В первые дни нового, 1948 года во дворах советских городов можно было видеть удивительную картину: люди выбрасывали на помойки толстые пачки купюр, которые никто из их сограждан даже не думал затем подбирать и ветер потом разносил эти деньги по всей улице.
Впрочем, в том, что такие огромные "капиталы" остались бесхозными, не было ничего удивительного. Ведь выброшенные деньги были "старого" образца, вышедшего из употребления ещё в последние дни предыдущего, 1947 года вследствие проведения реформы, направленной на сокращение денежной массы в стране. Без неё не были бы возможными отказ от карточной системы и переход на единые цены.
Однако, тут надо заметить, что кроме явных, очевидных для каждого советского человека целей, реформа 1947 года несла в себе и другие цели, о которых знали лишь те, кто её проводил.
Итак, для чего же вдруг в СССР в самом конце 1947 года назрела необходимость в денежной реформе? В основном, вот по какой причине.
За годы Великой Отечественной войны в стране накопилось огромное количество денежных излишков, что неизбежно приводило к росту цен, особенно, рыночных. Если бы в ходе реформы 1947 года эту денежную массу не сократили, то при отмене карточной системы цены на товары первой необходимости взлетели вследствие гиперинфляции до небес.
Немаловажное значение имело ещё и то, что большая часть советских "капиталов" оказалась сосредоточена в руках спекулянтов и взяточников, получивших их в лучшем случае полулегальным, а в худшем - и вовсе откровенно преступным путём.
Вот против этих-то граждан в первую очередь и была направлена реформа 1947 года, в то время как простые советские рабочие и служащие от неё практически не пострадали. Почему? Да просто время в первые послевоенные годы было тяжёлым: честные люди в СССР жили от зарплаты до зарплаты, составлявшей, как правило, от 200 до 1000 рублей.
Нет, директора предприятий, научные руководители и деятели культуры и искусств получали и больше - вплоть до 7000 рублей в месяц. Но и эти деньги не шли ни в какое сравнение с теми капиталами в сотни тысяч и миллионы рублей, которые хранились в чулках и под матрасами у "предприимчивых" граждан, успевших сколотить себе неплохое состояние на чужом горе в годы войны. В государственные банки спекулянты эти деньги нести побаивались, потому что знали - там обязательно заинтересуются их происхождением.
Однако впоследствии нежелание хранить свои капиталы в сберкассах обернулось против таких вот "дельцов", поскольку при обмене денег в ходе реформы 1947 года они получили всего 1 новый рубль в обмен на 10 рублей старого образца.
"Не повезло" и тем, кто хранил в сберегательных кассах больше 3 тысяч рублей на одном счёте. Поскольку в ходе реформы государство сократило на 1/3 вклады от 3 до 10 тысяч рублей, а с тех вкладов, что были больше 10 тысяч, и вовсе изъяло 2/3 суммы.
Но ведь у подавляющего большинства советских граждан в первые послевоенные годы сумма счетов в сберкассах как раз и не превышала те самые 3 тысячи рублей, а значит, и никакого ущерба они тогда не понесли.
Забота о простых гражданах была выражена ещё и в сроках проведения денежной реформы 1947 года. На то, чтобы обменять старые деньги на новые у людей была неделя. А это - не так уж и мало по сравнению, скажем, с денежной реформой 1991 года, когда на обмен 100- и 50-рублевых купюр отводилось всего лишь 3 дня.
Ещё один несомненный плюс был и в том, что с начала 1948 года в СССР была отменена карточная система, а цены на товары первой необходимости снижены на 10-15% или же остались на прежнем уровне.
Началась реформа 14 декабря 1947 года и уже через два дня всё это появилось в советских магазинах, но продавалось только за деньги нового образца.
Вместо заключения
В ходе проведения денежной реформы 1947 года власти надеялись одним ударом выбить почву из-под ног у подпольных миллионеров и нечестных на руку дельцов, однако, попытки сохранения капиталов, нажитых не совсем честными способами, кое-кто из советских граждан всё же предпринял.
В основном это было высокое начальство, не чуравшееся в прежние годы взяток, а также работники финансовых учреждений, их родственники и знакомые. Которые, желая сохранить свою наличность от невыгодного обмена, устремились во второй половине декабря 1947 года в сберкассы, дабы открыть там на подставных лиц фиктивные вклады, не превышающие 3 тысяч рублей.
Впоследствии, уже после завершения денежной реформы, было вскрыто множество фактов подобного мошенничества, большинство из которых завершилось громкими судебными процессами и довольно суровыми приговорами в отношении виновных - от 10 до 20 лет лишения свободы.