Найти в Дзене
Калейдоскоп

Сообщение

Сообщение – это главный носитель «новости» о произошедшем событии.

Схема написания информационного сообщения (сообщения о событии, новости) известна как «Перевернутая пирамида» – когда сообщение начинается с сути события, а затем следуют прочие сведения в порядке убывания важности.

Информационное сообщение отвечает на пять основных вопросов:

  • Кто сделал? (действующее лицо)
  • Что сделал? (событие)
  • Когда? (время)
  • Где сделал? (место)
  • Почему сделал? (причина)

И несколько дополнительных:

  • Каким образом сделал? (способ)
  • Что это значит? Кому выгодно/невыгодно? Что будет дальше? (значение)
  • От куда «пришла» новость? (источник сведений)

В информационно-аналитической работе, при написании информационного сообщения используется прямой порядок слов: подлежащее, сказуемое, обстоятельство времени, обстоятельство места, обстоятельство образа действий и другие второстепенные члены предложения.

Например, «Открытие фотовыставки «Мой Елец» состоялось 25 октября в художественном отделе краеведческого музея».

Информационное сообщение пишется по схеме «перевернутая пирамида», что подразумевает нарушение хронологии события и постановку в начале сообщения самого важного элемента – сути. Такой способ подачи сведений иногда называют «анти-историей».

Например, «Сказка о рыбаке и рыбке» Пушкина написана в виде истории. Она начинается со слов: «жили старик со старухой у самого синего моря», а заканчивается – «старуха сидит у разбитого корыта».
Если бы сказка была написана по схеме «перевернутой пирамиды», то начиналась она бы так:
«Неудачей закончилась попытка старухи разбогатеть за счет золотой рыбки. Получив в подарок новый дом и побывав дворянкой и царицей, старуха оказалась у разбитого корыта. Причиной – стала жадность и стремление властвовать».
А дальше шли бы подробности истории.

ИТОГ

  1. Первый абзац информационного сообщения отвечает на главные вопросы: кто? что? когда? где? почему? как?
  2. Первое предложение информационного сообщения – содержит суть события.
  3. Начинаем с главного, выстраиваем ответы по мере их значимости.
  4. Главное – не то что кажется важным автору сообщения, а то что является важным для «читателя».