50 лет назад у жителей большой, ныне не существующей страны появилась новая четырехколесная мечта. Часто недостижимая, но такая желанная. В новой реальности, в другой стране олдскульный советский люкс доступен всем. Но нужен ли? Пусть «Волга» ГАЗ-24 сама и ответит.
В детстве (конец 80-х — начало 90-х) я никогда не считал «Волгу» особенно красивой. ГАЗ-24 даже из окон семейного «Запорожца» не казался мне чем-то желанным. То ли дело нередкие уже иномарки Audi 100 или BMW E34. Может, все дело в том, что я запомнил «Волгу» невзрачным, лишенным украшательств седаном бледно-серого цвета с пластиковой мордой и суровым «шефом» за рулем?
Изначальная «двадцатьчетверка» была другой. Статная красавица на фото не даст соврать. По количеству всяких хромированных штучек она поспорит с любым Кадиллаком или Линкольном. Проработка деталей — залюбуешься, ничего лишнего. Строгий и угловатый, но при этом чистый и элегантный образ солидного, а главное, современного на тот момент автомобиля. И хорошо, что обошлось без буквального проявления преемственности с предшественницей, как того хотел автор облика двадцать первой «Волги» Лев Еремеев. Пошедший в серию вариант Циколенко и Киреева выглядит вполне актуально на фоне любого европейского и американского автомобиля тех лет, будь то Chevrolet, Peugeot или Audi.
Цвет — отдельная история. Знатоки шведских машин сразу отметят, что полированные, покрытые керамикой бока «Волги» блестят цветом Volvo Rebel Blue. В данном случае это единственное отступление от стока. В остальном автомобиль восстановлен до заводского состояния. Все запчасти, кроме сальников, прокладок и сцепления, — новые, сделанные в СССР. Детали собирались по всей России и странам СНГ.
Для знатока такой экземпляр вообще отрада. По клыкам на бампере, короткому молдингу и противотуманным фарам он сразу определит вторую серию. Или по стояночным огням на хромированных накладках воздухозаборников на задних стойках крыши — на автомобилях первой серии их не было. Рисунок плафона указателя поворота с вертикальными линиями — намек на первую партию второй серии. Позже рассеиватель получил круглый рисунок, как у самых ранних экземпляров. Даже эмблема ГАЗа имеет свою особенность — ее венчают четыре короны. Впоследствии их стало пять. Со временем стали проще задние фонари. На нашей машине ранний и самый удачный вариант с отдельными световозвращателями и блоками стоп-сигнала, указателем поворота и лампой заднего хода.
Внутри «Волга» просторна, и не только на втором ряду. Увеличивают внутренний объем гнутые боковые стекла, выгодно отличавшие ГАЗ-24 от прочих одногодок. К тому же автомобиль задумывался шестиместным. До 1977 года спереди стоял трехместный диван, как в американских дредноутах. Сиденьем для среднего пассажира служил пухлый откидной центральный подлокотник. Его убрали — заставила обязательная установка ремней безопасности.
На ходу «Волга» мягкая и вальяжная — сродни американским дредноутам. Тишина в салоне — заслуга полной шумоизоляции в три-четыре слоя материалами STP. Без нее — ревет мотор, слышно задний мост с разрезным картером. В ВАЗ-2103 было потише. С парковкой особых проблем нет. Радиус разворота «Волги» аналогичен таковому у более компактных «Жигулей». Маневренность удивила. Да, руль без ГУРа непривычно тяжел, но на исправной, прошприцованной подвеске «Волга» без проблем позволяет ездить в городе быстрее потока. Ну и где тут «баржа»? Владельцу постоянное «чувство руля» даже нравится. Привык он и к отсутствию обзорности в стильное, но маленькое и абсолютно неинформативное боковое зеркало. В то время, когда делали эти машины, по зеркалам не ездили. У 21-й «Волги» их вообще не было.
О преемнике 21-й «Волги» на ГАЗе задумались уже в конце пятидесятых. Первоначальный вариант конструктивно представлял собой по сути уменьшенный ГАЗ-13, с отдельной рамой и шасси. Но в итоге выбор был сделан в пользу более технологичного и современного несущего кузова. Из-за масштабных работ по подготовке принципиально новой модели к производству официально ГАЗ-24 был представлен только в 1966 году, а на конвейер попал спустя четыре года.
Вот такая скромная, но мощная история Волги газ-24