Найти тему
ZFCENTER – РЕМОНТ АКПП

Как и почему выходит из строя гидроблок АКПП?

Современная гидромеханическая коробка автомат является технически сложным и дорогостоящим агрегатом, который состоит из различных механических, гидравлических и электронных элементов и узлов. Эта трансмиссия отличается чёткостью и плавностью работы, а при надлежащем обслуживании и соблюдении правил эксплуатации — высокой надёжностью (включая безотказность, долговечность, ремонтопригодность).

Однако с пробегом (в результате естественного износа) или из-за несоблюдения правильного режима эксплуатации автомобиля возможно появление сбоев и нарушений в работе автоматической трансмиссии. Как правило, эти проблемы проявляются в виде пинков или толчков при переключении передач. И одним из "виновников" таких проявлений может выступать гидравлическая клапанная плита (Гидроблок).

-2

Гидроблок — сложнейший элемент АКПП. Это наиболее важный узел АКПП, так как именно он отвечает за ключевую, с точки зрения работы всей коробки, функцию — распределение потоков и регулирование давления трансмиссионной жидкости (масла) при помощи электрорегуляторов (соленоидов) и механических клапанов. Гидроблок отвечает за процесс переключения передач при помощи электронного блока управления — ЭБУ АКПП.

ЭБУ мастера в шутку называют «Мозгами» коробки передач). Именно это устройство отвечает за "принятие решений" в АКПП для обеспечения плавного и своевременного переключения с одной передачи на другую.

Мозги коробки передач ).
Мозги коробки передач ).

Проще говоря, гидравлическая клапанная плита АКПП — это исполнительное устройство ("руки"), которое отвечает за управление работой коробки, а ЭБУ — её "голова".

Гидроблок АКПП представляет из себя металлическую плиту с извилистыми распределительными каналами, по которым под давлением циркулирует масло (трансмиссионная жидкость). Распределение потоков ATF по каналам гидроплиты осуществляется при помощи электромагнитных клапанов (соленоидов). Именно благодаря соленоидам ЭБУ АКПП имеет возможность управлять гидравликой с помощью электрических импульсов, подаваемых в нужный момент для переключения передач, а также включения и отключения блокировки гидротрансформатора.

Алюминиевые плиты гидроблока.
Алюминиевые плиты гидроблока.

Соленоиды, в свою очередь, управляют механическими клапанами плиты гидроблока — плунжерами, открывая или закрывая их в соответствии с программой работы АКПП. Плунжеры создают рабочее давление ATF во всех узлах коробки, в частности обеспечивают необходимое давление трансмиссионной жидкости для включения (сжатия) фрикционных муфт пакетов сцепления АКПП и блокировки ГТ.

Таким образом, плунжеры регулируют давление масла, обеспечиваемое масляным насосом, путём открытия или закрытия масляных каналов в зависимости от сигналов, передаваемых от блока управления на клапаны-электрорегуляторы (соленоиды).

Гидроблок с размещённой на его корпусе платой (блоком) управления с лёгкой руки компании ZF получил отдельное название, ставшее уже нарицательным — "Мехатроник".

Гидроблок в сборе с платой управления = мехатроник.
Гидроблок в сборе с платой управления = мехатроник.

Следует признать, что гидроблок — не только самый сложный, но и самый нежный элемент автоматической трансмиссии. Из-за повышенных нагрузок (а также при нерегулярном обслуживании или нарушении условий эксплуатации АКПП) он изнашивается интенсивнее других узлов АКПП.

Основные причины нарушений в работе гидроблока – это продукты износа и перегрев.

В процессе эксплуатации продукты износа фрикционов (фрикционная пыль), образующиеся при работе АКПП из-за проскальзывания фрикционных дисков, накапливаются в извилистых каналах гидроблока, уменьшая их сечение, а также попадают внутрь соленоидов. Это приводит к падению давления и нарушению циркуляции рабочей жидкости в гидравлической плите, которые проявляются появлением пинков или задержек при переключении передач.

Проблема может усугубляться в результате масляных отложений (нагара) — продуктов разрушения старого (или некачественного) масла. От этого начинает ухудшаться работа клапанов, у которых снижается скорость перемещения штока, а усилие на штоке увеличивается.

Износ фрикционных дисков - основной источник "грязи", нарушающей работу гидроблока.
Износ фрикционных дисков - основной источник "грязи", нарушающей работу гидроблока.

Но фрикционная пыль и масляный нагар — далеко не единственное, что может нарушить работу гидроблока.

Механический клапан гидроблока (плунжер) на современных АКПП — это алюминиевая деталь прецизионного изготовления с антифрикционным износостойким покрытием. При определённом стечении обстоятельств частички этого покрытия иногда откалываются и, попадая в масло, могут повредить гидравлическую плиту, вызывая задиры в каналах и на самих клапанах.

Такой износ механических клапанов и самой плиты также может являться причиной появления "грязи" (абразивных частиц) в гидроблоке, что, в свою очередь, ведёт к потере герметичности.

Гидроклапан, поврежденный абразивными продуктами жизнедеятельности АКПП.
Гидроклапан, поврежденный абразивными продуктами жизнедеятельности АКПП.

Таким образом, скопление загрязнений и отложений приводит к нарушению работы гидроблока и отдельных его компонентов.

Можно попробовать удалить загрязнения, промыв АКПП специальными составами или свежим маслом, однако в большинстве случаев это не помогает. Как правило восстановить работоспособность гидроблока промывкой не удаётся, и требуется полный ремонт узла со снятием, переборкой и заменой изношенных комплектующих.

В любом случае, при появлении первых симптомов неисправности гидроблока (ударное переключение передач, пробуксовка, зависания, переход АКПП в аварийный режим) — необходимо провести комплексную диагностику АКПП.

Ремонт гидроблока в ZFcenter.
Ремонт гидроблока в ZFcenter.

Ремонт гидроблока — сложнейшее направление в обслуживании АКПП, требующее не только высокой квалификации и практического опыта мастеров, но и специального оборудования. Поэтому устранить неисправность гидравлической клапанной плиты самостоятельно, как и определить её причину — весьма затруднительно, к тому же для этого может потребоваться демонтаж коробки передач с последующей разборкой и дефектовкой её элементов и узлов.

В основном гидроблоки АКПП выходят из строя из-за износа комплектующих (сепараторной пластины, пружин, демпферов, клапанов, соленоидов) или засорения фильтра.

При каждом капитальном ремонте АКПП — гидроблок должен разбираться и тщательно промываться специальными составами, а изношенные комплектующие заменяться на новые.

Разборка и чистка гидроблока АКПП с заменой изношенных комплектующих — зачастую возвращает работоспособность трансмиссии!

Если Вам понравился материал — поставьте ЛАЙК и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш Блог, чтобы не пропустить новые публикации!

Если же Вам потребуется высокопрофессиональный ремонт АКПП, гидроблока, гидротрансформатора — обращайтесь! Будем рады Вам помочь.

Наш адрес: г. Москва, Алтуфьевское шоссе, 31 стр.1.

Наши телефоны для связи: +7 (495) 664-41-00 голос; +7 (926) 209-26-79 голос/мессенджеры (What’s App, Viber, Telegram).

Наш официальный сайт: https://zfcenter.ru/