Эдит Пиаф (настоящее имя Эдит Джованна Гассион) остается легендой французской музыки и кино. Ее жизненная история, страсть и неповторимый голос сделали Эдит одной из самых узнаваемых и влиятельных французских певиц XX века.
Детство Эдит Пиаф сложно назвать счастливым. Она родилась 19 декабря 1915 года в Париже. Ее мать мало преуспела в актерской карьере и зарабатывала певицей в кабаре, отец был цирковым акробатом, ушедшим на фронт Первой мировой войны практически сразу после рождения дочери. Эдит была фактически брошена родителями и воспитывалась бабушкой, которая держала свой бордель. Чтобы ребенок поменьше ей мешал, она подмешивала ей в молоко спиртное.
Под такой опекой в возрасте трех лет Эдит пережила заболевание менингитом, что привело к ее временной слепоте. Спустя четыре года ей удалось восстановить зрение. Эти ранние испытания не могли не оказать глубокое влияние на личность будущей певицы.
Когда отец вернулся с фронта, он был поражен состоянием Эдит и забрал дочь с собой. Он путешествовал вместе с ней, продолжая зарабатывать цирковыми выступлениями. Когда Эдит исполнилось 14 лет, она решила, что может самостоятельно зарабатывать на жизнь, исполняя песни на улицах Парижа. Ее голос оказался таким прекрасным, что в конце своих акробатических выступлений ее отец часто устраивал маленькие концерты, где Эдит пела популярные песни того времени.
Вскоре она начала выступать в малоизвестных кабаре. На одном из таких выступлений ее увидел и влюбился Луи Дюпон, мальчик-рассыльный всего на год старше самой Эдит. В 16 лет она переехала к нему, и уже в 18 родила дочь по имени Марсель. Луи пытался отговорить Эдит от выступлений, пытался сделать из нее добропорядочную домохозяйку, но Эдит каждый вечер со скандалом уходила в кабаре. В итоге они расстались, и Дюпон увез дочь в другой город. История Эдит начала повторятся и с ее дочерью. Марсель заболела менингитом, но пережить болезнь не смогла.
После расставания с Дюпоном и смерти ребенка Эдит пыталась забыться в объятьях Альбера, оказавшегося сутенером. Он пытался сделать из нее проститутку, но, не сумев, заставил высматривать в кабаре богатых женщин, чтобы потом он мог их соблазнить и ограбить. Певица жила в вечном страхе за свою жизнь. Когда она, наконец, решилась уйти, Альбер выстрелил в нее из пистолета, но, к счастью, промахнулся. Он исчез из жизни Эдит, а она продолжила петь.
В 1935 году на ее талант обратил внимание Луи Лепле, владелец кабаре «Жернис» на Елисейских Полях. Лепле дал ей шанс развивать свой талант, помог со сценическим образом, гардеробом и макияжем. Именно тогда он прозвал Эдит - «la môme piaf», что на парижском жаргоне означает «маленький воробышек». Этот псевдоним сопровождал ее всю жизнь и стал ее именем.
Выступления Эдит Пиаф в «Жернис» вызвали огромный успех. Певицу пригласили выступить на радио, после чего слушатели стали требовать ее выступлений снова и снова. Эдит стала популярной. Но несчастья снова вернулись в ее жизнь. Луи Лепле был убит, и многие подозревали в этом молодую певицу, из-за того, что она была упомянута в его завещании. Ее карьера оказалась под угрозой, газеты писали о ней негативные статьи, а публика, которая раньше рукоплескала ей, стала освистывать на выступлениях. Несмотря на это, она продолжила бороться за свою карьеру.
Поэт Раймон Ассо предложил ей написать несколько новых песен, он помог создать Пиаф собственный неповторимый стиль. Со временем у нее появились и другие авторы, такие как Маргерит Монно и Мишель Эмер, которые писали песни специально для нее.
Во время Второй мировой войны Эдит Пиаф постоянно отправляла французским солдатам посылки, старалась финансово помогать и при возможности давала концерты. В 1944 году, когда немцы пригласили Пиаф выступить перед французскими военнопленными, она согласилась, и в течение 7 недель давала концерты в 11 лагерях. Это было частью плана по освобождению заключенных. Она фотографировалась с пленными соотечественниками и просила немецких журналистов отдать фотографии на память. Затем на основе этих фотографий из лагерей создавались фальшивые документы, которые передавались заключенным вместе с продовольствием, картами местности и крошечными компасами.
Судьба постоянно подбрасывала ей все новые испытания. В конце 1949 года самолет, в котором находился ее новый возлюбленный, 33-летний боксер Марсель Сердан, разбился над Атлантикой. Марсель летел к ней в Нью-Йорк, где она давала концерты в рамках турне. Его гибель привела певицу в глубокую депрессию. Свое горе она успокаивала алкоголем, наркотиками и короткими романами.
У Эдит и так всегда было хрупкое с детства здоровье, и всю молодость она систематически разрушала его, прибегая к употреблению алкоголя и наркотиков, чтобы справиться с физической и эмоциональной болью. Она постоянно пыталась бороться со своими пагубными привычками. Но беды не оставили Пиаф и в последние годы ее жизни. Она пережила несколько серьезных автомобильных аварий и столкнулась только с ухудшением своего здоровья. В начале шестидесятых у Эдит был диагностирован рак печени, но, несмотря на свое состояние, она продолжала выступать.
В 1962 году к ней обратился Теофанис Ламбукас, который выразил желание стать певцом и попросил ее помощи. Пиаф придумала ему артистический псевдоним – Тео Сарапо. Она влюбилась в 27-летнего греческого таланта, и вскоре они поженились, несмотря на 20 лет разницы в возрасте.
Силы певицы угасали. Тео, которого все считали обычным альфонсом, ухаживал за Эдит до конца ее дней, а в наследство не получил ничего, кроме ее долгов. Он пережил свою возлюбленную всего на 8 лет, его жизнь оборвалась из-за аварии. Сама Эдит скончалась в октябре 1963 года в городе Грассе. В церкви ее не отпевали, жизнь Пиаф, полную трагических утрат, испытаний и горя, священники посчитали слишком греховной для этого. Но проводить ее в последний путь собралось почти пятьдесят тысяч человек. Французы любили своего «воробышка» всем сердцем. Круглый год могила Эдит утопает в цветах.
В Париже в честь нее названа одна из площадей, где великой певице стоит памятник. Ее именем названа даже малая планета. Жизнь и творчество Эдит Пиаф стали предметом книг, пьес и фильмов. Она по сей день остается легендой французской музыки и кино.
Автор: Ксения Соловьева