С 1920 по 1927 годы создавался очередной шедевр Казимира Малевича «Супрематизм (Белый крест на сером фоне)», который вскоре участвовал в Берлинской выставке, а затем в 1958 году стал частью Амстердамского музея.
Картина художника стала одним из самых знаменитых и ценных экспонатов музея, однако, ненадолго, пока ее не заметил один из московских художников.
Александр Бренер — талантливый, но довольно скандальный художник нашей современности. Он позволял себе срывать выставки, раздеваться в общественных местах, ругаться или мяукать на лекциях. «Я чужой — и буду таким до конца», – описывает он в небольшой главе о себе. Своими произведениями Бренер привлекает внимание общества, вызывая много споров и дискуссий. Его работы отличаются оригинальностью и смелостью, часто они вызывают шок и неоднозначные эмоции у зрителей. Однако сам Александр относит себя больше к политику, нежели к деятелю искусства.
Так, 4 января 1997 года прогуливаясь по залам Амстердамского музея «Стеделейк», Александр Бренер заметил знаменитую картину Малевича «Белый крест», которая оказала на художника негативное впечатление. С помощью обычного баллончика с зеленой краской Бренер решился нарисовать на картине знак «доллара», тем самым выражая свое глубокое недовольство работой. На тот момент, стоимость картины составляла 10 миллионов долларов.
Произведение Малевича — это абстрактное полотно, состоящее из белого креста, который символизирует простоту, чистоту и духовность. А знак доллара — это важный символ финансов и экономики, который ассоциируется с богатством, властью и капитализмом.
Задача Бренера как художника состояла в привлечении внимания к той или иной проблеме при помощи скандала. В своем протесте на полотне Александр выступил против представления Малевича и его абстрактных работ, считая их излишне примитивными и не содержательными, а также говоря, что они не заслуживают места в мировой истории искусства. Он выразил сомнения в том, что картины известного художника имеют какое-либо историческое или культурное значение, утверждая, что выставление подобных работ в качестве экспонатов музея лишь увеличивает их «фальшивую» ценность.
Бренер также выразил свое недовольство тем, что Малевич и его творчество занимают слишком большое пространство в искусстве, заслоняя других талантливых авторов и забирая у них право на признание и внимание. Также своим поступком современный художник поднял тему зарабатывания денег на предметах искусства, когда художник прежде всего думает о том, за сколько уйдет его новая работа.
Несмотря на вышеизложенное недовольство Бренера, сам он не имеет претензий к Малевичу, наоборот, испытывает уважение, потому что изначально Казимир был бедным человеком, при этом сейчас его работы являются коммерческими продуктами.
Протест Александра Бренера в Амстердамском музее на «Супрематизме» Малевича стал актом несогласия и попыткой привлечь внимание общественности к его точке зрения. Однако большинство искусствоведов сочли действия Бренера варварскими и некультурными, множество людей стали обвинять его в вандализме.
Несмотря на свои агрессивные заявления, российский художник не смог повлиять на проведение выставки в музее. Но его выступление привлекло внимание публики и вызвало дискуссии о месте Малевича в истории искусства.
Вскоре после «необычной выходки» в музее, художника поместили под арест, а затем состоялся суд, на котором Александра приговорили к пяти месяцам тюрьмы и на два года запретили посещать музей «Стеделейк». Также в наказание за свои действия художник обязан был выплатить сумму на реставрацию картины. До сих пор реставраторам не удалось до конца избавиться от зеленой краски на работе Казимира Малевича.
Таким образом, самая известная акция Александра Бренера на картине Малевича вызвала бурное обсуждение в искусствоведческих кругах и вовлекла в себя не только художественных критиков, но и публику, интересующуюся искусством, множество людей стали спорить на тему ценности современного искусства, а также о различных путях его развития. А сам художник, нарисовав символ доллара на абстрактной картине, поднял вечную тему людской меркантильности.
Автор: Фагина Анастасия