Найти тему

Культура Южной Кореи: традиции и современность

По всему миру люди проявляют всё больше интереса к Южной Корее: многие, начав увлекаться современной культурой этой страны – K-Pop и дорамами, хотят узнать больше об истории и социокультурных особенностях Кореи.

Ханбок: особенности традиционного корейского костюма

-2

В последнее время корейская культура становится всё более популярной в России. Зачастую интерес к ней начинается с современных её проявлений (K-Pop, южнокорейские сериалы (дорамы), косметика и т.д.), но у многих появляется также и желание узнать побольше о традиционной культуре Кореи, и тогда начинается увлекательное путешествие по страницам истории Корейского полуострова. Ханбок – традиционный корейский костюм – является неотъемлемой частью того, что мы понимаем под культурой Кореи.

Дословно слово «ханбок» (한복) можно перевести как «корейская одежда», но надо понимать, что такое название принято именно в Южной Корее, тогда как в Северной Корее традиционный корейский костюм называют «чосонот» (조선옷), что буквально означает «одежда Чосона» (Чосон – корейское государство 1392-1897 гг.). История формирования ханбока уходит корнями в древние времена, и основные его элементы сформировались ещё в период трёх государств (Когурё, Пэкче и Силла; I век до н. э. – VII век н. э.).

Основные составляющие ханбока были подробно описаны в статье Елены Викторовны Цой. Женский ханбок сосоит из чогори (저고리), представляющей собой блузу с открытым воротом, чхима (치마), то есть юбки. Главное отличие мужского ханбока от женского состоит в том, что вместо юбки он включает паджи (바지) – свободные штаны. Также зачастую носят турумаги (두루마기) – накидное платье-халат

-3

С первого взгляда на ханбок можно заметить, что он обладает неповторимой красотой и изяществом, но при этом способен подчеркнуть совершенно разные качества в зависимости от его особенностей и от того, кто же его надел. Так, женский ханбок светлых оттенков подобен лёгкому облаку, беззаботно путешествующему по небесным тропинкам, а потому он словно отражает радость и счастье, которыми светятся глаза надевшей его девушки. Но в то же время величественный ханбок на плечах короля, который нередко демонстрируется в корейских дорамах, создаёт атмосферу совсем иную: он будто бы излучает мудрость, стойкость и справедливость, которые должны быть свойственны правителю.

-4

В прошлом ткань и цвет ханбока могли многое сказать о человеке, который его носил. Так, простые люди не могли позволить себе дорогие ткани, поэтому их ханбоки обычно были сделаны из хлопка и пеньки (волокно из стеблей конопли), тогда как знатные персоны располагали возможностью надевать ханбок из рами (ткань из китайской крапивы) и шёлка. Цвет ханбока мог значительно варьироваться и часто отражал возраст человека или его статус. Например, замужние женщины нередко выбирали зелёную чогори и красную чхима[1].

В Корее с особым вниманием относятся к национальному костюму, гордятся им и стараются сохранить традиции даже в наше время. Безусловно, ханбок не надевают, чтобы сходить на работу в офис, но вот в особенные праздничные дни многие корейцы достают бережно хранимый в шкафу костюм и облачаются в него. Старшее поколение это делает чаще, чем их дети, но и молодёжь не забывает про культуру своей страны. Случаев, отлично подходящих для того, чтобы надеть национальный костюм, в Корее достаточно много: это может быть локальный повод, например, свадьба, на которую мать невесты, скорее всего, придёт в красивом ярком ханбоке, или же всеобщий праздник, такой как осенний традиционный праздник Чхусок, когда семья собирается вместе.

Однако время идёт, и тонкости правил ношения ханбока постепенно блекнут, забываются людьми, привыкшими к гораздо более свободным принципам выбора современной одежды на каждый день. К счастью, знатоки в этой сфере стараются поделиться с остальными тем, что им известно. Так, в статье «Красивый ханбок тоже нужно носить, соблюдая этикет» автором Ким Ёнчжо был по пунктам расписан этикет по этому вопросу. Автор замечает, что, находясь на улице, нужно непременно надевать турумаги, причём это в особенности касается мужчин: им также не рекомендуется снимать турумаги даже в помещении. Женщинам же можно заменить турумаги на шаль, хотя первый вариант всё же предпочтительнее. Кроме того, именно женский турумаги предназначен для защиты от холода, а потому женщинам в помещении можно обойтись и без этого элемента одежды. Автор также настаивает на том, что к ханбоку не подходят кроссовки, которые так популярны и привычны в наше время.

Чтобы полюбоваться прекрасными ханбоками, необязательно тотчас же отправляться в Корею или даже искать специализированный музей. Чтобы получить общее представление о цветовом разнообразии корейского национального костюма, можно посмотреть корейские исторические и историко-фантастические сериалы, в которых особое внимание уделяется проработке элементов культуры прошлых столетий. Например, в дораме «Лунный свет, нарисованный облаками» 2016 года ярко демонстрируется различие в одеяниях лиц, занимавших разные должности. Это наглядный пример того, насколько сильно отличались костюмы людей, живших вне дворца, занимавших государственные должности, служанок, евнухов, и, конечно, ванов (королей), костюмы которых особенно выделялись на фоне остальных.

Тигр в корейской культуре и мифологии

Так уж повелось, что в каждой стране можно выделить нескольких животных, которые наиболее часто фигурируют в мифах, народных сказках, появляются на картинах прошлых веков и в конце концов будто бы оживают, но, конечно, не в прямом смысле этого слова. Особые характеристики, которыми народ наделяет таких животных, превращают их в некий образ. Дальнейшая судьба такого образа может быть различной: этот образ может плотно вплестись в стереотипы о стране, оказаться на логотипах некоторых компаний, снова и снова находить своё отражение уже в современном искусстве (например, в комиксах).

Одно из таких ключевых животных в культуре Кореи – это, несомненно, тигр. Вспомним зимние Олимпийские игры 2018 года в Пхёнчхане: талисманом был выбран белый тигр по имени Сухоран. Его имя, между прочим, является комбинацией слов сухо (수호), что означает «защита», и хорани (호랑이), что переводится как «тигр». Но значит ли это, что тигр в корейской культуре и мифологии всегда представал в образе защитника, который с радостью помогал и опекал народ? На самом деле, образ тигра весьма неоднозначен. Его наделяли разными характеристиками, и сугубо положительным героям его назвать никак нельзя. Чтобы узнать о противоречивых воплощениях тигра в корейской культуре, отправимся в далёкое прошлое.

-5

Первое и одно из наиболее известных упоминаний о тигре мы можем найти в мифе о Тангуне. Это важнейший корейский миф, описанный в «Самгук юса» («Хроники трёх королевств») и повествующий об основании Тангуном первого корейского государства. Увы, роль тигра в этом мифе достаточно небольшая, а история его печальна: тигрица и медведица, проживавшие в одной пещере, очень хотели стать людьми, и Тангун выдал им чеснок и полынь, сказав, чтобы они это съели и на протяжении ста дней избегали солнечного света, – при выполнении этого условия они бы стали людьми. У медведицы всё получилось: она продержалась сто дней и стала женщиной. А вот тигрица не смогла выдержать это испытание и сдалась, так и не став человеком.

В статье Чой Чжунын упоминаются три образа тигра, нашедших своё отражение в корейской культуре – это тигр-хищник, тигр-дух (или посланник духа), а также тигр антропоморфный, причём тигр то изображал благородного дворянина, то отражал дворянство совсем с другой стороны с упором на такие отрицательные характеристики, как жадность и глупость. Тем не менее, этот список нельзя назвать исчерпывающим, потому что тигр порой представал и в других ролях.

Остановимся поподробнее на образе тигра-духа. Здесь необходимо вспомнить о концепции четырёх сторон света («сасин»), согласно которой есть четыре духа-хранителя, каждый из которых отвечает за свою сторону света. Белый тигр отвечал за запад, а потому он был изображён, например, на западной стене одной из известных когурёских гробниц (IV-VII вв.) – «Большой гробницы». В данном контексте тигр символизировал такие положительные понятия, как мир и согласие.

К тигру обращались за защитой и в этих целях использовали специальные дверные обереги мунбэ (문배), на которых тигр был изображён обычно с драконом. Функция тигра заключалась непосредственно в защите дома от неприятностей и всяческих напастей, в чём ему помогали его свирепость и смелость