Петровск Саратовский. Старый город Петровск (Петропавловский собор).
Так уж исторически повелось на Руси, что – «Город всегда начинался с Храма, Храмового места и Действия»…. и город Петровск лишь тому подтверждение.
Как мы уже знаем, что указов Петра I о строительстве крепости Петровск не сохранилось, поэтому главным документом, проливающим свет в истории города Петровска, принято считать указ патриарха Адриана…
«Божьей милостью великий господин святейший Кир Адриан, архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх. В нынешнем 206 году ноября в 5 день в указе великого государя из приказу Казанского дворца за приписью дьяка Данила Никитина написано: в нынешнем 206 году, по именному великого государя указу, велено меж Саранска (Саратова) и Пензы на реке Медведице строить город, чтобы впредь в украинные города и тех городов в уезды, и в села, и в деревни, которые поселились за чертою Синбирскою, и Пензою, и Ломовскою, и Керенскою, и Шацкою, и иных городов, воинские люди не приходили и разорения никакого не чинили, и в том городе построить церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба. А о благословенной грамоте и освещении тоя церкви и об антиминсе и о служении у той церкви попу и дьякону учинить указ нам, святейшему патриарху. И аз, великий господин, святейший Кир Адриан, Божею милостию архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, благословил, велел на новую церковь лес готовить и в том новопостроенном городе на угодном к церковному строению месте построить вновь церковь во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба…
Р.s. Бори́с и Глеб (в крещении Рома́н и Дави́д; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославовича… Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
Борис и Глеб — Википедия
Дальнейшее изменение названия церкви в новопостроенном городе Петровске для современных историков до сих пор является загадкой, которая, главным образом, основывается «на крайне обострившихся семейных отношениях в царской семье на тот период и пересудах, развернувшихся вокруг личной жизни Петра I, и некоторых его действий».
Скажу лишь одно, что, в конце концов, Петровская церковь была названа в честь покровителей великого государя – святых Петра и Павла.
Летом 1698 года Патриарх велел выдать Петровску антиминс к освещению Петропавловского храма. Точная дата отпуска указана в регистрационной книге Патриаршего казенного приказа в Москве: «Мая в 10 день по благословенной грамоте дан антиминс к освещению новопостроенной церкви св.апостолов Петра и Павла, что на реке Медведице в новопостроенном городе Петровске, а взял антиминс города Кашпира троицкий поп Григорий Мелентьев».
Новопостроенный храм Петра и Павла так же принято считать первой городской церковью, что в любом случае является единственно правильным утверждением, ведь даже если на тот момент уже существовал Николаевский монастырь со своей монастырской церковью, то к городу Петровску он не имел практически никакого отношения.
Читаем выдержку из записок о «Николаевском монастыре»:
- Сохранилось описание монастыря относящиеся к 1764 г. (по колл.экономии опись монастыря № 355)
„Монастырь во имя Николая Чудотворца расстояниемъ отъ крепости въ одной версте, а отъ Астрахани
въ 808 верстахъ…».
К этим словам я бы ещё добавил то, что вряд ли бы «служилые люди» выделили мужскому монастырю так близко от «своей» крепости земли да ещё и в таком размере…
Не буду утверждать, что на тот момент уже существовала и первая монастырская деревянная церковь…, даже не удивлюсь, что здесь в то время ещё находилась, так называемая, пустынь, может даже с одним (или несколькими) монахом-отшельником. И именно с появлением в этих местах нового поселения (город-крепость Петровск) монастырь получил своё действительное развитие.
Но, если, опять же, обратиться к указу патриарха Адриана, то в описании им будущего своего видения Петровского храма, прослеживается как бы его сравнение с уже виденной (или описанной ему кем-то) церковью…
«…А верх на той церкви был (должен быть) не шатровый, и алтарь велеть сделать круглый, а в церкви в алтарной стене царские двери были 6 посреди, а по правую их сторону – южные, а по левую – северные. А подле царских дверей меж южных в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле Спасового образа поставить образ настоящего того святого храма, по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить образ по чину. А как та церковь построится и ко освещению совсем изготовлена будет, и освятить тое церкви священнику, которого по нашему, святейшего патриарха, указу велено у той церкви служить по новоисправленному чиновнику, и антиминс в тою церковь выдать. А взяв антиминс, везти попу или дьякону, а не простолюдину. А тое церкви попу и дьякону и церковным причетникам под селитьбу и дворы отвесть земли близ церкви во все стороны по сороку сажень, а денежная и хлебная руга и церковная земля и сенные покосы священнику и дьякону с причетники учинить по указу великого государя против соборов иных городов, которые также вновь построены.
Писан в Москве лета 7206 ноября в 6 день».
Петропавловский собор... почему не Борисоглебский...
Главнейшим сооружением города всегда считался Соборный храм. Сначала храм был деревянный и в таком виде просуществовал до 1825 года. На его месте возвели новый каменный, который был освящен в 1849 году. Иконостасы в соборе были вызолочены. Из икон, хранившихся в соборе, две представляли особую ценность. Одна икона изображала главу Спасителя в громадном размере, другая — Божью Матерь почти в рост человека. В 1880 году Соборный храм был расширен путем пристройки огромного пятикупольного сооружения. В таком виде он просуществовал до роковых 30-х годов нашего столетия. В Петропавловском храме более двух веков хранился подарок, пожалованный от царствующего дома Романовых, — Евангелие в роскошном окладе с чеканными серебряными накладками по углам верхней доски. На одной из сторон сделана надпись: «1699 августа в девятый день по Указу царя…
«Евангелие от Луки». XVII век Книга содержит надпись: «1699 августа в девятый день по Указу царя и Великого князя Петра Алексеевича Великия и Малыя и Белыя России самодержца дана сия книга Святое Евангелие из казны Великого государя в новопостроенный город Петровск в соборную церковь Святых Верховных апостолов Петра и Павла»
Кем и когда она сделана, до сих пор не установлено. Тем не менее, предполагается, что Евангелие подарено Петром I или вдовствующей царицей Марфой Матвеевной, супругой царя Федора Алексеевича. Ныне эта реликвия — один из самых ценных экспонатов местного краеведческого музея.
ЕВАНГЕЛИЕ
http://almanac.voopik.ru›pdf/1998_3_31-40.pdf
Кроме Евангелие в местном Петропавловском соборе до 1872 года хранились семь воинских знамён, алебарда и бердыш петровского времени.
Летом 1837г. проездом посетил Петровск государь Александр Николаевич, в то время наследник русского престола, осматривая здешний Петропавловский собор, цесаревич обратил внимание на присланные Петром Великим древние знамёна и орудия. В 1872 году их забрали на политехническую выставку, где были представлены эти реликвии, далее их отправили в Артиллерийский музей в Петербурге, в Петровск они больше не вернулись, но взамен были даны протазан и эспонтон – колющее оружие петровской эпохи.
Оружие времен Петра I.
petrovsk64.ru›novosti/rayon/25090/
И ещё один материал о Петропавловском соборе города Петровска Саратовской области.
Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла
Располагался: г. Петровск.
Престолы: Главный — во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в приделах — в честь Рождества Христова и во имя святителя Николая Чудотворца.
Построен: В 1698 году.
Из истории: В 1698 году Император Петр Великий подписал указ об основании крепости на реке Медведице с целью обороны от татарской конницы. В крепости предписывалось построить храм в память небесного покровителя Государя. Строительство началось незамедлительно. Деревянный храм во имя святых апостолов Петра и Павла начал строиться одновременно с закладкой крепости, сейчас известной как Петровск. Освящение его было совершено на первый престольный праздник, 29 июня (12 июля по новому стилю).
В 1825-1840 годах собор был полностью перестроен в каменный. Новый собор был освящен в 1840 году. В 1884 году этот собор был значительно расширен внутри и была завершена его внутренняя отделка. Эти последние работы были произведены на церковные средства с большим пособием от города.
В штате причта состояли протоиерей, три священника, диакон и три псаломщика, проживавшие в церковных домах. В приходе были три церковно-приходские школы: при церкви и в приписных деревнях Седовке и Хомяковке.
К собору была приписана часовня на базарной площади. Часовня в память о Государе Императоре Александре II была построена на Базарной площади в 1882 году на городские средства.
В годы Советской власти: Собор и часовня были разрушены. Сейчас территорию, где находился собор, занимают парк и детский сад.
В наши дни: 12 июля 2004 года по инициативе благочинного Северо-Западного округа священника Сергия Мельчакова, при поддержке местной администрации, прихожан двух сохранившихся петровских храмов, и с одобрения местных жителей на историческом месте расположения собора, в парке, был установен Поклонный крест. В планах восстановление разрушенного собора.
Православие и Современность. Ежедневный журнал.
web.archive.org›web…saratov…petrovskoe_blagochinie
И, конечно же, несколько фотографий сделанных мной в парке «Петра и Павла» в конце лета 2023 года.