свою речь словами о том, что для Путина всегда было важно решение проблем, связанных с тематикой детей. Поэтому и говорить она будет о школьном образовании.

1. Катастрофический дефицит педагогов

Главная ценность школы - это работающие в ней люди, учителя. И от самочувствия

(пишущий Путин поднимает глаза, затем он опять продолжить писать)

-2

учителя сегодня зависит качество образования нашего будущего поколения (Как важно подмечено!). Сегодня же система находится в, можно сказать, стрессе, хотя и старается не подавать особо вида. Дефицит учителей в школах составляет 250 тыс., и это расчёт только в вакансиях (а вот Татьяна Голикова со своими 11 тыс. считает иначе)! Отток колоссальный. Учителя порой вынуждены трудиться, что называется, за троих, совмещая при этом и не только преподавание по своему профилю. Я, например, посещала такие уроки. Учитель, ведущий географию, преподаёт биологию, иностранный язык и даже музыку. И в населённых пунктах порой из-за дефицита кадров закрываются целые учреждения, что впоследствии вызывает смерть, практически гибель самого населённого пункта, потому что это социально культурный центр.

2. Невостребованность самой профессии педагога

В педагогические вузы, к сожалению, ребята идут очень мало, несмотря на то, что нам заявляют, что в этом году в 2 раза больше абитуриентов подали свои заявления. Выпускники не доходят до школ и выбирают другие специальности, например, идут работать менеджерами маркетплейсов. Молодые педагоги тоже не выдерживают первый год и это, прежде всего, обусловлено высочайшей колоссальной нагрузкой, которая лежит сегодня на педагогических кадрах и на школьных учителях. В этом году она увеличилась кратно. Это, прежде всего, связано с проводимой реформой, переходом на федеральные новые государственные образовательные стандарты, новую федеральную образовательную программу, цифровизацию с созданием единого образовательного пространства. А отсутствие учебников соответствующих программам - это огромнейшая проблема.

3. Работа учителя, классного руководителя - на каторге и то, наверно, проще

Современные требования к урокам очень высоки и требуют очень качественной подготовки. Учителя, готовясь к занятиям, порой вынуждены прибегать к 10 источникам. И это занимает до 6 часов в день! Это факт. А оплата труда учителя осуществляется только за урочные часы. И это несправедливо.

(в этот момент президент очень пристально смотрит и слушает Екатерину Смороду)

-3

Крайне важно, чтобы в школах были учебники. А сегодня есть опасения, что из-за того, что разработка учебников под новые ФГОСЫ и программы - это процесс длительный, трудоёмкий и финансово затратный, произойдёт полный переход на электронные версии. Но учебники - это, в первую очередь, книги, которые нельзя ни в коем случае отнимать у наших ребят.

Нагрузка на классного руководителя вышла за пределы рабочего дня на столько, что у них просто не остаётся время на своё собственную семью. Учителя отвечают за каждого ребёнка, за каждую семью, причём и в школах и вне школ за её пределами. За любое ЧП учителям грозит выговор или сразу увольнение. Поэтому классные руководители очень просят регламентировать их деятельность, для того чтобы очертить круг и зону их ответственности.

Плюс сегодня учителя нагружены подготовкой к проведению многочисленных диктантов, олимпиад, организаций к участию детей во всевозможных проектах, мероприятиях, проведение которых стало более интенсивным в последний год. Учителя получают бесчисленные задания: собрать информацию, предоставить отчёты вместо того, чтобы учить. При этом порой задания, летящие сверху, похожи на абсурд, но за них грозит увольнение. Ну, например, сделать три телефонных звонка с использованием новой цифровой платформы, и неважно кому эти звонки будут сделаны. При этом педагоги, а именно так происходит приучивание к данной цифровой системе, садятся на оперативных совещаниях

(здесь Владимир Владимирович что-то пишет)

-4

и делают звонки друг другу.

(В этот момент Путин поднимает глаза (видимо, от недоумения)):

-5

Или, например, заставляют родителей вести странички в социальных сетях наших детей, жестко отслеживают, как обновляется лента, как ведётся цифровой профиль ребёнка. Якобы, педагоги должны знать, чем занимаются дети во внеурочное время, как живёт вся семья.

Ну, и хотелось бы отметить, что и наши враги, которые тоже очень тщательно отслеживают все аккаунты и социальные профили в социальных сетях, в том числе и детей, тоже теперь знают, что любят, как живут, чем занимаются, с кем общаются будущие защитники Отечества.

Достаточно сделать фотографию дня классного руководителя, учителя, для того, чтобы понять весь объём и нагрузку, которую они испытывают сейчас. И это всё нужно упорядочивать и принимать решительные меры. Самое главное, оценить по достоинству и справедливости этот огромный и ежедневный и труд!

4. Проблема обучения детей-мигрантов русскому языку

Кроме того, нагрузка на учителей усиливается также в связи с большим притоком в школы детей с миграционной историей, в основном из стран ближнего Зарубежья, которые, как правило, сразу становятся гражданами Российской Федерации, и живут по нашим законам. По данным нашего всероссийского мониторинга, который мы провели в этом году от 20 до 50% детей разного возраста, в том числе уже в подростковом периоде, не говорят вообще или владеют русским языком на очень, очень низком уровне. Учителя вынуждены на уроках использовать карточки для объяснения значений русских слов, и это ущемляет права, в том числе и тех ребят, которые учатся в классах на родном русском языке изначально.

Учителя не имею компетенции преподавания русского языка как иностранного, нет учебных пособий, а по утверждённому в этом году ведомственному приказу, который носит рекомендательный характер для школы, обучение неговорящих детей русскому языку - это нефинансируемый факультатив. Хотим учим, хотим не учим! Всё отдано на откуп школы и организовано в рамках внеурочной деятельности.

Федеральная государственная образовательная программа обучения русскому языку как иностранному не предусмотрена вообще. Таким образом, вся нагрузка и проблемы организации социальной, культурной и, прежде всего, языковой адаптации лежит на учителях и на школах. Качество же образования в таких образовательных организациях значительно снижается, школы теряют позиции ведомственных рейтингов и ещё больше теряют своё финансирование. Это парадокс. Сегодня крайне необходимо упорядочить данный процесс. И, в первую очередь, признать на законодательном уровне внеся изменение в наш Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", что данная группа детей - это обучающиеся с особыми образовательными потребностями, которые необходимо создавать в специальных условиях (это пособия, специальная подготовка учителей, программы). Необходимо обеспечивать создание специальных адаптационных классов для таких детей для интенсивного изучения русского языка и постепенного ввода, т. е. интеграции таких детей в образовательный процесс в уже сформированные классы. И, безусловно, далее необходима корректировка ФГОСов, образовательных программ и, конечно же, методического сопровождения.

5. Проблема аттестации педагогов

Чувство несправедливости и беззащитности сегодня также вызывает возможность произвола со стороны руководства школьными коллективами при аттестации педагогов. Новую систему ввели в этом году, но в ней ещё больше проявляется субъективный подход к аттестуемому педагогу, поскольку аттестационные комиссии создаются в самой образовательной организации. Процедура обжалованию результатов не предусмотрена, апелляционной инстанции нет, критериев оценки для отказа в присвоении категории тоже нет - всё отдано на откуп руководству школы. Но, на наш взгляд, должны создаваться специальные апелляционные комиссии на местах, куда можно обратиться любому педагогу, который не согласен с несправедливым решением аттестационной комиссии на уровне образовательной организации. Они должны создаваться, как минимум, на уровне муниципальных органов управления образованием, а ещё лучше на уровне профильных региональных министерств.

6. Про защиту педагога

И о больном. Сегодня кто угодно может вылить грязь на любого учителя

(в этот момент пишущий Владимир Владимирович снова поднял глаза)

-6

в соцсети и в СМИ, выложить видео, прокомментировать, выложить переписку и дискредитировать действия любого педагога. От этого они чувствуют свою незащищённость. Порой читаешь комментарии, даже, казалось бы, приличные публикации: у нас не учителя, а монстры, и не люди со своей личной жизнью. Педагоги не верят, что та инициатива, что сегодня звучит о создании конфликтных комиссий на уровне школ, будет работать.

У нас родители требовательные, которые относятся к образованию как к услугам, привыкли сразу обращаться к кому? К президенту, который может решить весь вопрос. За это, соответственно, страдают и увольняются директора и учителя. На наш взгляд, реальной защитой учителя может стать установление ответственности за распространение информации, дискредитирующей статус учителя, за выкладывание в сеть Интернет сюжетов, комментариев, порочащих достоинство учителя по аналогии с установлением ответственности за фейки и дискредитацию действий армии и добровольческих формирований, организаций и лиц, которые содействуют выполнению её задач.

Профессия учителя не должна ассоциироваться с исполнителем услуг, она должна стать званием, иметь свою ценность и вес. Наше общество должно помнить, что работа школьного учителя - это самоотверженный труд, высоко образованных людей, передающих знания, помогающих формировать мировоззрение, передавать ценности нашим детям, нашему подрастающему поколению. Именно они помогают воспитывать наших будущих защитников Отечества и это их великий вклад в будущее нашей нации.

А что же ответил на эти слова президент?

Президент был явно ошеломлён от услышанного. Он сказал, что обязательно даст Министерству соответствующее поручение. Вообще, Владимир Владимирович был удивлён по поводу всей отчётности, информатизации, поскольку он как раз был уверен, что подобная работа ведётся с целью разгрузить учителя, дебюрократизировать работу, а получается всё с точностью до наоборот. Мол, похоже, всё выполняется формально. Видимо, с министром теперь ожидается очень серьёзный разговор.

-7

Согласился президент и с тем, что вмешательство в личную жизнь учителей нужно пресекать, но как это сделать, он всё-таки сразу сказать затруднился.

Что ж. Остаётся дождаться продолжения этой истории.

P. S. Если Вам понравилась эта статья, не забудьте поставить свой лайк и подписаться на канал. А на сегодня это всё. До новых встреч!