Найти тему
Texpl1n

Придется пересдавать на права в 2024?! Правда ли это, и кого это затронет.

С 1 апреля 2024 года российских автомобилистов ожидает новое требование - обязательная замена водительских удостоверений. Это изменение затронет все категории прав, как популярные и широко распространенные B и C, так и более специфические M или B1. Президент России подписал закон 10 июля 2023 года, вносящий новые правила получения водительских прав. В соответствии с этим законом, начиная с указанной даты, многим автомобилистам придется заменить свои водительские удостоверения. Для этого каждому необходимо будет пересдать теоретические экзамены, а некоторым также придется пройти обучение в автошколах и сдать практическую часть экзамена.

Кого затронет замена прав

Замена прав будет затрагивать только водительские удостоверения иностранных государств. Обязанность по замене своего удостоверения будет влечь как для граждан России, так и для иностранцев, получивших вид на жительство в России. Срок замены удостоверения составляет один год со дня получения гражданства или вид на жительство, а для граждан России, вернувшихся из-за границы и получивших национальные права там, — год с момента первого въезда в Россию после получения иностранного водительского удостоверения.

Новые правила закрывают пробел в законодательстве, на который неоднократно указывал Конституционный суд. В осенний период 2022 года Конституционным судом Российской Федерации было рассмотрено дело водителя Дмитрия Брашкина, который ранее, до 2017 года, был гражданином Казахстана и получил там свое водительское удостоверение, отмечает юрист и эксперт по ПДД Катерина Соловьева.

Водителя оштрафовали на 5 тысяч рублей за вождение без российских прав, но Конституционный суд отменил это решение, выразив при этом свою позицию о необходимости разработки законодательной нормы, которая бы обязывала заменять иностранные права на российские. Такой закон был принят Государственной Думой в июне, одобрен Советом Федерации 5 июля и теперь подписан Президентом России. Данный закон должен вступить в силу с 1 апреля 2024 года.

Для кого процедуру обмена прав упростят

Процедура обмена иностранного водительского удостоверения на российское водительское удостоверение доступна в настоящее время. Постановлением правительства от 2014 года установлен порядок этой процедуры. При замене водительского удостоверения на российское, вне зависимости от категории, водителю обязательно необходимо пройти экзамены в Государственной инспекции безопасности дорожного движения, как теоретическую, так и практическую части, на специальной площадке и на дорогах города. Теоретический экзамен также подтверждает владение водителем русским языком.

Однако сейчас водители с иностранными водительскими удостоверениями не обязаны проходить обучение в российской автошколе. Фактически, иностранные права заменяют документ об окончании автошколы, который необходим для всех обычных кандидатов в водители перед сдачей экзаменов.

До сих пор этот процесс был добровольным и обязательным только для профессиональных водителей, работающих по найму. Водить личное авто с иностранным удостоверением было полностью законно, как подтверждает решение Конституционного Суда по делу Барашкина.

-2

Начиная с 1 апреля 2024 года, для обмена прав категорий M, A, B, а также подкатегорий A1 и B1, уже не требуется сдавать практический экзамен по вождению. Достаточно предоставить все необходимые документы, пройти медицинскую комиссию, оплатить государственную пошлину и сдать только теоретический экзамен.

Однако для водителей грузовиков и автобусов, то есть категорий C и E, а также их подкатегорий, процесс обмена водительских прав усложняется. Им необходимо не только сдать теоретический и практический экзамены, но и пройти повторное обучение в автошколе. Кроме того, для получения права на управление автобусами теперь требуется иметь российский стаж вождения не менее года по одной из автомобильных категорий - легковой или грузовой.

Сдавать теоретический экзамен и получать российское водительское удостоверение необходимо будет в автошколе (или ее филиале, если таковые имеются) в соответствии с местом обучения. Лица, имеющие вид на жительство, должны проходить экзамен в соответствии с местом регистрации. Водителям, которым требуется повторное обучение в автошколе, необходимо сдавать экзамен в отделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения, сотрудничающем с этой автошколой, то есть в соответствии с местом нахождения автошколы.

Важно отметить, что водители могут сдавать экзамен только по одной категории, которая считается высшей. Например, если в иностранных правах указаны категории A, B и C, то водитель сдает экзамен только по категории C, а остальные категории самостоятельно переносятся в российское водительское удостоверение. Другими словами, водителю грузовика или автобуса не нужно сдавать дополнительные экзамены для получения права управления легковым автомобилем или мотоциклом.

Кому не нужно менять иностранные права

Несколько категорий автомобилистов смогут продолжать пользоваться иностранными правами в России. Во-первых, это иностранцы, которые временно находятся в стране без видов на жительство. Они смогут продолжать использовать свои национальные водительские удостоверения. Во-вторых, это владельцы белорусских водительских удостоверений, независимо от их гражданства. Закон фактически их сравнивает с российскими правами. В-третьих, это дипломаты и члены их семей, а также сотрудники аккредитованных при МИДе международных организаций. В их случае также требуется получение российских водительских удостоверений, но они освобождены от сдачи экзамена. Наконец, в теории можно выделить еще одну категорию граждан – это водители, у которых уже были российские права, но долгое время они пользовались иностранными после истечения срока действия российских удостоверений. В их случае будет достаточно заменить старые российские права на новые, даже если первые давно просрочены. Это было заявлено Соловьевым.

Зачем нужен новый закон

Авторы предлагаемого законопроекта опираются на статистику, которая указывает на рост доли аварий, в которых участвуют водители с иностранными удостоверениями, в то время как общий уровень аварийности снижается. Однако эксперт указывает на другую актуальную причину, а именно фактическую невозможность со стороны государственных органов лишать водителя иностранных прав, например, за вождение в состоянии опьянения.

Новый законопроект по существу решает эту проблему, поскольку он ясно определяет, что водители с иностранными правами, подвергнутые наказанию, например, за вождение в состоянии опьянения, не имеют права получить российские права до истечения срока лишения. Соловьева подтверждает это: "новый законопроект устраняет эти проблему, так как в нем четко прописано, что водители с иностранными правами, наказанные, например, за вождение в пьяном виде, до истечения срока лишения получить российские права не могут".

В самом документе уточняется, что водитель, лишенный права управления автомобилем на территории России, не может заменить свое иностранное удостоверение на российское до истечения срока лишения. Кроме того, его иностранное удостоверение перестает быть действительным в течение года.

Что будет, если ездить с иностранными правами больше года

По словам юриста, иметь иностранное водительское удостоверение, как и просроченное российское, не смягчает наказание за нарушение правил дорожного движения для лиц, проживающих постоянно в России. Согласно закону, в таких случаях предусмотрен штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей по статье 12.7 КоАП.

Дополнительно, водитель, остановленный за вождение без прав или с недействительным удостоверением, временно отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения. Это означает, что ему будет запрещено водить транспортное средство, и если рядом не окажется пассажира с действующим водительским удостоверением, автомобиль будет отправлен на штрафстоянку.

-3

Наказание также ожидает владельца автомобиля, который передал его в управление водителю с недействующими правами. Если будет установлено, что владелец машины знал о том, что у водителя нет действительных прав, то штраф увеличится до 30 тыс. рублей.

В связи с изменениями в системе получения водительских удостоверений, начиная с 1 апреля 2024 года гражданам РФ и лицам, получившим вид на жительство в России в течение года, потребуется заменить иностранные водительские удостоверения на российские. Обладателям категорий M, A и B, а также подкатегорий A1 и B1 будет необходимо сдать теоретический экзамен, а водителям грузовиков и автобусов также пройти повторное обучение и сдать практический экзамен.

Правила придется выучить всем

Все страны, включая Россию, подписали Венскую конвенцию, которая унифицирует правила дорожного движения. Это означает, что иностранный водитель должен знать и соблюдать те же правила, что и российский водитель. Однако на практике это не всегда выполняется, как указано в объяснительной записке к законопроекту, который предлагает внести изменения в правила обмена иностранных водительских удостоверений.

Согласно документу, в 2021 году, несмотря на общее снижение аварийности на дорогах России, количество ДТП, в которых причиной стали граждане с иностранными водительскими удостоверениями, выросло на 5,7% до 5062 случаев. Также в этих авариях увеличилась смертность на ту же самую 5,7%.

Такие иностранные водительские удостоверения могут быть бессрочными. Из-за этого новоиспеченные граждане России или те, кто вернулся после длительного пребывания за границей и получил права там, могли использовать их без ограничений по времени.

Теперь у них придется не только сдать экзамен, но также пройти медицинскую комиссию и получить справку о годности к управлению транспортными средствами по состоянию здоровья. Для этого им понадобится посетить терапевта, офтальмолога, психолога и нарколога. Причем, последние двое имеют право работать только в государственных медицинских учреждениях.

Далее им предстоит сдать экзамен в ГИБДД, который продолжается 20 минут и включает 20 вопросов из билетов. Допускается совершение не более двух ошибок. За каждую ошибку кандидату добавляют пять дополнительных вопросов из того же раздела правил дорожного движения. При этом в дополнительных вопросах ошибки уже не допускаются.

Пересдавать теоретический экзамен придется даже для обладателей водительских удостоверений категорий M, A1 и B1, которые позволяют управлять легкими транспортными средствами.

Например, категория M включает в себя мопеды с мощностью двигателя до 4 киловатт и объемом двигателя до 50 см3. В России нельзя получить категорию M без открытия любой другой категории.

Категория A1 дает право управлять мотоциклами объемом двигателя до 125 см3 и можно получить ее с 16 лет. При этом категория M открывается автоматически.

B1 включает в себя легкие квадрициклы и трициклы. У этой категории есть два подвида. Первый подвид позволяет управлять транспортными средствами с автомобильными органами управления, а второй - с мотоциклетными.

Важно отметить, что категории M и B1 открываются автоматически при получении прав категории B, которые допускают управление легковым автомобилем, а категории M, A1 и соответствующий подвид B1 открываются автоматически при получении мотоциклетных прав категории A.

Таким образом, все перечисленные категории не требуют отдельного прохождения экзамена. Если у вас уже есть категории A и B, то после сдачи единого экзамена по теории, категории M, A1 и B1 будут добавлены автоматически.

Кого отправят в автошколу

Если автолюбителю, управляющему легковым автомобилем или мотоциклом, достаточно будет пройти медицинское обследование и сдать теоретический экзамен, то владельцам грузовиков и автобусов придется повторно изучать правила дорожного движения в автошколе, получить аттестат об окончании и, после этого, сдавать теоретические и практические экзамены в ГИБДД. Такие новшества касаются категорий "С" и "Д", а также их подкатегорий "С1", "СЕ", "С1Е", "D1", "DЕ" и "D1Е".

Более того, эти изменения запрещают всем водителям, будь то те, кто получает права впервые, или те, кто заменяет иностранные удостоверения, открывать категорию "Д", включая ее подкатегории, если водитель не имеет опыта вождения продолжительностью минимум 1 год с водительскими удостоверениями категорий "В" или "С", включая "С1", "СЕ" и "С1Е".

Напомним, что категория "Д", включая ее подкатегории, дают право на управление различными типами автобусов. Из-за повышенных требований к ответственности таких водителей, им было установлено правило, которое заставляет их провести не менее года за рулем легкового или грузового автомобиля.

Исключение сделано только для молодых водителей, прошедших обучение по категории "Д", успешно сдавших экзамены и призванных в армию. В таком случае им разрешается управлять военными автобусами даже без опыта вождения в других категориях в течение 1 года.

Запретят не все иностранные права

Получение российских водительских удостоверений станет доступно только гражданам России и лицам с видом на жительство. Иностранцы смогут продолжать водить по своим национальным правам. Однако исключение сделано для жителей России, которые уже обладают водительскими удостоверениями Республики Беларусь - им не придется менять свои права. Теперь они остаются действительными.

Кроме того, дипломаты и члены их семей будут освобождены от прохождения как теоретических, так и практических экзаменов. Это же правило распространяется и на сотрудников аккредитованных при МИД международных организаций. Однако эта категория водителей всё еще обязана получить российские водительские права, просто это будет автоматический процесс, не требующий представления медицинского заключения.