Найти тему
АртеФакты

Расшифровка символа: почему Витрувианский человек стал святым граалем Возрождения

Рисунок, сгенерированный нейросетью
Рисунок, сгенерированный нейросетью

Поиск равновесия

Неустанное внимание Леонардо к человеческому телу внезапно получило философскую природу. Художник не ограничивался только наблюдением, но также задумывался о месте человека во Вселенной. Эта постоянная жажда познания истины была характерной чертой его гениального ума, который не знал преград и всегда стремился выйти за рамки того, что можно было увидеть своими глазами.

В эти годы произошла встреча, которая существенно повлияла на его исследования. В 1496 году в Милан прибыл Лука Пачоли, итальянский математик, геометр и экономист. Благодаря этому выдающемуся ученому, который посвятил свой трактат "О божественной пропорции" Лодовико Моро, да Винчи смог продолжить свои исследования на более высоком интеллектуальном уровне. Будучи рядом с Пачоли, художник смог заполнить некоторые культурные пробелы и разработать теории, которые вызвали восхищение даже у самых образованных и признанных философов того времени.

-2

Известный как "Витрувианский человек", этот рисунок стал попыткой Леонардо найти новый подход к науке. Он был создан на основе его изучения анатомии и медицины. На этом знаменитом изображении человек одновременно вписан в круг и в квадрат. На первый взгляд, это может показаться игрой, фокусом, где появляются четыре руки и четыре ноги у торса человека, касающиеся окружности и перпендикулярных сторон квадрата. Однако за этим любопытным изображением скрывается гораздо больше. Намерение художника заключалось в том, чтобы показать, что человеческое тело может быть идеально вписано как в круг, так и в квадрат - самые простые формы, лежащие в основе геометрии Евклида. В первом случае центр окружности совпадает с пупком, во втором - он остается чуть выше таза. Сегодня трудно поверить, но в то время этот рисунок был абсолютно революционным и открыл новое видение мира.

Витрувий в своем трактате «Об архитектуре» сформулировал идею о том, что человеческое тело может быть вписано в круг и квадрат. Он показал, что размеры и форма тела основаны на геометрическом, математическом и пропорциональном порядке. Эти исследования имели практическое значение для художников, скульпторов и архитекторов, которые использовали его вычисления при создании своих произведений.

-3

Леонардо да Винчи доказал, что отдельные части тела развиваются пропорционально, с учетом золотого сечения. Несмотря на то, что Леонардо не знал латыни, он был хорошо знаком с этими теориями, которые он прочитал в переводе на вульгату Поджо Браччолини. Он сделал значительный прогресс в этой области, в первую очередь упорядочив пропорции. После тщательного измерения тел двух юношей, Треццо и Караваджо, которые носили имена мест, откуда они родом, Леонардо объявил, что фактически лицо от корней волос до подбородка умещается десять раз в целом человеке (вместо семи, как утверждал Витрувий), в то время как ступня составляет седьмую часть длины тела.

Тело человека создано природой таким образом, что кость головы, начиная от подбородка и заканчивая верхней частью лба и нижними корнями волос, составляет 1/10 всей высоты тела. Ступня же занимает 1/7 от общей высоты. Это не просто пересчет размеров, а скорее маленькая революция, попытка объяснить роль человека во вселенной. "Витрувианский человек" считается символом Возрождения, воплощением идеала пропорциональности. Он является празднованием прекрасного соотношения и доказательством того, что вселенная "вращается" вокруг человеческого существа.

Это доказательство имело огромное значение. Теперь центр мира был не Бог, а человек. Это привело к полному изменению перспективы по сравнению со временами Средневековья.

Идея уже долгое время присутствовала в воздухе: хотя да Винчи не был первым, кто размышлял над ней, только его «Витрувианский человек» смог придать ей конкретную и неоспоримую форму. Его рисунок был гораздо более убедительным, чем множество философских трактатов и диалогов, заполнявших тогдашние библиотеки. Именно поэтому даже сегодня «Витрувианский человек» считается символом Возрождения, идеальным олицетворением. Это восхваление пропорциональности и доказательство того, что вселенная "вращается" вокруг человеческого существа.