«Закатилось солнце земли Русской!»- так или примерно так в разных вариациях передаются слова митрополита Кирилла, сказанные по поводу смерти Александра Невского. Умер князь 27 ноября 1263 года в Городце Волжском, но похоронен был 6 декабря 1263 года в стольном городе Владимире. Собственно, тут его тело и встретил митрополит.
760 лет со дня похорон князя – чем не повод поговорить о месте его погребения, где тело Александра Ярославича пролежало более четырех с половиной веков, покуда Петр Первый не перенес его в Санкт-Петербург.
Это на самом деле уникальное место. Было! Да, было. Ибо оно же стало памятником варварству потомков. Еще сто лет назад Владимир мог похвастаться тремя, а не двумя белокаменными соборами: Успенским, Дмитриевским и Рождественским. Первые два, слава Богу, стоят. На месте третьего ныне возведен новодел, ничем не напоминающий предшественника.
Рождественский монастырь с заглавным белокаменным собором основан в XII веке. Собор – ровесник Дмитриевского. И по общим очертаниям сильно его напоминал. Время строительства 1192-1195 годы.
К слову сказать, иногда Рождественский монастырь именуют Богородице-Рождественским, чтобы было понятно, в честь чьего рождения он назван.
Если вы представляете Дмитриевский собор, представляете себе и Рождественский. То же самое, только без богатой каменной резьбы. Четырехстолпный одноглавый собор. Красота белокаменная.
До «выселения» мощей Александра Невского Рождественский монастырь считался одним из лучших или первых в России. Всё-таки Невский – это имя, бренд, на котором можно жить. Вон Феодоровский монастырь в Городце умудряется жить на почти наверняка вымышленном факте смерти князя на том месте. А тут – натуральные мощи.
В XVII веке наблюдается настоящий взлет Рождественского – всё столетие на территории ведется каменное строительство. Выстраивается еще несколько церквей, братские корпуса. И наконец близ Рождественского собора в 1654 году возводится шатровая колокольня.
Но как-то не задалась жизнь монастырская. Владимир как город захирел. Мощи вывезли. Монастырь начал беднеть, ветшать. К середине XIX века Рождественский собор пришел в такую ветхость, что его оказалось легче разобрать до основания и отстроить заново.
Отстроили действительно хорошо. Со всем тщанием и старанием соблюдали прежние формы и пропорции. В целом получился макет в натуральную величину. И это хорошо. Лучше, чем совсем снести или перестроить в новом виде.
Стена, окружающая монастырь, возведена в XVIII веке и частью периметра совпадает с древней линией укреплений Среднего города. В советских путеводителях из всего ансамбля только она и упоминается. Дескать, а теперь пройдем вдоль стены Рождественского монастыря.
А почему? Да потому! Во-первых, владимирские древности на территории монастыря к тому времени снесли. Во-вторых, площадка с 1920 года полностью принадлежала органам ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ. Попробуй зайди за стену!
Всё началось (или кончилось) в 1918 году. Январь – в России выходят два декрета. Один об отделении церкви от государства. Второй об образовании ВЧК. И уже в июле 1918 года на территорию монастыря проникают войска внутренней охраны или ВОХР.
Вохровцы постепенно выжимают из монастыря верующих и братию. В августе 1920 года обитель полностью захвачена, богослужения здесь прекращены.
Ну и всё, дальше начинается борьба внутренних органов с музейными конторами, препятствующими сносу памятников старины. К 1930 году музейщики окончательно проигрывают, и самые прекрасные шедевры монастырского ансамбля – Рождественский собор и колокольня XVII века – идут под снос.
По мне, так настоящая трагедия.
Только в 1991 году кагэбэшники покинули территорию монастыря, и началось возрождение. Правда, без стремления возродить древние формы. И это печально.
Полюбоваться древним видом Рождественского собора можно лишь на старых фото, картинах или в виде макета. Макет стоит в маленьком музее Александра Невского, расположенном на территории монастыря.
Музей, честно говоря, не то чтобы очень. Одна большая комната, центр которой занимают макеты старого Владимира и Рождественского монастыря в прежнем виде. Вдоль стен статуи Невского или реплики старинного вооружения.
Поскольку это всё-таки церковный музей, а Невский как-никак святой, экскурсоводы (видимо, благословленные на труд) вдохновенно вещают о всяких чудесах и прочих традиционных ценностях. Но никак не об истории. По крайней мере, мне довелось послушать именно такие речи.
Но ради макетов – да, зайти в музей стоит. Чтобы как бы с высоты птичьего полета посмотреть на уничтоженную людьми красоту.