Этого веселого и кудрявого финна обожала вся наша страна. Несмотря на то, что он не знал тогда ни слова по-русски, Вилле Хаапасало не побоялся приехать в Россию и сыграть в культовой комедии 90-х годов «Особенности национальной охоты», после чего сразу стал звездой.
А потом – предателем.
В бандитский Петербург
Мы все помним Вилле Хаапасало по его роли молодого финского туриста Райво, который приехал в Россию, чтобы познать «особенности русской национальной охоты», но вместо этого познал русскую душу. На самом деле все было не так просто.
Вилле родился в 1972 году в небольшом поселке Холлола в Южной Финляндии. Его отец занимался предпринимательством, а будущий актер обожал природу, как и все финны. «Можно сказать, что я провел всё детство в лесу», – рассказывал Хаапасало русским журналистам. Он рассказывал, что с пяти лет был полностью самостоятельным: вставал, завтракал и уходил в лес играть. «Мои родители иногда не видели меня неделями», – вспоминает артист.
Позже Вилле серьезно увлекся спортом: плаванием, футболом, хоккеем, бейсболом, лыжами. Однако он также очень любил играть в любительском театре, хорошо пел и танцевал.
Когда пришло время выбирать между спортом и театром, Вилле выбрал последнее. И, к ужасу своих родных, он решил отправиться в Санкт-Петербург, чтобы поступить в театральный институт.
Здесь следует отметить, что будущий актёр не знал ни одного слова на русском языке. А в то время, в тревожные 90-е годы, нахождение иностранцев в России было крайне опасным. Поэтому страхи его близких были понятными.
«Когда я уезжал в Россию, моя бабушка дала мне винтовку», – рассказывал Вилле в одном из интервью. Но никакие аргументы внука не убедили ее: «Мы знаем этих русских! Возьми, чтобы защищаться...» Шутки шутками, но в то время в Петербурге действительно доминировали преступные группировки, и даже местные жители боялись выходить на улицы.
Маленький финский лебедь
Тем не менее Вилле удалось выжить и «покорить» Россию без единого выстрела. Более того, его приняли в ЛГИТМИК (ныне СПбГАТИ) с первого раза – несмотря даже на то, что из-за незнания языка он вместо декламации стихотворения начал исполнять танец маленьких лебедей. Сейчас он не может вспоминать об этом без смеха: «Я прыгал минут пять, а потом меня остановили: 'Парень, а когда будет стихотворение?'»
За годы учебы в Петербурге с веселым и общительным финном происходило множество приключений! Однажды, например, он ехал в поезде из Санкт-Петербурга в Москву, а проснулся... на черноморском побережье. «Прямо как в романе Булгакова», – комментирует Вилле, до сих пор не совсем понимая, как это произошло.
Документы и вещи канули в неизвестность, на обратную дорогу денег не было... Но Вилле не из тех, кто отчаивается: «Чтобы заработать на еду и дорогу, копал ямы, подметал, в почтовых поездах убирал коридоры, тамбуры...»
Сначала, признается артист, было очень трудно привыкнуть к русским «национальным особенностям». Особенно в то смутное время: «Только в 1992 году меня ограбили девять раз, и еще девять раз я просто так получил по морде», – с ужасом вспоминает Хаапасало. Несколько раз ему приходилось восстанавливать паспорт: «В посольстве даже подумали, что я продаю свои паспорта». В общем, любой другой человек бросил бы все и вернулся бы в безопасную Финляндию. Но не Вилле.
Холод с финским акцентом
И судьба улыбнулась ему: в 1995 году режиссер Александр Рогожкин искал колоритного финна, который смог бы сыграть главную роль в его новом фильме. Встретившись с Хаапасало, который тогда учился на четвертом курсе, он сразу же, без колебаний, выбрал его для роли Райво.
Съемки проходили в невероятно сложных условиях, и даже известным актерам, таким как Алексей Булдаков и Семен Стругачев, не делали исключений. Все они, вместе с молодым финном, ныряли в ледяную воду, а затем изображали, будто греются в жаркой бане. На самом деле баня была холодной: оператор строго запретил разжигать огонь, так как объектив камеры запотел бы.
Вилле пришлось замерзнуть по-настоящему. Но главной проблемой стал не русский холод, а финский акцент. Он рассказал одному из русских телеканалов, что режиссер изначально был недоволен: «Я помню, он подошел ко мне и сказал: 'Слушай, ты никогда в жизни не сможешь озвучить это. Уменьши акцент'. И это правда. Если бы я продолжал играть весь фильм так, как начал, я никогда бы не смог озвучить фильм».
Кстати, несмотря на распространенное мнение, все сцены пьянства в «Особенностях...» актеры играли абсолютно трезвыми. Таково было железное требование режиссера: «Если ты выпил, тебе кажется, что ты играешь хорошо. На самом деле это кажется только тебе. Оператору и камере это не кажется», – объяснял он.
А после съемочного дня актеры позволяли себе расслабиться. Благодаря таким посиделкам Вилле удалось лучше узнать своих русских коллег и подружиться с ними. Но ненадолго. На сайте "Царьград" мы прочли забавную информацию о том, что с Виктором Бычковым, который сыграл Кузьмича, Хаапасало дружит по сей день. «У меня таких друзей больше нет, – признается финн, – если мне плохо, я могу позвонить ему хоть ночью, хоть утром, и он мне поможет».
Это, конечно, чушь собачья. Хаапасало не звонил Бычкову минимум 17 лет. И сам Бычков отзывается о нём сдержанно, но без малейшей приязни. Российский актёр подчёркивает, что мы с финнами совершенно разные, "читали разные сказки", и настоящей дружбы между нами быть не может.
Интуиция не обманула Виктора Николаевича.
Бегство от славы
После выхода фильма на экраны Вилле стал известным. Но он не любит вспоминать об этом: говорит, тогда ему было очень стыдно и некомфортно – он считал, что не заслужил такой популярности.
Поэтому сразу после съемок финн внезапно «исчез с радаров». Он бросил учебу и вернулся в Финляндию, где устроился работать... трактористом. Однако спустя некоторое время Вилле осознал, что не может жить без актерской профессии, и вернулся туда, где его уже ждал Александр Рогожкин. Вилле снялся у него еще в нескольких фильмах, которые стали лишь немногим менее успешными, чем первый.
Кстати, в Финляндии его почти не знают как актера: это редкий случай, когда финский артист добивается успеха и признания не на родине.
Также Хаапасало попробовал себя в других ролях: например, участвовал в шоу «Ледниковый период» (кстати, в паре с Татьяной Навкой, которая позже стала женой Дмитрия Пескова), был ведущим шоу «Минута славы», вел авторскую передачу о путешествиях... – в общем, попробовал множество занятий, и в каждом был успешен.
Сам Вилле признается, что благодаря долгому пребыванию в России больше не может считать себя настоящим финном:
«Финны думают о будущем, которое наступит через год-два. А о завтра они не думают. Завтра наступит – завтра и посмотрим, а у русских не так. И у меня не так», – рассказал он журналистам. Любой финн, говорит он, всегда планирует свою жизнь на 20 лет вперед и постоянно беспокоится о будущем, но он так не умеет. «Это чувство Россия полностью испортила во мне», – заключил Вилле.
Хаапасало назвал себя «испорченным финном»: 90-е годы в Петербурге научили его думать только о завтрашнем дне. «У меня тогда не было возможности понять, сколько нулей будет у рубля на следующий день. И невозможно было планировать свою жизнь», – пояснил он.
Есть ли жизнь без борща?
Еще одна вещь, которая делает артиста русским, – это наша кухня. Его любимым блюдом стал борщ: «Обожаю борщ! Не понимаю, как люди могут жить без борща, мне нужно хотя бы раз в неделю его съесть». И вообще, в русской кухне очень много потрясающих супов, говорит Вилле.
Сегодня актер живет в Хельсинки, но редко снимается. Пандемия также повлияла на это: Хаапасало почти перестал получать предложения от российских режиссеров. Поэтому он решил заняться необычным бизнесом и открыл небольшой ресторанчик грузинской кухни. Его особенностью стали хачапури. Для финнов это экзотика, а для русских, живущих в Финляндии, это что-то вроде ностальгии по прошлому, поэтому бизнес Хаапасало идет неплохо.
Сейчас в ресторане работает уже 40 человек, хотя он начинал практически в одиночку: «Я решил сделать себе такое веселое лето – 68 дней стоял один в будке и продавал хачапури. Я продал 25 тысяч!» – с гордостью рассказал актер.
Однако он жалуется, что из-за пандемии и закрытых границ русские перестали приезжать в Финляндию, что сильно влияет на финский бизнес, включая ресторанный.
Артист до последнего времени не уставал подчеркивать, что финны очень хорошо относятся к русским, и сам он значительную часть времени говорит на русском языке. Кроме того, Вилле свободно владеет шведским и английским.
Никому не нужны санкции?
По словам Хаапасало, до начала СВО как минимум половина жителей Финляндии выступает против западных санкций в отношении России. Однако он не любит обсуждать политику: «Я лучше пообщаюсь с людьми», – говорит он.
«И еще есть такая черта – не знаю, хорошая или плохая, но когда меня спрашивают, чем отличается финн от русских, я всегда говорю: у русских есть ядерная бомба, а у финнов – нет», – шутит Хаапасало.
Свои мысли Вилле Хаапасало объяснял следующим образом: русские думают в терминах огромной державы, Империи, им мало что интересно, кроме своей страны. В то время как финны всегда осознают, что они маленькое государство, только недавно получившее независимость, поэтому они постоянно обращают внимание на соседей и весь мир. «Просто это другой способ мышления – русские себя ощущают элитой», – отметил Хаапасало.
Тем не менее, у актера оставались некоторые претензии к нашему образу жизни: он хотел бы, чтобы в России было больше уважения к личности, социальному равенству и социальной защите. Тут поспорить невозможно: нам есть над чем работать.
Бесславный конец
А после 24 февраля 2022 года Вилле резко перекрасился. Закрыл ресторан русской кухни, покрасил хачапурню в жовто-блакытные цвета, стал выступать в СМИ с соответствующими высказываниями.
Теперь он никому не нужен не только в Финляндии, но и в России.