Найти тему

Годный самиздат: «Мёд для убожества»

Была у нас такая рубрика в группе в ВК, решили воскресить. И сегодня поговорим о романе «Мёд для убожества» E. L. Zengrim'а.

Сперва немного предыстории.

Когда-то на подкасте мы разбирали один рассказ – «Барон любит тебя». На самом деле, очень даже неплохой рассказ, хоть и не... Ладно, оставим «неплохой».

Оказалось, это глава книги.

Без паники – оно, по сути, флэшбек, вполне себе завершённая история, нет ощущения, что вырвали кусок из середины.

Теперь я прочитала весь роман. И эта глава – лишь песчинка в пустыне.

Там стоооолько всего наверчено, чего не ожидаешь от флэшбека...

Несмотря на шероховатости, о которых тоже упомяну, мне понравилось. Где-то с четвёртой главы проснулся неслабый такой интерес, который к концу подогрелся до состояния пара... А потом разбился об концовку. Хотя это я фейспалмом чуть не разбила себе нос.

Ладно. От личных впечатлений к делу.

Живёт своей жизнью мир, который автор в описании обозначил, как «дизельпанк». Хотя одного этого слова недостаточно – в романе есть оригинальные «придумки», для которых не хватит хэштегов.

В этом мире живёт уже не своей жизнью герой по имени Бруг (Брегель, Хорёк – он менял имена). Одержимый. Причём одержимый во всех смыслах. В голове его обитает демон, идея-фикс и зависимость от курева/алкоголя.

Дизельпанк-то дизельпанк. Местные обитатели действительно используют особое топливо – «масло», – производят из него «бальзам». Есть что-то общее с нефтью и безнзином, да.

Масло-панк, в котором ко всей масло-технике прибавляют слово «масло». Поначалу это... Раздражает. Масло-рельс, масел-трос, масел-фонарь и тд... Масло-всё. Даже в этой рецензии уже переизбыток масла.

С другой стороны, в нашей реальности есть пароходы, паровозы, парогенераторы, поэтому не мне тут высказывать претензии к их неймингу.

Из необычных «придумок» масло-панка запомнились шагоходы – что-то вроде карет на лапках. Выглядит интересно, необычно и... Непрактично. Такая фиговина будет жрать очень много топлива, чтобы двигаться. Физика, блин. Но с точки зрения визуала и «лица» мира – очень даже привлекательно.

Город с пауками-шагоходами.

Шагоходы - это-то типа такого, наверное
Шагоходы - это-то типа такого, наверное

Помимо масло-панка в книге есть элементы... Самое близкое определение – «Киберпанк». Внешность похожая, а наполнение – другое. Местные мастера – гремлины – пытаются перепрыгнуть через эпохи и изобрести чуть ли не аналоги бионических протезов.

Основа этого «Киберпанка» (специально в кавычках) – не электричество и компьютерные технологии, а ментальная энергия. «Психика».

На примере. Есть псикраны, которые залезают тебе в голову, понимают, что ты хочешь, и выдают таргетированную рекламу. А при «правильной настройке»(с) создают проекции – типа голограмм.

Психоскопы – измеряют эту самую «психику». Психо-диски, психо-замыкания...

И раз есть «ментальная энергия», значит, есть и те, кто её использует. Причём не только в виде психо-чего-то-технологического, а прям сами – мозгом. Ну и страдают из-за этого иногда. Причём не в одиночестве. Если у тебя чувствительная или повреждённая психика, в твоё тело может подселиться хтонь – превратишься в не очень красивое нечто. Одержимого.

Одержимые и чудовища – тоже необычная «придумка», хотя, по сути, типичные «ведьмачьи» монстры. Но со своими особенностями, криповые, сложноподвывернутые.

В остальном – всё более-менее стандартно по мироустройству. Разные государства, разные расы, политические интриги, разборки мировых элит. Местами дождь из ксенофобии.

И да, это интересно. Хоть политические дрязги не в новинку, но... В романе большой и запутанный клубок из дохрена разных ниток.

А вот и карта мира
А вот и карта мира

А вот главный герой в этом мире... Ну... Как обычно. Шёл, шёл, встрял в масштабную зарубу.

Одно но. ГГ – говнюк, которому срать на всё, кроме своей «идеи-фикс». Просто его личная цель где-то внутри клубка: приходится не то что распутывать – рвать нахерь всё.

К герою – в отличие от мира – у меня есть ряд претензий.

В первых главах он представляется натурально тварью. В плохом смысле. Может убить кого-то, чтобы забрать нужные ему документы, может пройти мимо того, кому требуется помощь.

Рядовому читателю сложно будет посочувствовать такому герою и отождествить себя с ним, да?

А вот хрен. До ключевого момента, в котором Бруг должен будет чуть пересмотреть свои «взгляды» (читай, стать менее тварью), всё вокруг него складывается так, чтобы его «говнюковость» не вызывала отторжения.

Если он убивает кого-то, этот кто-то «случайно» оказывается ещё большим говнюком. Если попадает в ситуацию выбора между «хорошо» и «плохо», он конечно же, выбирает «плохо», но обстоятельства вынуждают его поступить «хорошо».

Приём сработал – отторжения герой не вызвал. Но... Как-то наигранно что ли его заставляют делать добро.

К определённому моменту арка аркуется, и Бруг понемногу начинает меняться. Превращается из твари в харизматичного подонка – такого полу-нуарного персонажа, но без налёта мрачной загадки.

Вторая претензия к нему – он, если можно так выразиться, «неровный».

Сложно пояснить без нудных примеров, поэтому вот вам они.

Бруг – таборянин. Это кочевой народ с суровыми порядками. Любит подраться. Детей в нём воспитывают розгами. Мальчику, чтобы стать «мужиком», надо убить одержимого (сами таборяне называют монстров «Заложными»). Ну или южанина.

Они хоть и кочевники, но кочуют только в своей локации.

А Бруг, собственно, выкочевал из этой локации в далёкие дали.

И... От человека, который почти всю жизнь тусовался в таких условиях, не ожидаешь, что он будет много рефлексировать, философствовать, выдавать мудрые мысли. Но герой почему-то этим занимается.

Нет, это не значит, что таборяне в книге тупые и способны только на «Уга-буга, Халк бить». Просто у них своя культура и свой менталитет: кочевники-воители. Бруг изначально в неё плохо вписывался. Другие персонажи над ним подтрунивают, что иногда он выражается слишком уж поэтично.

Допустим. Такое возможно.

Но когда герой сравнивает женщину с портретами явно не таборянских художников – пусть и называет «мазней престарелых рисовальщиков».

Когда красивые бокалы ему напоминают балерин.

Когда он описывает музыку, используя термины вроде «флажолет».

Рождается вопрос: откуда ты всё это знаешь, дружище?

Он мог в своих путешествиях и не такое увидеть, конечно. Но у меня возник диссонанс: от того, кем является герой, и от его внутреннего диалога.

Как раз до рецки написала мини-статью в телеге на тему, почему автору и персонажам лучше вести себя по-разному (минутка саморекламы).

Если опустить эти детали и воспринимать Бруга, что называется, «в вакууме» – без его бэкграунда – это привлекательный персонаж. «Привлекательный» не в смысле «нравится». Он подонок тот ещё. Но наблюдать за ним интересно: за тем, как он подводит свою совесть под свою же «серую» мораль, за его поведением, за тем, как он эмоционально и импульсивно решает проблемы.

Бруг местами юморной, но юмор его не в классических шутках, а в том, что ему вообще срать на местные порядки. Он говорит, что думает (если не врёт), иногда невежливо, творит, что хочет. Ставит в неудобное положение людей и нелюдей, которые не привыкли изъясняться прямо и делать что-то, не боясь последствий.

Это порождает смешные ситуации.

Хотя чаще они опасные.

Но внутри этот персонаж... Сложный. У него свой особый наборчик конфликтов, страстей и психологических отклонений. И демон внутри.

-4

По сюжету... Честно, до четвёртой главы я скучала.

Посему простите за маленькие спойлеры – придётся в общих чертах раскрыть, что там происходит. На читательский интерес это вряд ли повлияет: выражаться буду максимально «загадочно».

До этой самой главы у Бруга есть абстрактная цель – найти женщину – и нет конкретного плана, как это сделать.

В смысле не женщину вообще, а женщину, с которой у героя «своя история».

Эта цель не пробудила интерес, так как персонаж мне был ещё мало знаком, зачем он что-то там ищет – неизвестно (по понятным причинам это не сразу раскрывают).

Есть намёки, что Бруг – одержимый. Необычный одержимый. То ли сражается с внутренним бесом, то ли договаривается с ним.

Но что это вообще и как оно влияет – опять же, на тот момент неизвестно.

Сопереживать некому и нечему.

Интерес у меня проснулся, когда герой попал в передрягу и, чтобы выбраться из неё, начал вынужденно «Ведьмачить». Охотиться на чудовищ. И иногда на людей.

Об одержимых он знает много – вот тут как раз важен бэкргаунд и таборянское прошлое. Драться умеет. Не имба, но и не слабак.

Не волнуйтесь, с Ведьмаком там мало общего – просто сравнение, чтобы примерно представлять, что ждать от сюжета.

К этому моменту уже появляются отношения с другими персонажами, чуть раскрывается сам Бруг, а каждое «дело» – необычное. Это не «перебей сто шишиг (местный монстр) во главе с шишиганом, отчитайся, получи оплату». Там прямо... Переживаешь за результат. Некоторые главы – полноценные хоррор-истории.

В итоге всё закатывается в такой зуборасшатывающий ком... Разные «дела» объединяются в общий сюжет. Локальные проблемы оказываются следствиями глобальных. Политические разборки, война местных кланов, купленные элиты... Капец там всё закручено.

-5

И... Концовка, простите за мат, пи*дец. Конечно, история Бруга – это история Бруга, а местные тёрки – это местные тёрки. Бруг может подойти к финалу, забив на всех – это в его стиле. Но... А чем остальное закончилось-та? Что с... Вообще всем, что там было? Только самое интересное нарисовалось. Я главы с четырнадцатой уже оторваться не могла, с попкорном сидела без перерывов на сон, настолько оно всё опупенно выходило.

Это ж не весь роман, да?

Скажите, что не весь.

Ещё малюсенькая претензия по сюжету – обозначение действующих сил.

Об антагонисте мы знаем с начала (не с первых глав, просто заранее). Но не знаем, что это антагонист. Соответственно, когда узнаём, что это антагонист, не возникает вопроса «А хто это?».

Тавтологии тут намеренные.

Но... Часть действующих сил, которые должны сразиться в финальной зарубе (И НЕ СРАЗИЛИСЬ, МАТЬ ВАШУ), появляется во второй половине.

Для баланса о них стоило бы как-то упомянуть на начальном этапе. Не вводить в оборот, а просто промаркировать – такие существуют. Чтоб не было ощущения «Свалились на голову внезапно».

По стилю... Если не брать в расчёт философско рефлексирующего героя, от которого не ждёшь таких высокохудожественных описаний, какие он выдаёт, то... Кровь из глаз не шла.

Нормально читается.

Хотя и тут есть небольшие претензии.

Повествование то в настоящем времени, то в прошедшем. Такая вот короткая претензия.

Описания – особенно в экспозициях – иногда затянутые донельзя. На моменте, где Бруг смотрел на гору (или как её назвать) гремлинов, я взялась за голову и хотела уже промотать все эти бесконечные «скульптуры» (или как их назвать).

Боевые сцены описаны живо... Но не все. Те, в которых происходит что-то необычное, читать интересно. А если это, скажем, стандартный бой на мечах... Слишком уж подробно подают «выпады» и «пируэты» (специально в кавычках снова).

По итогу

Посоветовала бы почитать, если у романа есть продолжение.

Если продолжения нет, то, получается, нагнетали-нагнетали и оборвали на самом интересном месте. Хотя... Тоже посоветовала бы.

Книга сильно 18+ (не просто «18+», а «Сильно 18+»). Там есть насилие, кровь, расчленёнка. Нужны железные нервы и стальной желудок.

А почитать роман можно здесь.

Пост написала felidae.