Здравствуйте, товарищи!
Сегодня мы поговорим на несколько отвлечённую тему, прямо
не связанную с политикой и историей. Тема сегодня будет социальной.
И поговорим мы о таком социокультурном явлении, как карго-культ
в современном обществе. Расскажем, что такое «карго-культ», как и где он возник, во что трансформировался, и какое значение для современного общества он имеет, какую роль играет и как используется.
Начнём с возникновения понятия. Карго-культ (или культ поклонения грузам, или самолётопоклонничество) – это описание в западной литературе примитивных религиозных верований коренных народов на островах Меланезии, возникших в XX веке во время Второй Мировой войны (хотя отдельные проявления фиксировались этнографами в XIX веке у культурно и технологически отсталых народов). Причина их появления – примитивное религиозное сознание местных аборигенов, считавших американцев посланцами духов, а вещи и предметы, изготовленные промышленным способом – их дарами (или дарами небес). Поскольку их культурный уровень не позволял объяснить происхождение этих предметов и вещей, аборигены воспринимали их как чудо и магию. Естественно они считали американских солдат теми, кто имеет с духами предков некую мистическую связь, раз у них в изобилии есть такие чудесные предметы. Американцы в то время вели войну с Японией и использовали острова Меланезии как опорные базы, доставляя грузы кораблями, транспортными самолётами на аэродромы, либо сбрасывая их с воздуха при помощи парашютно-десантных систем. Аборигены, смотря на это со стороны, запоминали все действия американских солдат, моряков и лётчиков до мельчайших деталей. И таки запомнили. Война окончилась, американцы покинули острова, аэродромы опустели и разрушились. И так как грузы с чудесными предметами и вещами, дары небес, поступать перестали, аборигены начали имитировать действия американских военных, выстраивая бутафорские взлётные полосы, авиадиспетчерские вышки и прочие атрибуты аэродромов, а также делая бутафорские рации из половинок кокосовых орехов, имитируя радиопереговоры, а также имитируя строевую муштру. Они считали, что эти действия привлекут духов, и духи в благодарность снова их одарят чудесными вещами, послав железных птиц, несущих дары. То есть они делали всё выше обозначенное, наделяя его религиозным, а не утилитарным смыслом. Поскольку они его не понимали.
В наше время большая часть этих культов исчезла, поскольку аборигены убедились, что ритуально повторяемые действия не работают,
не принося даров небес. Из оставшихся наиболее известен культ
Джона Фрума. Подробно описывать я его не буду, ограничусь лишь тем,
что скажу, что этот культ – дикая смесь собственно самолётопоклонничества и религиозного сознания, наложенная на протестантский религиозный фундаментализм. Кому интересно, культ очень подробно описан, в том числе известным английским учёным-натуралистом Дэвидом Эттенборо, которого внимательные телезрители помнят по программам про живую природу
на Би-Би-Си, которые он вёл.
Но не думайте, что религиозное сознание существует только у людей, живущих в условиях родо-племенного строя. Нет, в современном обществе примитивные, низшие формы сознания существуют параллельно высшим. Именно поэтому возникло иное понимание словосочетания «карго-культ».
В современном обществе это выражение означает явление, когда человек или социальная группа, либо всё общество целиком, перенимают
и воспроизводят какие-либо практики, якобы ведущие к успеху и его демонстрирующие, при этом они совершаются чисто внешне, без понимания внутренней логики, либо с открытым пренебрежением ею. Если объяснить по-простому, то, например, некая вещь или предмет обихода начинает ассоциироваться с успехом. И целью становится не сам успех, а обладание этой вещью или предметом обихода с целью демонстрации своей успешности и социального положения. Таким предметом или вещью может стать что угодно: дорогой автомобиль строго определённой марки, дорогая одежда, дорогой телефон, дорогие часы, дорогая недвижимость и обстановка в ней, бытовые удобства и так далее. Через это вещи и бренды наделяются паралогическим смыслом и становятся отделёнными от их утилитарной принадлежности, становясь предметом культа и целью, которой надо достичь. Но вся соль в том, что приобретённый предмет не приносит удовлетворения и пользы. Он лишь демонстрирует успех и уровень успеха во внешний мир, показывая окружающим принадлежность к определённой социальной группе или социальному слою.
Суть современного карго-культа в том, что он является более развитой формой фетишизма и метой социального и классового расслоения капиталистического общества. И даже если человек не придерживается системы современного карго-культа, общество само вынуждает его это делать. Потому что иначе он будет выключен из социальной жизни. В России это явление ещё не распространено широко, поскольку на нас оказывает влияние советское воспитание. В развитых капиталистических сообществах типа американского это явление – норма жизни. Там о человеке и том, чего он добился и кто он такой по жизни, судят по тому, во что он одет, на какой машине он ездит, где он живёт и как он живёт, и какой у него телефон, последней ли он модели, и даже по тому, какую музыку он слушает. У нас
в России это тоже постепенно внедряется, в политической элите, где люди 30 лет обезьянничали западный образ жизни, оно уже есть, также спорадически имеется среди простых людей.
Проявление карго-культа в современном обществе – это социокультурный маркер человека. И объяснить его с рациональной точки зрения невозможно. Он имеет строго религиозную природу и связан с тем, что среди обывателей, в какой бы стране они не находились, распространено так называемое магическое мышление. И нередка такая парадоксальная ситуация, что какой-то предмет или продукция конкретного бренда
по умолчанию считается крутой и качественной, не всегда являясь таковой.
И когда эта продукция попадает в руки обывателю, он, даже опробовав её
в работе и увидев все её косяки и недостатки, всё равно будет считать, что
это – крутая вещь, а все более дешёвые аналоги – говно. Человеку очень трудно признаться самому себе, что он – лох, и его напарило своё же общество, которому он вынужден соответствовать, покупая тот или иной товар. И бывает даже такое, что он не знает, что делать с купленным товаром. Он просто должен быть во владении по умолчанию, чтобы демонстрировать статус. При этом никакой пользы он не приносит, а только отжирает часть семейного бюджета.
Может возникнуть и такая ситуация, когда обыватель приобрёл непомерно дорогую для себя вещь, чтобы козырять ей перед друзьями и соседями, демонстрируя, что он якобы успешен и даже в чём-то круче. Но потом он сталкивается с реальностью, которая однозначно указывает ему
на его место в жизни: у него нет денег, чтобы обслуживать этот предмет обихода. И он его продаёт, если он умный конечно. А если тупой, предмет продолжает стоять, пылиться, покрываться ржавчиной – на радость соседям. И когда – под хохот окружающих – от него остаётся лишь бесполезный мотлах, тупой обыватель испытывает дикую фрустрацию и идёт совершать преступление, поскольку считает, что общество его обидело и не позволило стать успешным.
И именно вот здесь стоит отдать должное большевикам, которые унифицировали советскую моду под единый стандарт для всех. Поскольку они точно понимали природу карго-культа как явления даже задолго до того, как оно возникло. Карго-культ современного общества – это не что иное, как отражение социального и классового неравенства при формальном равенстве всех перед законом. Он показывает кто есть кто в сравнении с другими. Бороться с этим явлением бесполезно, ибо оно – элемент системы, и может исчезнуть только в процессе социальной революции, то есть построении социализма. Причём вполне конкретного, а не утопического.
Ну и напоследок, как используется карго-культ в современном обществе. А используется он в рекламе, а также при совершении цветных революций. Задача и там, и там – одна и та же: впарить обществу пустышку
в виде чудодейственного и сверхкачественного товара в первом случае, либо в виде сверхценной идеи во втором. При этом манипулятор всегда обращается именно к магическому сознанию обывателя, зная, что при воздействии на оное обывателем проще управлять. Вот и всё.
А вот теперь подумайте – стоит ли ваш айфон (как пример, можете подставить любой дорогой бренд) тех денег, которые вы за него заплатили при наличии более дешёвых и нередко более качественных аналогов? Перед кем вы хотите выпендриться? Перед самим собой? Перед своими пацанами или подружками? Часто встречал и встречаю таких людей, которые очень гордятся тем, что они, например, носят только дорогую брендовую одежду. При этом они всё время берут в долг, потому что денег нет, и им банально нечего жрать. И на моё справедливое замечание они резко отвечали: «А чё я как лох должен ходить?» Дружище, ты – уже лох, хотя бы потому, что вынужден отдавать по факту за тряпки все свои деньги, жить в долг
и голодать, демонстрируя всем, в каких крутых и дорогих шмотках ты ходишь. Ну и заодно демонстрируя окружающим, что ты – идиот. Или что у тебя в кармане последняя модель айфона, несмотря на то, что ты отдал за неё все свои сбережения. Или у тебя дорогая иномарка, которая высасывает деньги как пылесос, требуя дорогого техобслуживания
и ремонта. Оставим тех, кому это действительно по карману – они, в отличие от вас, могут себе это позволить. Но при этом не нужно жаловаться
на несправедливость общества и ругать власть. Это не власть виновата, это капиталистическая система так устроена. И даже если «скинуть тирана», система останется той же. Тот, кто этого не понимает – идиот. Нужно просто слезать с карго-культа и думать о том, что действительно важно. А важным
в жизни являются твои трудовые и гражданские права. Про политические права я сейчас умышленно не говорю, ибо обывателя касаются только избирательные права. А на них пока, слава Богу, никто не покусился. Вам не запретили ходить на выборы и голосовать. А тот, кто говорит, что выборы сфальсифицированы, при этом не может этого доказать в установленном законом порядке – лжец, клеветник и дурак, обязанный по закону за это ответить, вплоть до посадки в тюрьму. Потому что важно не только знать свои права, но и уметь их правильно защищать. А это возможно делать только объединяясь. Один в поле – не воин. Создавайте советы, профсоюзы, участвуйте в их работе, отстаивайте свои права, в первую очередь – трудовые. Вас никто не защитит, если вы не защитите себя сами. Ибо если классовая борьба прекращается по инициативе одной из сторон, она мгновенно превращается в классовое избиение. И в ходе этого классового избиения люди лишаются даже тех прав, которые закреплены законом. Вот что важно, а не карго-культ, не фетиши и заманухи, не свободы, демократии и сменяемость власти. Про сменяемость власти вообще смешно, она и так сменяется постоянно. Но про власть мы поговорим отдельно. Всем мира и добра.
#Россия #Общество #Социология