Сообщение – это главный носитель «новости» о произошедшем событии.
Схема написания информационного сообщения (сообщения о событии, новости) известна как «Перевернутая пирамида» – когда сообщение начинается с сути события, а затем следуют прочие сведения в порядке убывания важности.
Информационное сообщение отвечает на пять основных вопросов:
- Кто сделал? (действующее лицо)
- Что сделал? (событие)
- Когда? (время)
- Где сделал? (место)
- Почему сделал? (причина)
И несколько дополнительных:
- Каким образом сделал? (способ)
- Что это значит? Кому выгодно/невыгодно? Что будет дальше? (значение)
- От куда «пришла» новость? (источник сведений)
В информационно-аналитической работе, при написании информационного сообщения используется прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени, обстоятельство места, обстоятельство образа действий и другие второстепенные члены предложения.
Например, «Открытие фотовыставки «Мой Елец» состоялось 25 октября в художественном отделе краеведческого музея».
Информационное сообщение пишется по схеме «перевернутая пирамида», что подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения самого важного элемента – сути. Такой способ подачи сведений иногда называют «анти-историей».
Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина написана в виде истории. Она начинается со слов: «жили старик со старухой у самого синего моря», а заканчивается – «старуха сидит у разбитого корыта».
Если бы сказка была написана по схеме «перевернутой пирамиды», то начиналась она бы так:
«Неудачей закончилась попытка старухи разбогатеть за счет золотой рыбки. Получив в подарок новый дом и побывав дворянкой и царицей, старуха оказалась у разбитого корыта. Причиной – стала жадность и стремление властвовать».
А дальше шли бы подробности истории.
ИТОГ
- Первый абзац информационного сообщения отвечает на главные вопросы: кто? что? когда? где? почему? как?
- Первое предложение информационного сообщения – содержит суть события.
- Начинаем с главного, выстраиваем ответы по мере их значимости.
- Главное – не то что кажется важным автору сообщения, а то что является важным для «читателя».