Только пять серий (на момент написания статьи) из восьми, нового и, возможно, весьма неоднозначного сериала Жоры Крыжовникова "Слово пацана: кровь на асфальте" удалось посмотреть широкой аудитории (и мне в том числе), а по поводу фильма уже высказались все, кому ни лень. Естественно что мнения самые полярные: от восторженных, до полного неприятия. Но я не хочу сегодня высказываться по поводу самого фильма, хотя оставшиеся три серии уже никак не смогут изменить сложившегося о нём мнения. Просто один из фрагментов сериала вызвал воспоминания об эпохе видеосалонов в СССР, а вместе с этими воспоминаниями возникли мысли: а так ли это было выгодно на самом деле? Вот об этом и хотелось порассуждать и не просто порассуждать, а узнать мнения других - тех, кто застал это время и сам хотя бы раз посетил такой видеосалон в конце 80-х.
Лично я в 1988-89 годах ходил в видеосалон всего раз пять. Но все эти посещения случились в разных городах, поскольку в то время я работал в отделе снабжения на заводе и постоянно мотался по командировкам. И именно поэтому я и посещал эти самые салоны - нужно было как-то убить время в ожидании поезда, а самым доступным (в том числе и по цене) решением было как раз посмотреть фильм с видеокассеты благо что почти на каждом жд вокзале или в шаговой от него доступности видеосалоны были, чего не скажешь о кинотеатрах.
Билет действительно стоил 1₽, так что создатели сериала совершенно точно назвали цену.
Хотя вполне можно допустить что где-то цена могла быть как выше, так и ниже. Но давайте всё же "плясать" от рубля.
Во всех видеосалонах, где я успел побывать, число посадочных мест было не более 30-ти, а средством отображения видеосигнала были отечественные телевизоры 61-й диагонали (61 см.). Собственно других то в то время в Союзе и не было, а представить что кто-то привёз из "загранки" 29 -дюймовый телевизор (72 см по диагонали) и поставил его в видеосалон... Нет, такого наверняка не было. Ну а поскольку 61см. экранчик достаточно скромный, то в большом помещении вряд ли кто на нём что-то смог бы разглядеть. Поэтому даже для 20-30 зрителей и в помещении 30м2 впечатления от просмотра были так себе.
Ну а теперь давайте умножим число зрителей на цену билета. Получается что выручка с одного сеанса максимум рублей 30. Но сеансов за день было наверное 6-7. То есть дневная выручка уже достигала 200₽+/-, а за месяц, при удачном стечении обстоятельств, могло набежать тысяч шесть. Я конечно не знаю какова была стоимость аренды помещения, да и не факт что на каждый сеанс владельцам видеосалона удавалось продать 30 билетов, поэтому давайте предположим что чистая прибыль хозяина была не 6 тысяч, а 2,5-3 что тоже вроде бы прилично. Но...
Кто-нибудь помнит сколько стоила видеокассета с записью в конце 80-х. Я, если честно, не помню, но почему то в голове вертится цифра 80₽. Ну ладно, пусть не 80, а скажем 50, хотя 50 наверное мало. Это ж всего две магнитофонных кассеты по 25₽... Короче говоря за подсказкой пришлось обратиться к залу интернету. Но большой ясности интернет не дал. Одни уверяют что чистая 3-х часовая кассета стоила 75-80₽, другие называют цифры 120-130. Но нас в любом случае интересует цена кассеты с записью, а не чистой...
Ну давайте предположим, что кассета с записью стоила 100₽. Правда далеко не всегда на трехчасовую кассету могло уместиться два фильма, а кассеты на 240 минут в 80-е были редкостью. Но допустим, что на 180 минут умещалось два фильма. Думаю что 10 свежих кассет в месяц приобретать владельцам видеосалонов приходилось как минимум. А это ещё минус 1000₽ из дохода. Остаётся 1500-2000₽. Теперь давайте подумаем, каким был износ головок видеомагнитофона, если ежедневно он работал 10-12 часов (в месяц 300-360). Конечно если это была Электроника ВМ12 то чисто теоретически при таких доходах она за месяц могла уже окупиться. Но с другой стороны месяца через три к ней скорее всего приходил северный пушной зверёк. Чисто импортные аппараты наверное были более долговечными, однако не в разы. А вот стоили они раза в три дороже чем ВМ12.
То есть если ВМ12 стоил в 1989 году 1400₽ хотя и мало где встречался в свободной продаже (лично я увидел его в магазине лишь однажды, в Адлере, в том самом 1989-м), то почти (по сути это был Samsung только советской сборки) фирменная Электроника ВМЦ8220 тогда же стоила 3000₽, но его уже за эту цену можно было взять лишь по великому блату. Все же чисто брендовые магнитофоны начинались от 4-х тысяч. Вот и считайте сами, за какой срок они окупались и начинали приносить прибыль.
У меня в 90-е было три полных видеомагнитофона и один пишущий видеоплеер. Но если плеер и магнитофон (оба Sony) были у меня вторым и третьим по счёту и пользовался я и тем и другим меньше года, то "Электроника(Самсунг)8220 (он был самым первым) и Hitachi M348 ( он был последним) прослужили мне года по четыре каждый. И я прекрасно помню что в среднем я записывал или смотрел на них пару кассет в неделю. То есть наработка за месяц составляла максимум 30 часов, а за год - 360 - примерно столько же, сколько видеомагнитофон отрабатывал в видеосалоне за месяц (если считать мои теоретические расчёты верными). И вот с таким ресурсом "Электроники 8220" хватило на 4 года - после чего видеоголовкам начал приходить кирдык. Hitachi M348 оказался покрепче, но и он через четыре года начал намекать что пора его продать пока не поздно. Вот и получается что в видеосалоне "видак" вряд ли выдерживал больше чем 4-6 месяцев активной эксплуатации. А значит его стоимость тоже следует вычесть из прибыли за такой же срок.
И это я ещё не учитываю налоги, которые владелец видеосалона должен был платить государству. Конечно он платил далеко не столько, сколько положено, но,тем не менее. А многие ещё и рэкетирам "отстёгивали". Да и телевизор наверное стоит считать. Порой и их приходилось менять или, как минимум, ремонтировать. И мебель не всегда шла бонусом к арендуемому помещению.
В сухом остатке в минус конечно вряд ли кто уходил, но и плюс вероятно не был таким уж значительным, как могло показаться на первый взгляд. Но, повторюсь: это лишь мои предположения основанные на теоретических выкладках. А как было на самом деле - знают лишь бывшие владельцы таких салонов. И, возможно, кто-нибудь из них натолкнётся на эту статью и прокомментирует её. Я двумя руками "за". Даже если от моих теоретических изысканий камня на камне такой комментарий не оставит. Как говорил Сенека: "Errare humanum est" ("Человеку свойственно ошибаться"). Но есть и ещё одна поговорка: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает", приписываемая Фридриху Шиллеру. Правда это лишь часть фразы. Полностью она звучит так: "Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает! Не бойтесь ошибаться — бойтесь повторять ошибки!" Лично я стараюсь ошибок не повторять, но для этого надо хорошо помнить прошлое. Вот я его по мере возможности и вспоминаю.