12 июня 1990 г. съезд народных депутатов СССР практически единогласно принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Форум заверил в своей решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. Устанавливалась полнота власти РСФСР в решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые она добровольно передаст в ведение Центра. Действие актов СССР, вступавших в противоречие с суверенными правами РСФСР, прекращалось. В частности, ст. 7 провозглашала: «РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, установленном союзным договором и основанным на нем законодательством». Право союзныхреспублик на выход из СССР декларировалось во всех советских конституциях, но только теперь возникал механизм выхода. Последним пунктом авторы документа утверждали, что он станет основой для разработки новой КонституцииРСФСР, заключение союзного договора и совершенствование республиканского законодательства. Заключительным событием I Съезда народных депутатов РСФСР стало заявление Б.Н. Ельцина о выходе из КПСС.
Этой декларации предшествовали объявления о независимости и выходе из состава СССР Литвы(11 марта 1990 г.), Эстонии (30 марта 1990г.) и Латвии (4 мая 1990 г.).
В этом же году, следом за перечисленными республиками и за Декларацией произошли изменения в государственном устройстве других республик СССР, а именно, были приняты декларации о суверенитете: Узбекской ССР (20 июня), Молдавской ССР (23 июня), УкраинскойССР (16 июля), Белорусской ССР (27 июля). Е.А. Лукьянова заметила, что «одна за другой "посыпались" декларации о суверенитете других союзных республик – ни одна из них не хотела быть "менее суверенным"».
Таким образом, результатом Декларации 1990 года стало перемещение политической власти из центра в республики. Следствием «парада суверенитетов» было их противостояние Центру и республикам, что выразилось в «войне законов», то есть центр и стремящиеся к самостоятельности и независимости республики принимали взаимопротиворечивые законы. Таким образом, была реализована ликвидация существовавшего ранее единого политического, военно-стратегического, экономического и правового пространства.
Стоит заметить, что руководство страны не осознавало, что в межнациональном государстве накапливается горючий материал, способный взорвать и «перестройку», и сам Союз. Кроме того, М.С. Горбачев не только не опережал национальные движения, но и отступал под их давлением. К августу 1990 г. стало очевидно, что отсутствие новой национальной программы, попытки торможения национальных движений, предложения реформ, которые привели к ситуации, когда 13 из 15 республик объявили о своей независимости. Развал Союза становился вполне возможным и вероятным.
Итак, идеологический вакуум, образовавшийся из-за краха коммунизма, заполнялся национальными идеями. Постепенно начали появляться новые национальные государства. Это свидетельствует о том, что руководство СССР не предоставляло национальным проблемам должноговнимания. Проблема национальностей усугубила те противоречия, которые длительное время удавалось урегулировать различными методами в условиях сохранения целостности страны.
Таким образом, указанные процессы в РСФСР усилили центробежные настроения и соответствующие действия в других союзных республиках. Росла критика в адрес Президента СССР М.С. Горбачева. Все ошибки, которые вели к децентрализации государства, приписывались ему.
Собирая еще в своих руках формальную власть, М.С. Горбачев не мог практически повлиять на развитие событий, которые происходили в пока еще юридически целостном Союзе. 12 июня 1991 г. на основе закона «О выборах Президента РСФСР» от 24 апреля 1991 г. Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, а президентом СССР все еще оставался М. Горбачев. Очевидно, что двоевластие привело к существенному ослаблению центральной власти. Политические процессы на периферии стали самостоятельными, особенно в национальных республиках. Реформаторы этого не предусмотрели. Они не предполагали, что перестройка вызовет всплеск национально-освободительного движения.
Процедура укрепления двоевластия углубилась, поскольку два «властных пункта» находились в Москве. Существенно усилилась позиция Б.Н. Ельцина. Вместе с тем более весомым стал кризис власти на всесоюзном уровне, что постепенно вело к распаду государства. Начавшиеся перестроечные процессы уже не удавалось повернуть вспять или хотя бы прекратить. Попытка насильственного захвата власти продемонстрировала слабость старой партийной элиты. Ее были готовы заменить новые всесоюзные политические силы и представители от республик. Последние уже не видели своего будущего в рамках прежней политики, не хотели сосуществовать в целостном СССР.
Анализируя просчеты перестройки, следует подчеркнуть, что на ее старте у команды М.С.Горбачева не было четкой модели и концепции общественно-политических преобразований, что было следствием непонимания ситуации, в которой находилось советское общество. Это обусловило введение радикальных и глубоких изменений, суть которых команда реформаторов видела в демонтаже тоталитарной системы.
Последствием «парада суверенитетов» являлся распад СССР, что было ратифицировано в Беловежских соглашениях 12 декабря 1991 года.
Необходимо отметить, что сама Декларация о суверенитете содержала в своем тексте «намеки» на сепаратизм. В частности, в статье 9 было оговорено, что: «Съезд народных депутатов РСФСР подтверждает необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных областей, автономных округов, равно как краев и областей РСФСР». Следовательно, можно судить о навязывании начала движения отделения и процесса выхождения республик из состава СССР там, где эти процессы отсутствовали, либо данный законодательный акт усилил «зачатки» стремления отделиться, там, где они существовали.
Давление, которое оказывали представители глав союзных республик на Москву, в частности Б.Н. Ельцина и его правительство, заставляло последних предпринимать кардинальные меры, заключающиеся в принятии правовых и политических решений, которые можно было охарактеризовать, как весьма неоднозначные. Эти решения достаточно слабо влияли на ту напряженную обстановку, которая сложилась на то время в некогда единой стране. Желание сохранить единую целостность, как в территориальном, так и в государственном плане, на фоне последних событий лишь усугубили обстановку, так как правовые статусы республик СССР к тому времени были ассиметричны.
Одной из попыток сохранить целостность государства стали действия Конституционного Суда Российской Федерации, признавшим недействительными суверенитет Республики Татарстан, а значит и провозглашенную им Декларацию, в которой наблюдалось ограничение действия законов РСФСР на территории этого субъекта. Кроме этого указанный судебный орган принимал участие в приведение в юридическую норму законодательных актов других суверенных автономных республик. Тем не менее, хотя и совершались подобные рывки к урегулированию напряженной обстановки размежевания внутри страны, они оказались малодейственными, а сепаратизм привел к печальным последствиям, например, военным действиям на территории Чеченской Республики.
Таким образом, одной из причин, приведших к распаду СССР, является такое политическое явление, как «парад суверенитетов», последствием которого стало по своей сути образование 15-ти новых субъектов на политической карте мира, которые до событий 1991 года входили в состав СССР, существование которого прекратилось. Это событие повлияло на дальнейшее развитие однополярности мировой политики такой сверхдержавы, как США. В возникших политических реалиях начали свое существование новообразованные субъекты, которые продолжили свое национальное устройство. Важно заметить, что в некоторых государствах до сих пор не стихают кровопролитные столкновения и присутствует сепаратизм.