После издания и обсуждения книги «Лунная дуэль ХХ века» (М. Лапшин, Е. Скоблов — М.: Новые Витражи, 2020) в прессе, на различных форумах и интернет-площадках, я в той или иной степени продолжал интересоваться историей "космической гонки" между СССР и США в 1960-1970-х годах, то и дело находил новые интересные материалы о космических исследованиях в книгах, материалах, опубликованных в советской и зарубежной прессе тех лет и в современных источниках. Я всё больше убеждался в том, что если тема, к.г., не «нагревается», то уж во всяком случае и не «остывает». В этой связи, хотелось бы вспомнить о некоторых, наиболее значительных вехах в освоении космического пространства в середине - второй половине ХХ века.
Е.М. Скоблов
25 мая 1961 года Президент Джон Кеннеди выступил перед Конгрессом, заявив что «Страна должна приложить все усилия, чтобы до конца десятилетия отправить человека на Луну и вернуть его живым на Землю». Этим решением Кеннеди положил начало программе «Аполлон». Конечно, сегодня трудно представить, как за неполных восемь лет, космической отрасли в США удалось совершить ни много ни мало Большой прорыв и подготовить серию пилотируемых полётов на естественный спутник Земли в 1968 — 1972 г.г. .
С 1961 года США в вопросах освоения ближнего космоса отставали от СССР, а по мнению многих американских специалистов, так и вовсе проигрывали космическую гонку. После исторического полёта Юрия Гагарина мир стал жить по новым, космическим часам. Тема освоения космоса стала приоритетной в информационном поле, в значительной мере оказывала роль на внешнеполитический курс как ведущих мировых держав, так и их союзников. Соревнование, превратившееся в жёсткое соперничество, в т.н. «космическую гонку» стало важной частью холодной войны между двумя системами. При этом лидерство СССР было, как говорят в спорте « с явным преимуществом».
Летом 1961 года в 16-минутный суборбитальный полёт стартовал «Меркурий», пилотируемый Вирджилом (Гасом) Гриссомом, который чуть не закончился трагедией. После приводнения самопроизвольно отстрелился люк, в аппарат хлынула вода, спускаемый аппарат затонул, а сам пилот едва не погиб. В это же время Советский Союз провёл второй успешный запуск: Герман Титов за сутки облетел Землю 17 раз. В июне 1963 года Валентина Терешкова совершила свой героический полёт, совершив 48 витков вокруг Земли и это была очередная блестящая победа в космической гонке. А 12 октября 1964 года очередное грандиозное достижение – корабль «Восход-1» доставил на орбиту сразу троих космонавтов Владимира Комарова, Бориса Егорова и Константина Феоктистова, что по техническому уровню того времени было делом почти невозможным.
Этот полёт стал для НАСА, да и всего западного научного космического мира сильным ударом по репутации, поскольку США на тот момент лишь старались подготовить к испытательному полёту второй беспилотный «Джемини». Конечно, полёт «Восхода» многие западные СМИ окрестили рекламным трюком, поскольку для запуска сразу троих космонавтов в позволявшем объёме командного отсека пришлось серьёзно пожертвовать системами безопасности корабля, например, системой катапультирования. Кроме того, по мнению западных экспертов, этот полёт, хотя и завершился с успехом, не дал ничего для решения сложных проблем встречи и стыковки с точки зрения перспектив создания орбитальной космической станции, а также полётов к Луне.
В середине января 1965 года НАСА запустила беспилотный «Джемини-2» в испытательный полёт, который продолжался всего 18 минут, а 18 марта 1965 года Советским Союзом был осуществлён запуск корабля «Восход-2», в ходе которого лётчик-космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос. Этот полёт имел огромную ценность для всей мировой космонавтики, в том числе и для американских космических программ. Полёт Павла Беляева и Алексея Леонова показал потенциальную возможность работы в открытом космосе и А. Леонов стал первым человеком на Земле, кто это сделал.
Ответ американцев был не столь убедительным. 23 марта 1965 года с мыса Канаверал стартовал «Джемини-3» с астронавтами Вирджилом (Гасом) Гриссомом и Джоном Янгом на борту. Полёт продолжался 4 часа 52 минуты, было совершено три витка вокруг Земли. Его основной задачей являлась проверка оборудования и всех систем корабля, а также, возможность осуществлять манёвр корабля непосредственно пилотом. В целом, полёт был признан успешным.
31 января 1966 года с космодрома Байконур был осуществлён пуск ракеты-носителя «Молния», которая вывела на траекторию полёта к Луне советскую автоматическую межпланетную станцию для изучения Луны и космического пространства(АМС) «Луна-9» (производитель КБ им. Лавочкина, СССР). 3 февраля 1966 года станция «Луна-9» совершила первую в истории мягкую посадку на Луну. Это произошло в Океане Бурь, к северо-востоку от кратера Кавальери. С АМС были проведены 7 сеансов связи общей продолжительностью более 8 часов. Во время этих сеансов станция передавала панорамные изображения поверхности Луны вблизи места посадки. Была подтверждена «метеорно-шлаковая» теория строения наружного покрова Луны, выдвинутая советскими учёными В. Шароновым и Н. Сытинской. АМС передала на Землю по радио панорамы лунного ландшафта на месте посадки, произвела измерения интенсивности радиации, обусловленной воздействием космических лучей и излучением лунного грунта. Этот запуск имел грандиозное значение не только для дальнейшего изучения и проведения научных исследований, но и для подготовки пилотируемых запусков к Луне.
Между тем, исследования космоса не могли продвигаться по лёгкому, безопасному пути, поскольку это было Время Первых. В 1967 году произошло сразу две трагедии. 27 января в результате пожара в ходе тренировочного цикла на Земле погиб экипаж «Аполлона-1» - Вирджил Гриссом, Эдвард Уайт и Роджер Чаффи. 23 апреля после суточного полёта на корабле «Союз-1» погиб советский космонавт Владимир Комаров.
В сентябре 1968 года СССР произвёл запуск беспилотного корабля «Зонд-5» в облёт Луны с грузом из черепах, червей и насекомых. «Зонд-5» успешно достиг Луны, обогнул её на высоте 1950 км и благополучно вернулся на Землю. Тем не менее, он немного промахнулся мимо узкого «коридора», необходимого для высокоскоростного входа в атмосферу, в результате чего, корабль приводнился в Индийском океане, а не в степях Казахстана, как было запланировано изначально. При этом живые организмы остались целы и невредимы. Это был очень важный запуск, советские учёные доказали, что возможен аналогичный запуск, но уже пилотируемый одним космонавтом. Однако для этого было необходимо провести ещё один экспериментальный запуск и 10 ноября 1968 года к Луне был направлен беспилотный «Зонд-6». Полёт прошёл в целом успешно, однако при возвращении на Землю на высоте 5300 м самопроизвольно отстрелились парашюты (в результате утечки воздуха из корабля, что сбило с толку приборы) и «Зонд-6» разбился.
Запуски «Зондов» во многом определили решение руководства НАСА об отправке к Луне пилотируемого «Аполлона». 11 октября 1968 года ракетоноситель «Сатурн 1-Б» вывел на орбиту корабль «Аполлон-7», с целью проведения испытаний всех систем корабля на околоземной орбите, поскольку это был первый пилотируемый запуск кораблей серии «Аполлон». График полёта был до предела загружен экспериментами и манёврами, продлился до 22 октября и закончился «бунтом» на корабле. Перед спуском на Землю экипаж отказался надевать шлемы. И хотя программа полёта была выполнена безупречно, все системы отработали к.г. в штатном режиме, всё было проверено и освоено, экипаж в составе Уолтера Ширры, Уолтера Каннингема и Дона Айзли отстранили от дальнейших полётов.
21 декабря 1968 года со стартовой площадки 39 Космического Центра им. Кеннеди состоялся запуск пилотируемого космического корабля «Аполлон-8» с задачей разведывательно-экспериментального полёта к Луне в соответствии с планом подготовки к предстоящей (запланированной на июль 1969 года) высадке астронавтов на спутник Земли.
Это был перепланированный полёт в результате проведённых корректировок всей программы «Аполлон». Экипаж «Аполлона-9» в составе астронавтов: Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса, проводивший подготовку к тренировочному полёту вокруг Земли в целях испытания лунного модуля (LM-3) на околоземной орбите в начале 1969 года, был в срочном порядке переведён на «Аполлон-8», в задачу которого входили перелёт до Луны, совершение манёвра для выхода на окололунную орбиту и проведение 10 витков (без испытания LM). Причиной такого решения руководства НАСА послужили несколько важных факторов, и одним из решающих – продолжение и обострение космической гонки с СССР, которая была признана важной частью всемирного противостояния двух систем.
Совершив 10 витков вокруг Луны, «Аполлон-8» отправился к Земле. 27 декабря 1968 года миссия была завершена, капсула благополучно приводнилась в Тихом океане. Астронавты были доставлены на авианосец «Йорктаун», несколько позже туда был транспортирован командный модуль «Аполлона-8».
НАСА объявило об исключительном успехе полёта. Основными достижениями считаются: проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну; демонстрация способности командного модуля корабля совершать сложные космические полёты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей; демонстрация безопасности для экипажа таких полётов; получение большого количества важной информации и резкое увеличение популярности космической программы в США и за границей. На лунной орбите экипаж провёл 20 часов.
1969 год начался с успешных стартов советских кораблей «Союз-4», пилотируемого Владимиром Шаталовым (14 января) и «Союз-5» (15 января) с экипажем в составе Алексея Елисеева и Евгения Хрунова. Впервые была произведена стыковка двух пилотируемых кораблей, Елисеев и Хрунов перешли через открытый космос в «Союз-4» и на нём вернулись на Землю. Это был первый раз, когда космонавты стартовали на одном, а приземлились на другом корабле.
До исторического запуска миссии «Аполлон-11» в июле 1969 года, в ходе которой была осуществлена первая высадка астронавтов на Луну, НАСА осуществила ещё два полёта. 3 марта 1969 года экипаж «Аполлон-9» в течение 10 суток проводил лётные испытания лунного модуля на околоземной орбите: запускали двигатели, проверяли систему наведения, испытывали все компьютерные команды. Астронавты Джеймс МакДивитт и Рассел Швайкарт совершили отдельный полёт в лунном модуле, отработали манёвры стыковки и расстыковки с командным модулем «Аполлон-9», пилотируемый Дэвидом Скоттом.
В мае 1969 года в качестве генеральной репетиции, к Луне был направлен «Аполлон-10» в составе астронавтов Тома Стаффорда, Юджина Сернана и Джона Янга. В этот раз лунный модуль был испытан на окололунной орбите, причём на высоте всего 14,4 км над поверхностью, что было гораздо ниже, чем орбита «Аполлон-8».
В апреле 1970 во время полёта «Аполлона-13», интерес широкой публики в США к космической программе «Аполлон» в целом значительно снизился. Успех полётов «Аполлон-11» и «Аполлон-12», огромное количество репортажей посвящённых полётам, и, непосредственно, с Луны, и с бортов космических кораблей в конце концов повлияли на то, что эти грандиозные события стали восприниматься как вполне рядовые и заурядные. Все уверовали в надёжность техники, а покорение Луны в обществе считалось фактом уже свершившимся. Эта атмосфера очень хорошо передана в художественном фильме «Аполлон-13» (США, 1995 г. режиссёр Рон Ховард), когда на ведущих американских телеканалах не нашлось эфирного времени для трансляции очередного включения с борта корабля.
И только когда корабль получил серьёзное повреждение (в результате взрыва бака с жидким кислородом), экипаж балансировал между жизнью и смертью с 13 по 17 апреля и в эфире прозвучало историческое «Хьюстон, у нас проблема», только тогда внимание и американских и ведущих мировых СМИ было вновь приковано к полёту и программе в целом. Только тогда человечество осознало, что на космических трассах всё не очень просто, а очень сложно и трагично. «Аполлон-13» благодаря круглосуточной напряжённой работе ЦУП в Хьюстоне и лётному мастерству экипажа в составе Джеймса Ловелла, Джека Свайгерта и Фреда Хейза удалось вернуть на Землю 17 апреля 1970 года.
В 1970 году в США пилотируемых запусков больше не проводилось, а в СССР 10 ноября стартовала АМС «Луна-17», которая благополучно прилунилась 17 ноября 1970 года в Море Дождей. В ходе этой миссии был успешно испытан первый в мире планетоход «Луноход-1», который проработал на поверхности Луны более 10 месяцев и проехал 10540 м. Проводилось изучение особенностей лунной поверхности, радиоактивного и рентгеновского космического излучения на Луне, химического состава и свойств грунта.
30 июня 1971 года мир потрясла новая космическая трагедия – при возвращении с орбиты из-за разгерметизации спускаемого аппарата погиб экипаж советского корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева. В адрес советского руководства и семей героев шли соболезнования от руководства стран (в первую очередь социалистического лагеря, Западной Европы, США) и простых граждан со всего мира.
Немного позже, 26 июля 1971 года к Луне отправились астронавты Дэвид Скотт, Альфред Уорден и Джеймс Ирвин на корабле «Аполлон-15». Во время выполнения программы исследований, 1 августа 1971 года в районе Хэдли-Аппенины (юго-восточная окраина Моря Дождей, район прилунения «Аполлона-15), астронавты установили мемориальный памятник «Павшего астронавта» (миниатюрная 8,5 см алюминиевая фигурка космонавта в скафандре, лежащего навзничь, автор Пол ван Хэйдонк ) и табличку, на которой были выгравированы имена погибших и умерших 8 американских астронавтов и 6 советских космонавтов за всю историю освоения космического пространства. Помимо Юрия Гагарина, Владимира Комарова и Павла Беляева на табличке увековечены имена Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева.
Несмотря на очевидный успех хода заключительного этапа программы, в ходе которого было проведено 6 успешных полётов с высадкой людей на поверхность Луны и лишь один аварийный, программа «Аполлон» была закрыта раньше планируемых сроков, после полёта «Аполлона-17» (декабрь 1972 г.)
Собственно решение о свёртывании программы было принято ещё 4 января 1970 года. Оно было вызвано прежде всего отсутствием необходимых средств на производство тяжёлых ракет системы «Сатурн». 7 января было выпущено распоряжение об остановке производства лунного модуля LM-14. Окончательное решение было принято после аварийного полёта «Аполлон-13».
В сентябре этого же года были отменены полёты «Аполлона-18» и «Аполлона-19». Для закрытия программы были и причины не менее веские. С точки зрения значительной части Конгресса США, а также большого числа специалистов и разного уровня экспертов, эти полёты стали нерентабельными и результаты, достигнутые при их осуществлении, не соответствовали силам и средствам, затраченным на их реализацию. Говоря простыми словами, проведение такого объёмного комплекса высоко затратных мероприятий для того, чтобы пара астронавтов провела на поверхности Луны не более двух суток и доставила на Землю несколько килограммов камней представлялось в дальнейшем нецелесообразным. Для строительства базы на Луне с полным циклом жизнеобеспечения в то время не существовало ни экономических, ни технологических, ни финансовых возможностей, а без её наличия, длительное пребывание людей на Луне не представлялось выполнимым.
Тем не менее, выполнение Лунной программы «Аполлон» сыграло свою значительную роль в развитии мировой космонавтики. Это был очень мощный импульс для продолжения исследования космического пространства и продвижения человека в Ближний и Дальний космос. Кроме того, действительность того периода настоятельно требовала объединения усилий между ведущими космическими странами в целях подготовки и осуществления будущих интернациональных полётов.
15 июля 1975 на орбите состоялось знаменитое «рукопожатие в космосе». Была успешно осуществлена программа совместного экспериментального пилотируемого полёта советского космического корабля «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американского космического корабля «Аполлон» с экипажем в составе Тома Стаффорда, Дональда Слейтона и Вэнса Бранда. В ходе полёта были проведены испытания элементов совместимой системы сближения на орбите, активно-пассивного стыковочного агрегата, проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль а так же накопление опыта в проведении совместных полётов космических кораблей СССР и США.
Деятельность в ракетно-космической сфере СССР в 1970 – 1980 годах ознаменовались новыми большими свершениями. Сразу несколько советских экипажей установили один за другим рекорды пребывания и работы на орбите, в том числе и в открытом космосе. В 1978 году на станции «Салют-6» В.В. Ковалёнок и А.С. Иванченков провели 140 суток, в 1979 году космонавты В.А. Ляхов и В.В. Рюмин - 175 суток, в 1980 году В.В. Рюмин и Л.И. Попов 185 суток. В 1982 году на борту орбитального комплекса «Салют-7»-«Союз-Т» космонавты А.И. Березовский и В.В. Лебедев провели 211 суток, в 1984 году космонавты Л.Д. Кизим, В.А. Соловьёв и О.Ю. Атьков провели на орбите 237 суток.
В 1985 году советские космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных совершили беспрецедентный ремонт и возвращение к жизни орбитальной станции «Салют-7».
В 1970-1990-х годах по программе «Интеркосмос» Советский Союз осуществил успешные запуски интернациональных экипажей. Таким образом в космосе побывали космонавты из Франции, Болгарии, Афганистана, Сирии, Индии, Китая, Кубы, Чехословакии, Польши, ГДР, Японии, Великобритании, Австрии, ФРГ и др.
ХХIвек ставит перед мировым сообществом новые грандиозные задачи и в этой связи, соперничество СССР и США в космосе в 1960-х – начале 1970-х годов в той или иной мере принесло ощутимую пользу и придало мощный импульс для развития как космонавтики так и новых областей науки, промышленности, создания и внедрения инновационных технологий во всех сферах общественной жизни мирового сообщества.
Так, на рубеже второго десятилетия ХХI века в мире произошли значительные события в вопросах освоения космоса на глобальном уровне. Проведены успешные (и аварийные) космические запуски, осуществлённые Национальным управлением по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA), российской Государственной корпорацией по космической деятельности «Роскосмос», Европейским космическим агентством (ESA),частными компаниями Илона Маска (Space X ), Джеффа Безоса (Blue Origin), а также совместные российско-американские полёты на МКС, продолжение изучения Марса, Луны и дальнего Космоса беспилотными автоматическими системами. Всё это свидетельствует о новом цивилизационном витке в развитии космических исследований.
В ходе подготовки и проведения успешных запусков на околоземную орбиту космических кораблей России и США, в состав экипажей которых теперь уже вошли не профессиональные космонавты (четыре космических туриста на «Crew Dragon», компании SpaceX, 16 сентября 2021 года и участники научно-просветительского проекта корпорации «Роскосмос» и Первого канала «Вызов» на «Союз-МС-19» 5 октября 2021 г.), в эфире федерального телевизионного канала России прозвучало: «Москва задала новый вектор российско-американской космической гонки»(Программа «Вести», т/к «Россия-1», 16.09.2021 г.)
Интерес, а главное, насущные потребности человечества способствуют и подвигают на более широкое и углубленное исследование истории развития мировой космонавтики, а также изучение опыта предыдущих поколений покорителей Космоса и сохранение памяти о тех, кто были Первыми.
Евгений СКОБЛОВ
При подготовке статьи использованы источники:
Черток Б. Е. Ракеты и люди. Лунная гонка. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — 538 с. — 5027 экз. — ISBN 5-217-02942-0.
Джеффри Клугер. «Аполлон-8». Захватывающая история первого полета к Луне = Complications: Apollon 8: The Thrilling Story of the First Mission to the Moon. — М.: Альпина нон-фикшн, 2019. — 400 с. — ISBN 978-5-00139-092-3.
Александров А. А. Путь к звёздам. Из истории советской космонавтики. М., 2011.
Дорога в космос: Воспоминания ветеранов ракетно-космической техники и космонавтов. В 2-х тт. М., 1992
Юджин Сернан и Дон Дэвис, Последний человек на Луне [пер. с английского И.А. Лисова]. - Москва: Эксмо, 2019. - 416 с. - (Герои космоса. Лучшие книги о космонавтике, опубликовано по договоренности с издательством "Сент-Мартин Пресс") — ISBN 978-5-04-099338-3
Из истории советской космонавтики. Сборник, посвящённый памяти С.П. Королёва М., «Наука» 1983.
В качестве иллюстраций использованы изображения почтовых марок и конвертов первого дня из коллекции Е.М. Скоблова