Съезд театральных деятелей 4 декабря был внеочередным. Собрались больше 200 делегатов. Александр Калягин лично в конце октября предложил переизбрать главу и секретариат, поскольку «в сегодняшних условиях СТД просто необходимо осуществить такую перезагрузку, настало время, когда требуется реформирование».
Сам Калягин выдвинул кандидатуры Владимира Машкова, Андрея Борисова, который сейчас возглавляет МАМТ, Кирилла Крока, директора театра Вахтангова, Валерия Гергиева и актера Александра Лазарева. Лазарев взял самоотвод: по его словам, он в скором времени будет назначен главным режиссером одного из столичных театров. Крок, у которого много работы в Вахтанговском, уступил Гергиеву. Тот тоже очень занят: на прошлой неделе был официально назначен новым директором Большого театра (и уже руководит Мариинкой). Борисов тоже снял свою кандидатуру. Многих повальный самоотвод удивил. В списке для голосования осталась одна фамилия — Машков.
Он за последние почти два года однозначно проявлял свою позицию. На Театре Олега Табакова — большой баннер с буквой Z. Машков руководит этим театром последние пять лет, после смерти основателя. За это время успел показать себя как эффективный менеджер. Московская театральная школа Табакова под руководством Машкова тоже активно работает, рассказывает театральный обозреватель, драматург Влад Васюхин:
Влад Васюхин театральный обозреватель, драматург «Хватит ли у него энергии на то, чтобы если не сделать революцию, то взбодрить Союз театральных деятелей, мы сейчас можем только предполагать. Я думаю, что он амбициозный человек, какие-то перемены он туда привнесет. Наверное, коснутся изменения премии «Золотая маска», потому что за последний год там произошли глобальные перемены. Возможно, появятся новые фестивали. Возможно, иначе будет построена работа с молодыми актерами, режиссерами, драматургами. Можно по-разному относиться к Машкову. Я знаю массу людей, которые его не любят, но то, что он энергичный человек и далеко не глупый человек, человек театра, он это уже доказал. Мне кажется, хуже не будет. Как говорили в известной пьесе, нужны новые формы».
В августе СТД объявил о реформе упомянутой премии «Золотая маска». По плану состав экспертов и жюри теперь будут согласовывать с Минкультом и председателем. Эту инициативу раскритиковали многие театральные деятели. Дирекция премии во главе с Марией Ревякиной в октябре ушла в отставку.
«Золотая маска» — один из пунктов, которых Машков коснулся в своей речи, рассказывает театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» Марина Райкина. Она присутствовала на съезде и как журналист, и как делегат:
Марина Райкина театральный обозреватель, редактор отдела культуры «Московского комсомольца» «Он процитировал кого-то из великих, сказал, что унаследует и усвоит все сделанное своими предшественниками, будет развивать. То есть он не собирается ничего ломать, о чем и просил Александр Калягин, а собирается развивать. Несколько пунктов были озвучены. Один из них абсолютно политического характера — привести к общему знаменателю в соответствие времени и требованиям общества состояние некоторых проектов СТД, в частности «Золотой маски». Естественно, это продолжение и, самое главное, линия СТД, который был создан 147 лет, — это помощь людям, которые всю свою жизнь работали и отдали театру. Он озвучил пункт о поддержке молодых артистов, более раннее их профориентирование, выход на сцену. «Севастополь ждет», — сказал он. Был озвучен ряд абсолютно разумных предложений по развитию управленческого корпуса театра, по театральным профессиям, которые тоже нуждаются в этом. Все было грамотно, и, судя по всему, Владимир Львович тоже был готов к такому развитию событий: речь его была весьма содержательна, хотя краткая».
За кандидатуру Машкова проголосовали 176 человек, против — 20. По уставу СТД он избран на пост председателя на пять лет.
Валерий Гергиев избран сопредседателем Союза театральных деятелей России. Предложение Машкова утвердить его на эту должность поддержали большинство делегатов.