Во имя Отца и Сына и Святаго Духа сегодняшнее Евангелие, коротенькое, но достаточно емкое. А вот чтобы его смысл лучше понять...
Смотрите аудио проповедь к этой публикации на нашем сайте.
00:13
... надо все-таки побольше прочитать. Вот Господу обращается некий из народа и говорит Учителю, скажи брату моему, чтобы он разделил со мной наследство. Он же сказал человеку тому, кто поставил меня судить и делить вас. При этом сказал, смотрите, берегитесь любостяжания ибо жизнь человека, независит от изобилия его имения. То есть, некоторые люди видят, что Господь исцеляет, Господь совершает чудеса, учит об истине, учит о праведности.
00:43
И вместо того чтобы внимать словам Господа, он хочет его притянуть к своему
00:52
семейной тяжбе, наследство какое-то, ему кажется, неправильно поделить. Это извечная проблема человека, человек хочет Бога привлечь в свой мир. Настолько душа человека привлечена к этому миру, настолько она серебролюбива, серебролюбива в широком смысле, не к деньгам, а серебролюбия это всегда любовь к этому миру тленному, к материальному, и, соответственно, любовь к тем наслаждениям, которые этот мир...
01:22
дает. Вот, что даже явился Учитель вечной жизни, все равно нет, ты там вот учишь, да, нет, ты приди нас тут поделить. То есть человек даже не понимает, о чем Господь и учит. Вот, и Господь опять же терпеливо, терпеливо, да, он говорит
01:45
Берегитесь любостижания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Конечно, тут имеется жизнь человека, имеется ввиду состояние его души, его счастья. Счастье человека, оно не зависит действительно. Есть богатые и несчастные, есть бедные и вполне счастливые люди. Да, они имеют свои трудности, но сама радость, которая дается человеку от Господа, онане может не умалится не чем так сказать
02:15
отсутствиям каких-то недостатков денег не может прибавиться тем, что если какие-то деньги появятся. Очень часто, наоборот, когда приходит достаток, появляется суета и та радость безмятежной жизни, безмятежной в хорошем смысле, безмятежной в смысле, которая не обремена заботой о каких-то...
02:37
земных богатствах, она теряется. И вот в этом контексте, когда он предупредил, что берегитесь любостижания, то есть стремление к богатству, стремление к земному благополучию и достатку, Господь рассказывает эту притчу. Вот тому богатому человеку был хороший рожай в поле, и он рассуждал сам собой, что мне делать? не куда собрать мне плодов моих, ну такой урожай уродился...
03:07
вообще немыслимый, да, но Господь очень часто такое принимает, такие вот высказывает
03:15
Понятие что "крайние", представь что у тебя будет 100 тысяч миллионов денег, вот куда ты их потратишь? Вот как бы в таком духе, как бы человек чтобы показать страстность человеческой натуры, ему как бы дается возможность реализовать свое желание, вот ты хотел богатство, вот на тебе богатство такое, что аж твои жительницы не помещаются, вот ну что ты будешь с этим делать? И вот что же человек этот говорит.
03:46
Вот что сделаю, да? Сломаю жительницу мою, построю больше, соберу туда весь хлеб мой и все мое добро. И скажу душе моей душа, много добра лежит у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись. Да, вот человек, казалось бы, да, очень часто люди говорят, вот я бы разбогател бы, я бы там и то-то сделал бы, и то-то сделал бы, и там тем-то помог, и там тем-то помог. Но тут вот такое вот, такое вот, такое вот серебролюбие вот этого, вот этого богача, да?
04:16
который еще неожиданно еще сильнее разбогател. Что он вообще даже не думает, что есть какие-то другие вообще ценности,какие-то координаты жизни, что есть нуждающиеся, есть какие-то твои родственники, не говорим там про бедняков, есть какие-то твои родственники, есть какие-то, ну обязательно есть в его окружении люди, которые имеют какую-то нужду, ну не может такого быть, что их живет в каком-то вакууме, и все, кто рядом с ним общается, они все-таки счастливы.
04:46
и довольные, а вот те кто несчастный, они его обезают, у человека есть какие-то люди знакомые, которые имеют нужду, да, но у него даже даже никакой мысли об этом нет, да, у него нет мысли там водопровод построить в собственном селении, у него нет там мысли, не знаю что там
05:06
что может сделать? Больницу построить, чтобы в его селе, в его городишке может было нормально помогать больным людям. Школу построить для своих рабов, чтобы рабы были не совсем тупые, безмозлые, а умели читать, писать и, может быть, им более сложные проучения давать, более эффективно их труд использовать. Нет, человека вообще этого вообще не волнует.
05:36
он ошибку совершает, он обращается к своей душе, душа много доброй лежит у тебя на многие годы, покойся, ешь пей, веселись, то есть он даже для своей души, которая является духом, которая не может радоваться земному, она не, душа не питается едой, не питается весельем, не питается...
05:59
земными благами. Земными благами питаются только наши чувства, да? Чувства, вкус, осезание. Вот пять чувств наших. Вот они только питаются. Душа этим не питается. А он совершает главную ошибку. Он считает, что душа, она должна этим теперь радоваться, веселиться и быть в покое. Но как может быть душа в покое, если человек смертен?
06:25
Просто смертен. Более того, смертен внезапно. Как у нас сказано в книге Мастера Маргарита, словами дьявола, "смертен внезапно". То есть вот еще и эта проблема. Человек не знает, сколько он проживёт.
06:43
И вот Господь обращается к этому богачу и говорит «Ну, Бог сказал ему, безумный, в сею ночь душу твою возьмут у тебя». Вот тут по-русски «возьмут», а церковно-словянски «истяжу» как бы вырвут из твоего тела. Потому что душа, она прилепилась к этому миру.
07:03
Вот она всячески пытается прилепить к этим ценностям, да, и вот настолько она уже к телу прилепта, потому что через тело она получает удовольствие. Вот как я уже сказал, что этот мир может воздействовать только на тело. Вот. И вот ее вырвут из этого тела, из души, да, изтяжут.
07:23
И кому же достанется то, что ты заготовил? То есть во-первых, душа твоя разлучится, да? Да еще и богатство твоё неизвестно кому достанется, да? Потому что во всей мере вообще человек даже, если у него там дети какие-то есть, он про них даже не вспоминает, да? Только по своему душоночку думает. Вот. Так бывает с теми, кто собирает сокровища для себя, они в Бога богатеет. То есть вот он говорит, что вот если вы тут собираетесь для себя, пришли ко мне, чтобы свою жизнь устроить, да?
07:53
это тщетно, потому что итог вашей жизни это смерть, и все, что вы здесь соберете, оно достанется никому. Таким же, как вы, оно достанется, которые также будут надеяться на этом получить счастье, потом они умрут или у них отберут. Иоанн Златоуст говорит, что богатство это как самый неверный слуга.
08:20
Потому что он часто увлекает тех, кто поставил охранять, и вместе с ними убегает из дома. Ну понятно, что ставит какую-то охрану, сокровища охранять. Потом охрана прельщается этим богатством, забирает,становится из охраны разбойниками. И потом их предает, потому что они становятся разбойниками, людьми вне закона. Богатство ты толком не можешь расходовать, потому что тебя ловят.
08:50
богатство непонятно кому достается то есть на самом деле вот насколько это изменчивый друг данный с каком предательский друг и вот дальше опять же мы немножко чуть больше почитаем чему же Господь призывает?
09:05
И сказал ученикам своему посему, говорю вам, не заботись для души вашей. Вот видите, Господи, не заботись для души вашей, что вот есть нуждасте тела вашего, да, покушал, оделся, но для души вашей это не имеет значения. Что вам есть? Не для тела, во что одеться. Душа больше пищи, а тело одежды. Посмотрите на воронов, они не сеют, не жнут, нет у них ни хранилища, ни жительницы, Бог питает их. Сколько же вы лучше птиц?
09:35
Да и кто из вас заботясь может прибавить роста хоть на один локоть. Понятно, что Господь здесь не призывает к нищите. Нет. Господь здесь призывает, чтобы человеческая душа, она устремлялась, устремлялась в горне, она устремлялась к Богу, она устремлялась к добродетели божественной. А все то, что еда, одежда, все это, это как бы текущие расходы, все это Господь вам даст, что вот именно вера человека идёт в силу того как человек
10:05
идет за Христом. То есть нельзя укрепить веру, заботясь о земном. Если в центре человеческого земное, то он никогда вникнет и так он никогда Бога не познает. Он так всегда и будет колготиться, всегда будет роптать на Бога. «Ой, я хотел вот это, вот это, вот это, вот это только сделала, вот это вот это, вот это потерял, вот это своровали, вот это не получилось». То есть если человек будет все время копаться в земном, какие бы у него мотивы хорошие не были.
10:33
А он будет всегда разочарован, всегда он будет тороптать, всегда у него будут поводы к тому, чтобы...
10:40
потерять веру, и оно будет ее терять и терять и терять. Даже если до этого она у него была даже жить крепкой. И наоборот, если человек живет по-христиански, если человек труд для своей души стоит на первое место, то все остальное, все остальное, оно прилагается. Ведь Господь сказал там не трудитесь, Господь не сказал там ничего не делать. Он просил, чтобы душа человеческая была свободна от этих забот. И эти заботы, они не должны занимать душу человека,они не должны его печалить, они не
11:10
тревожить они должны быть просто рутиной как вот мы дышим мы дышим мы же не задумываемся что как нам дышать ага вот сейчас вдох а потом опять выдох вдох мы же это не думаем это все естественно происходит. Сердце бьется естественно. И вот эти вот заботы они должны в жизни человека быть...
11:31
Просто естественны, он должен естественно это делать, не отягачать душу свою печалью об этом. Вот в чем дело. Не то что это не надо делать, да, ходите там раздетые, не ешьте, не пейте, все будет хорошо. Нет. А в том-то и смысл, что душа не должна быть этим отягчена. Это должно быть естественно.
11:50
То есть работа, труд, это все должно быть частью жизни человека, но это душу не должно отивычать. Душа должна быть только, если условно так сказать, очищать, только стремление к Господу, только стремление жить по-христиански. Чтобы вся вот эта наша жизнь была в заповедях Христовых, чтобы она нас приводила к Богу, чтобы она нас воспитывала в добродетель христианские. И Господь дает обещание, что все остальное приложится.
12:20
то сказать, с благословением будут еще более успешны. Если мы вообще Ветхий Завет читаем, там книга Причт, там вообще говорится и...
12:28
Точила твоя будет исполнена молодым вином, и амбары твои полны хлеба. Ну понятно, что тогда это единственное, что может было человека привлечь, потому что человек еще не понимал, что воскресенье из мертвых. Но сейчас Господь более открывает, и это тебе не надо будет. Ты сам не будешь в этом нуждаться. Тебе будет достаточно того, чего тебе хватает.
12:51
То, что тебе хватает, этого будет достаточно, чтобы быть счастлив. Не надо будет стремиться к большему, к дорогому, к более роскошному. Поэтому Господь и...
13:03
призывает и дает такие образы, вот, и птиц, и этих цветов, чтобы показать, что вот человек должен, человек должен именно пребывать в богообщении. И все остальное зимой оно будет, и вот, будет прикладываться. Вот сегодняшним, так сказать, чтение апостольском, оно...
13:26
Эта мысль тоже, так сказать, очень созвучна. Поступайте как чадо света, потому что плод духа состоит во всякой благости, праведности и истины. Опять же, плод Духа. То есть, если вы живете по Духу Божьему, то это определяется не материальным достатком, не престижем, не каким-то статусом социальным, знатностью или там уважением, а благостью, праведностью и истиной.
13:56
Испытывайте что благоугодну Богу, да постоянно мы должны не участвовать в бесплодных дела тьмы, но и обличайте да то есть это так сказать относится конечно первую к общине церковной.
14:15
Итак, смотрите, поставьте осторожнее, как неразумно, как мудрые, дороже времени, потому что дни лукавые. И так не будьте, опять же, потому что дни лукавые. То есть, то же самое, как и богач. Думал, вот у него жительница, это наполнено, на какие-то многие годы. А дни-то лукавые, чтобы на самом деле ты не знаешь, как твоя жизнь закончится. Поэтому, Братья и Сестры, всегда надо себе напоминать о смертности. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что
14:44
память смертная, это есть умирание каждый день. Такая духовная практика, когда мы должны, утром встали, и вот слава тебе, Господи, мы живы. Но мы должны понимать, что может этот день быть последним. То есть это не должно нас в уныние ввергать, не должно нас ужасать. Это должно нас просто мотивировать, что в этот день мы можем встретиться с Господом, в этот день мы можем отойти на наш частный суд.
15:14
Мы сразу же начинаем расставлять приоритеты. Что наши отношения с близкими, наши отношения с Богом – это на первом месте, наши отношения с близкими – на втором месте, а уже все остальное – это уже на третьем месте. Вот имея такой склад ума, мы будем иметь укрепляющуюся веру живую, и будем иметь общение с Господом, со святыми Его. Аминь.
Вторая проповедь (Святой дня)
00:01
Во имя Отца и Сына Святого Духа, Братья и Сестры. Сегодня мы вспоминаем в памяти Григория Декаполита, святого, который родился во второй половине восьмого века. Город Дикополь – это ныне территория Турции. В семье небогатых, (в семье) христиан. Его брат сразу был старше, принял монашество, а он еще жил некоторое время, заботясь о родителях.
00:30
Работая разнорабочим. И вот в какой-то момент родители очень сильно захотели его женить, вот, и он убежал из дома, не хотел он жениться, хотел посвятить жизнь Богу и в один из монастырей. Некоторое время он там жил и потом, уже когда родители смирились с его выбором, он...
00:53
перешел в монастырь, где был игуменом его дядя родной, в котором в этом монастыре он еще подвязался около 15 лет, в том числе и был и в отшельничестве подвязался, то есть достаточно серьезные духовные труды понес. В 30-х годах IX века, ну в 830-х...
01:18
С новой, уже после седьмого вселенского совора, с новой силой разгорелись иконоборческие споры и гонение на иконоборцев, так как новым императором тоже был иконоборец.
01:33
Григорий был вынужден совершить путешествие. Он путешествовал, проповедуя, то ли он был гоним иконоборцами за свое иконопочетание, за свою проповедь яркую, то ли он с этой проповедью ездил по другим весям и церквям и монастырям, отстаивая иконопочетание, "ища союзников".
02:03
которые могли бы в будущем опять так сказать поддержать и защитить иконопочитание. Не совсем ясно из жития. Возможно это все это было совокупность этих причин. И где-то гнали, где-то то, что в какой-то монастырь, в один монастырь пришел, его там не приняли. Он начал говорить об иконопочитании, его прогнали, потому что там были именно иконоборцы.
02:33
И во Ефесе был в монастырях и по малой Азии попутешествовал, своего ученика направлял даже к папе римскому, чтобы тот прислал какого-то посланника, который бы помогал бы в отстаивании православия. В конце жизни, вследствие этих путешествий, его учениками были, то есть у него не один путешествий, у него были духовные чада.
02:58
И разбойников умерил, которые пираты, их остановили в корабль, казалось бы они должны погибнуть, но пираты разумились его словами и вместе более того они еще показали ему дорогу куда нам надо было плыть И были случаи исцеления, когда по его молитвам Господь исцелял болезни, бесов изгонял другие случаи с язычниками он сталкивался и там чудеса совершал, то есть человек духовно такой духовно-подвижнической жизни и такого практически Апостольского призвания.
03:28
В конце жизни он направился в Константинополь, чтобы также принять участие в защите иконопочитания. Но уже это было на исходе его жизни, там он заболел и отошел к Господу. Через некоторое время его мощи были выкуплены
03:58
румынским царем, который почитал Григория. И его десницей хранилось потом уже позже, намного позже, в Москве, в одном из монастырев. Может, и сейчас хранится. Рассказано было, что московские князя получили ее в какой-то момент в дар.
04:25
Аминь