Найти тему

Как Гоша из фильма «Москва слезам не верит» поднял престиж рабочих профессий

Мелодрама 1979 года, любимая многими поколениями, заставляет задуматься не только о непростой судьбе провинциалки Катерины, приехавшей покорять Москву, но еще и о важности рабочих профессий, которым в фильме уделено много внимания.

Артист Алексей Баталов создал яркий образ «слесаря-интеллигента» Гоши, настоящего Мужчины в патриархальном значении этого слова - который не боится ответственности и не боится ручного труда. Он не пропадет даже на необитаемом острове, а оказавшись в квартире у Катерины, немедленно принимается чинить пылесос.

-2

На Гошу с восхищением смотрят его друзья-инженеры, доктора и академики, которым он помог получить научные степени. Помните эпизод с шашлыками?

«Я хотел бы выпить за его руки. Вот на вид это обыкновенные человеческие руки, но это, товарищи, только кажущаяся видимость. На самом деле перед вами руки золотые, ну, в смысле, золотые руки. Перед вами, товарищи, слесарь с большой буквы «С». Вот у нас в институте есть кандидаты, которые, с моей точки зрения, еще десять лет назад могли бы спокойно уйти на заслуженный отдых… и никто бы не заметил их отсутствия до сегодняшнего дня, а вот, когда в прошлом году Гоша лег в больницу, ему вырезали аппендицит, так вот, у нас большинство тем замерло. А за себя скажу, что своей диссертацией я на 70 процентов обязан прибору, который сделал Георгий Иванович. И мое мнение могли бы разделить, ну, половина докторов нашего института. За твои руки, дорогой!»

-3

Киносагу «Москва слезам не верит» анализирует психолог Елена Пастернак: «Гоша слесарь. В фильма Гоша сам говорит, почему он слесарь, отвечая на вопрос Александры, что ему нравится его работа и что когда он приходит, «начинает крутиться то, что без него не крутилось». По моему это прекрасное ощущение любви к своей профессии, чувство «полезности» и не отчужденности от своего труда. Но есть еще и социальный момент. К середине восьмидесятых в СССР был дефицит отнюдь не инженеров, а высококвалифицированных рабочих. Так называемая «рабочая элита». И хороший слесарь из НИИ, который делает опытные образцы и обслуживает оборудование, зарабатывает не меньше директора фабрики. Кроме того, у рабочих были льготы и привилегии. Мой папа ушел со своей инженерной должности, когда женился на маме, как раз работать слесарем, потому что так ему сразу дали квартиру. В отличии от инженеров, которые ждали квартиры по двадцать лет. Вы посмотрите, как Гоша одевается. На нем надето по меркам 1978 года на 3-4 месячных инженерных зарплаты».

-4

Да и сама Катерина Тихомирова, которую блестяще сыграла Вера Алентова, в первой половине фильма работает сначала простой штамповщицей, а затем слесарем-наладчиком на машиностроительном заводе! Катерине нужно обеспечивать себя и новорожденную дочь, ей приходится совмещать учебу и работу. В дальнейшем опыт, полученный на производстве, помогает ей управлять крупным предприятием. Годы работы за станком дают ей преимущество перед наивными выпускниками дневных отделений вузов. А еще Катерине легче найти общий язык со слесарем Гошей, потому что она сама была когда-то на его месте.

-5

А симпатичная Антонина? Она трудится маляром на стройке, выходит замуж за москвича-рабочего и очень довольна своей жизнью. Людмила сначала работает на хлебозаводе, а потом выдает заказы в химчистке и при этом всегда выглядит как королева.

-6

В завершение приведем еще одну прекрасную фразу из фильма, прозвучавшую из уст Гоши: «Я предпочитаю делать в своей жизни то, что я люблю. А не то, что модно, престижно или положено».

НМЦ «Аксиома» - всё для учительского роста