Найти тему
Спорт-Экспресс

«Сыча убили по ошибке. Золото Олимпиады Лебедеву лишили колдуны. 30 тысяч долларов за интервью Буре»: главный документалист нашего спорта

Оглавление
Евгений Богатырев. Фото Юрий Голышак, «
Евгений Богатырев. Фото Юрий Голышак, «

Евгений Богатырев более 40 лет снимает документальные фильмы о спорте и собирал призы по миру. Как начал в 78-м фильмом о Валерии Борзове — так и продолжает.

В 2020 году с известным сценаристом поговорил обозреватель «СЭ» Юрий Голышак. И вот что из этого получилось

...Терзаясь бессонницей, включаю в два часа ночи канал «Культура». Под него-то, думаю, и прикорну. Под симфонический оркестр.

Но вместо симфонического оркестра попадаю на фильм моего героя — смотрю от первого до последнего кадра. Зная наизусть каждое слово, каждую интонацию из этой работы. Кто ж не смотрел «Невозможного Бескова»?

Кино о нем самом мне попадалось. Интервью — как-то нет. Я ищу и не нахожу. Ну не странно ли? Человек знает самых ярких звезд ХХ века с неожиданных сторон. Готов рассказать.

А быть может, это мое корреспондентское везение — разглядеть большое рядом. Не на расстоянии.

Впрочем, предисловие затянулось.

Тамару Быкову вызвали в ЦК: «Вы что себе позволяете?!»

— Допустим, человек ничего о вас не знает. Но имеет возможность пересмотреть один ваш фильм. Какой выбираем?

— Пожалуй, фильм, который мы сделали с Алексеем Габриловичем — «Высота Тамары Быковой». 84-й год, мы еще готовились к Олимпиаде в Лос-Анджелесе. Все были на нерве!

— Могу себе представить.

— А с Габриловичем я познакомился на бегу. Говорят, кинематографисты ведут не очень спортивный образ жизни. Но вот Алексей Евгеньевич занимался по утрам бегом — и я тоже. Пицунда, море. Двое сумасшедших. Все отдыхают после вчерашнего — а мы бегаем...

— Живописно.

— На ходу и пожаловался: «Вот вы спортивный журналист. Мне сейчас поручили делать фильм о великом спортсмене, а он — не «говорящий». Как только ни заходил — не говорящий и всё! «Да», «нет»... Не мой герой».

— Это о ком же речь?

— Владимир Сальников!

— Ого. Что тут посоветуешь?

— Прямо на бегу говорю Габриловичу — а если посоветую вам прекрасную спортсменку, которая именно ваша героиня? Голливудская улыбка, хороша собой. При этом — первая наша чемпионка мира по прыжкам в высоту!

— Что Габрилович?

— Да, говорит, слышал о ней. А как достать?

— Как?

— «Да нет ничего проще! — отвечаю. — Она здесь, в Эшерах, на сборах. 80 километров. Поехали!» Алексей Евгеньевич как настоящий драматург — а он закончил сценарный факультет — моментально разработал план. Примчались на стадион к Евгению Загорулько. Быковой нет! Спрашиваю: «Женя, а где Тамара?» — «Она спит. Но если тебе откроет — значит, уже проснулась. Номер такой-то...»

— Согласилась?

— Открывает дверь. «Тамара, когда можно к вам заглянуть?» — «Да прямо сейчас!» Улыбнулись они с Габриловичем друг другу — и Алексей Евгеньевич был поражен в самое сердце. Фильм получился о жизни и о любви!

— В 84-м году?

— В нем были такие вещи, что Быкову потом вызывали в ЦК партии...

— Это что ж такое?

— Она рассказывала о своей первой любви. О том, какие мужчины ей нравятся. Все это в советское время!

— Мы-то с вами не решимся рассказывать о первой любви под камеру.

— В отделе пропаганды ЦК задыхались: «Как?! Что вы себе позволяете?» Но фильм имел громадный успех. Был продан в 23 страны!

— Это считалось мощно?

— Для советского времени — феноменальный результат. Но случилось несчастье — наших спортсменов не пустили на Олимпиаду в Лос-Анджелес. А Тамара Быкова была в тот год на голову сильнее всех. Когда было принято решение, ее, капитана сборной, отыскали на тренировке в Лужниках. Ошарашили новостью — еще и заставили выступить от имени спортсменов. Мол, «поддерживаем решение не ездить в этот проклятый Лос-Анджелес».

— Давясь внутренними слезами.

— Не то слово!

— Так и не стала олимпийской чемпионкой?

— Дальше вообще сумасшедшая история. Ехали с тренером по трассе Москва — Дон, тот не заметил строительные работы, кучу с песком... Тамара вылетела через лобовое стекло, пролетела вместе с сидением 100 метров!

— Какой кошмар.

— Потом долго хромала. Как-то собралась — поехала на следующие Олимпийские игры. Я работал в Останкине на подстраховке. До сих пор картина в памяти: Тамара на старте. Взгляд как у волчицы. Надо преодолеть два метра, давно пройденный для нее этап. Но она-то хромает, вся битая-перебитая... Берет! Завоевывает бронзовую медаль! Это разве не подвиг?

— Подвиг.

— В советское время умели делать звезд — и Тамара была настоящей звездой. Ни одна обложка без нее не обходилась. Журналы, телевидение... Если б сегодня была настолько популярна Ласицкене! А о ней вспоминают, только когда Шляхтина мочит. Никто даже не интересуется, что у нее внутри, что за душой.

Мария Ласицкене. Фото Global Look Press
Мария Ласицкене. Фото Global Look Press

— Вы ошибаетесь.

— Не ошибаюсь. Я помню новогодние подсчеты конца 2019-го года — имена каких спортсменов всего употреблялись в СМИ. Там есть Кокорин, есть Мамаев. Куча всяких бойцов. Ласицкене нет. Овечкин под девятым номером.

Нашу с Ященко «Волгу» несли на руках

— Чья популярность в те годы особенно вас поражала?

— Ященко!

— Прыгун в высоту?

— Совершенно верно. Он был как рок-звезда! Благодаря Ященко я узнал, что чувствует человек когда его вместе с автомобилем несут на руках.

— Эту историю должны узнать все.

— Соревнование в Вильнюсе. Это вообще легкоатлетический край. Ященко номер один — даже не потому, что выше всех прыгает. По манере поведения! Прическа, общение с публикой, улыбка от сердца... Молодежь его боготворила. Подходит ко мне зампред Спорткомитета СССР Валентин Сыч, будущий президент федерации хоккея, которого убили по ошибке...

— По ошибке?!

— Ну да. Я знаю эту историю, потом расскажу. А тогда Сыч знал, что я дружу с легкоатлетами. Говорит: «Я тебе дам свою машину, увези Ященко со стадиона. Его же на клочья разорвут!»

— Могли?

— Да запросто. Никаких подземелий на стадионах не было — но через черный ход как-то ускользнули. Вышли к этой «Волге». Только завели двигатель — машину окружила толпа!

— Девочек?

— Девочек и мальчиков. Ященко открутил окошко, кому-то дал автограф. Но они-то хотели, чтоб Володя вышел. Сфотографироваться, пообщаться! А он не выходил.

— Почему?

— Потому что закончиться все могло печально. Так они подняли на руки ГАЗ-24. А это очень тяжелая машина.

— Я в курсе. Первый мой автомобиль.

— Пронесли метров десять. Потом силы закончились. Мы вырвались из этого окружения. Какая там слава Овечкина или Нурмагомедова?! Близко нет!

— А у кого было «близко»?

— Пожалуй, у Магомаева. Всё.

Сыча убили по ошибке

— Я потерял покой. Как Сыча убили «по ошибке»?

— Знакомы мы были давно. Этот человек меня восхищал — своей решимостью, упертостью. Непримиримостью к тем, кто пытался нажиться или обмануть. Если вы смотрели фильм «Коммунист», то герой Евгения Урбанского — это настоящий Валентин Лукич. Накануне несчастья я показал Сычу фильм, который снял к 50-летию советского хоккея. В 5 часов вечера в федерации хоккея закончился просмотр, Валентин Лукич чуть не прослезился. Достал что-то из сейфа: «Вот тебе на память часы «Россия»...»

— Сохранили?

— Да вот они, и сейчас на руке. Обнялись — и я отправился на «Красную стрелу». Поехал в Питер снимать фильм о чемпионах блокадного Ленинграда. В гостинице заказываю кофе — и вижу по телевизору убитого Сыча...

— Ужасно.

— Смотрю на часы, которые еще хранят тепло его руки. Я тогда впервые напился. Вспоминал, как во время Суперсерии американские газеты прозвали Сыча «Джеймс Бонд советского спорта». Это ведь он все сделал, чтоб президентом международной федераций стал Фазель. Увидел в этом судье крайне расположенного к нашей стране человека. Фазель был свой! А вернувшись в Москву, я сразу начал работать над фильмом памяти Сыча. На международных фестивалях его показывали под названием «Валентин Сыч. Джеймс Бонд советского спорта». Вот в процессе работы и узнал всю подоплеку.

— Так как все произошло?

— Все газеты тогда писали: в России есть две организации, которые освобождены от налогов при продаже водки и сигарет. Процент, который мог бы уйти в казну, получают сами. Люди, работавшие в системе хоккея, полагали, что Сыч купается в золоте...

— Не купался?

— Федерация хоккея получала 1 процент от тех сделок, которые проводил Национальный фонд спорта. Едва хватало на содержание сборных команд и самой федерации. Всё! Просто Сыч об этом не говорил.

— Почему?

— Возможно, просто неудобно было сообщать на весь свет, что ты не слишком состоятельный человек. Кому приятно признаваться в нищете? Вот однажды к Сычу пришла группа товарищей: «Слушайте, давайте построим на стадионе Юных пионеров дворец. Нам нужно 100 миллионов долларов. У вас же есть?»

— Что за дворец?

— Вроде нынешнего «Мегаспорта».

— Что Сыч?

— Естественно, ничего не дал. У него не было. Вот и вся интрига. Непосредственный исполнитель по фамилии Иванов увидел всю эту историю по телевизору в Киеве, куда удрал к родственникам. Всё понял. До этого нанимали другого человека — он просто сбежал...

— Роберт Черенков причастен к этому делу?

— Я же не следователь... Мое внутреннее убеждение — имеет ко всему этому отношение человек, который рулил стадионом. Но доказательств никаких. Но главное — застрелили его за отказ поделиться деньгами. Которых не было!

— Супруга Валентина, чудом уцелевшая тогда в автомобиле под пулями, жива?

— Да. Жила на Украине, сейчас вернулась в Москву. Недавно была у меня на творческом вечере в Доме кино. Такой был вечер! Дозвонился из Австрии Анатолий Евтушенко, поздравил меня с 75-летием. Выдающийся тренер по гандболу, мировая звезда. В 85 лет продолжает активно работать тренером по ОФП. Я был поражен!

— Что такого?

— Снял о нем фильм «Мелодия для победителя». Возможно, не очень хороший. С точки зрения искусства вполне достойный, но друзья из Госкино ему сказали: «Фильм классный! Но выглядишь ты там как-то не очень». А спустя столько лет этот человек прочитал в интернете, что у меня юбилей, нашел телефон — было до слез трогательно!

2000 год. Евгений Богатырев с женой Татьяной на матче Кубка Дэвиса. Фото из личного архива Евгения Богатырева
2000 год. Евгений Богатырев с женой Татьяной на матче Кубка Дэвиса. Фото из личного архива Евгения Богатырева

«Невозможный Бесков»

— Вы вспомнили Габриловича. Что он, что вы причастны к фильму «Невозможный Бесков»?

— Да. Мы с Александром Нилиным сценаристы. Тут самый интересный момент — как нас допустил Бесков в святая святых, куда не пускали никого ни до, ни после? В перерывах официальных матчей мы снимали в раздевалке!

— Так как же?

— С довоенных лет дружил с моим отцом!

— Вот все и раскрылось.

— Спортсмены до войны — независимо от обществ и видов спорта — были одной компанией. Где отношения товарищеские. А Константин Иванович уже в 40-е годы был франт. Всегда при галстуке, с проборчиком...

— Это здесь при чем?

— По этой части тоже нашли общий язык с отцом!

— Каким образом?

— Оба одевались у моего дедушки. Тот был замдиректора магазина модной одежды. Вот с того момента и состояли в добрых отношениях. Отец позвонил — и Константин Иванович... Не с распростертыми объятиями, но очень тепло нас встретил. Когда приехали пересказывать замысел.

— В легендарную квартиру на Маяковке?

— В квартиру — потом! Сначала явились в Тарасовку и все было прекрасно. Не со всеми методами режиссера я был тогда согласен — но сейчас цитируют только наш фильм.

— Потому что он гениальный.

— Без спецэффектов — но показывают постоянно. Продолжает жить, хотя прошло столько лет. Потом Нилин издал книжку «Невозможный Бесков», но это отдельная история. Потому что у самого Бескова книга воспоминаний была не такая яркая. Написал ее с моим коллегой по «Неделе» Эдуардом Церковером.

— Унылая книга, что и говорить.

— Мне неловко так выражаться. Но книга Нилина всколыхнула футбольный мир. Была издана несколькими тиражами. Мы делали Бескова понятным людям! А человек он был крайне закрытый. Как-то сумели показать его суть. Бесков не терпел потребительского отношения к футболу. Отсюда и его конфликты с возрастными игроками — которые решили доигрывать. Да все его конфликты на этой почве!

— Вы во время съемок присутствовали рядом?

— А как же?! Разумеется!

— Значит, на ваших глазах он бедного Габриловича пытался несколько раз вытурить?

— Ну да.

— Как это выглядело?

— Это не было хамством. Бесков говорил: «Это порядок! Я — главнокомандующий, я и буду определять режим работы. Мы о чем договаривались? На матч Кубка федерации я вас пускаю, на календарный — извините».

— Но все равно ведь проникали на самые что ни на есть календарные.

— Это всё за счет оператора. Который быстро стал своим человеком в «Спартаке». Очень важно, когда становишься своим человеком в команде! Уже и администраторы, которым Бесков давал указания, относились к нему по-отечески. Видели, что снимаем мы не «скандалы» или «сенсации» — а пытаемся снять правду жизни. Это ж мало кому удается в игровом кино. Вот недавний фильм о Яшине вызвал много вопросов...

— Говорят, смотреть невозможно.

— Я коллег критиковать не хочу — но во всем фильме мне понравился актер, который играл Алексея Хомича. Вот это — настоящая работа. Остальное — лоскутное одеяло. Столько лет снимали, столько денег истратили... Может, не те люди работали, для которых это всё — родное?

— Для вас-то родное.

— Я из мира спорта — но еще из мира кино. Вот выходит фильм о наших фехтовальщицах. Называется «На острие». Продюсировал Михаил Дегтярь. У человека четыре «Тэффи» как у документалиста! При этом сам — мастер спорта по сабле. Я знаю — здесь не будет вранья.

— Раз с Бесковым вас свел магазин модной одежды — давайте вспоминать его костюмы. Какой до сих пор перед глазами?

— Он все время был в новом! Потрясающим! У него самого был вкус — но и Валерия Николаевна следила. Когда появлялся на стадионе, казалось — это профессор дипломатической академии. Настолько все подобрано! Кто тогда в Москве носил твидовые пиджаки? Бесков да Игорь Тер-Ованесян, великий прыгун в длину. Иконы стиля. Третьего не назову.

— Как-то 9 мая Бесков приехал в Тарасовку, надев полковничий мундир с орденами. Юный футболист Миша Месхи восторженно приподнялся с лавочки: «Генералиссимус!»

— Да? Странно. Ни разу не видел его в военном. Но как-то Бесков мне рассказал историю, как в 41-м году служил в полку НКВД. Их отправили со снарядами на передовую, подступы к Москве. Никто не знал, где немцы, где наши. Чуть не попал в окружение!

— А попал бы — и никакого «Невозможного Бескова» не случилось бы.

— Скорее всего. А потом уже тушили зажигалки, ловили диверсантов в Москве. Так что он служил всерьез.

— На вас как на Габриловича он ни разу не сорвался?

— Нет.

— Почему?

— Вот как с Маслаченко у нас возникла человеческая симпатия с первого дня, так и с Бесковым.

— Багровел — но не кричал?

— Нет, нет, нет.

Рабочий момент съемок фильма «С мячом в Британию». Евгений Богатырев и народный артист России Валерий Баринов. Фото из личного архива Евгения Богатырева
Рабочий момент съемок фильма «С мячом в Британию». Евгений Богатырев и народный артист России Валерий Баринов. Фото из личного архива Евгения Богатырева

Фильм спасла Валерия Николаевна

— Сколько раз этот фильм мог сорваться в процессе съемок?

— Не мог сорваться. Это же плановое производство творческого объединения «Экран». Константин Иванович ответственный человек, прекрасно понимал — это госзаказ! Да, покричит, побагровеет — но работа-то шла. А главное, спасибо Валерии Николаевне. Это был наш человек в семье Бескова.

— Так у вас «буфер» был?

— Открываю секрет: уже через несколько дней была назначена телевизионная премьера, Константин Иванович смотрит черновой вариант фильма. Мягко говоря... Не то, что не был в восторге — у него была идея запретить этот фильм!

— А вы говорите — «госзаказ».

— Но была назначена премьера в Доме кино. Мудрая Валерия Николаевна произнесла: «Костя, давай посмотрим, как народ встретит. Если хорошо — зачем шуметь? Ребята же работали...» Так Бесков не пришел на премьеру!

— Хоть жил на соседней улице.

— Вот именно. Зато пришла Валерия Николаевна. Полный зал, 1250 человек. Весь спортивный и киношный бомонд. В первых рядах Евгений Евтушенко, Леонид Зорин. Фильм заканчивается — овация!

— Бескову доложили?

— Тем же вечером Валерия Николаевна все ему описала — и вопрос был снят.

— А так запретил бы — и всё?

— Мог! Но Валерия Николаевна все-таки актриса...

— Говорили — совсем слабенькая актриса.

— Михаил Ножкин был другом Бескова. Рассказывал — из театра Ермоловой ушел режиссер Лобанов, а другие Валерию Николаевну просто не могли рассмотреть. Да, талант небольшой! Но какую-то нишу могла занимать долго.

Как умер Габрилович

— Алексей Габрилович — человек тонкий. Все пропускал через сердце.

— Так и было.

— Он же стонал от Бескова?

— Думаю, это был телевизионный прием. Он придумал все эти сцены историю со стонами, вызывал огонь на себя! Срежиссированная история!

— Он чуть ли не плакал перед камерой.

— Большой артистизм.

— В какой момент вы поняли, что этот фильм — бомба?

— Пожалуй, на премьере в Доме кино. Когда весь кинематографический бомонд нас окружил: «Для нашего времени — это что-то!» Вы можете представить, чтоб к Лобановскому кто-то зашел в раздевалку в перерыве? Этих людей нельзя было переубедить! Но кто-то понимал, что такое нужно. Поэтому у нас есть фильмы о репетициях Товстоногова. А про Анатолия Тарасова агитки, им же срежиссированные. Поэтому следующее поколение фамилию слышало — а кто знает, что за ней стоит? Да никто!

— Я общался с Бесковым в последние его годы. Это был другой человек — размякший, готовый к долгим беседам. Вы разговаривали?

— Нет. Возможно, это охлаждение — реакция на фильм. По большому счету, не воспринял.

— Габрилович умер почти сразу после фильма. Что случилось?

— Ну, не сразу... От безделья и безработицы!

— Вот как?

— Маститый режиссер делал сюжеты для «Футбольного обозрения» Перетурина. Представляете, как это действовало на психику? А тут вдруг последовало предложение сделать фильм о генерале Рохлине. Он же не только о спорте снимал!

— «Цирк нашего детства», «Дворы нашего детства». Грандиозные фильмы.

— Да много чего! Вот решил погрузиться в эту жизнь. Поехал в штаб Рохлина под Волгоградом — подружиться с офицерами. Надо же узнавать всю подноготную. Габрилович не из те, кто приходит, ставит камеру — а дальше что получится. Чтоб войти в доверие к офицерам — надо выпить с ними водки...

— Это трезвое решение.

— А водка оказалась паленая. Приехал в Москву в пятницу вечером, больницы не работают. Сделали бы промывание — остался бы жив. А в понедельник было уже поздно. Но, поймите, водка — это причина номер двадцать. Виновато безденежье и безработица. Человек выдающийся, яркий!

— «Невозможного Бескова» показывают и показывают. Какой-то фильм может сравниться с этим?

— Фильм «Конек Чайковской» в новогодние праздники был показан 8 раз по «Матч ТВ». Это фантастика! «С мячом в Британию» показали еще до пандемии 12 раз! Беда нашего телевидения в том, что спорт загнали в рамки одного канала.

Евгений Богатырев на Олимпиаде в Нагано в 1998 году. Фото из личного архива Евгения Богатырева
Евгений Богатырев на Олимпиаде в Нагано в 1998 году. Фото из личного архива Евгения Богатырева

Разговор у гроба Маслаченко

— Вы говорили про теплые отношения с Маслаченко. Кажется, ваш фильм про него увидела Украина. Но не Россия.

— Это история! Наши отношения с Маслаченко начались, когда я работал в «Неделе»...

— У этой «Недели» тираж был под три миллиона.

— Накануне выхода номера мы засиживались в редакции до часу ночи. А редакция была окно в окно с театром Ленком. Когда выходили, на улице стояло две очереди: одна дожидалась билетов в театр, другая — в киоск на Пушкинской за «Неделей». Обвивая весь корпус «Известий». Вот тогда и подружились с Маслаченко — который как раз закончил карьеру вратаря и пробовал себя как комментатор. Был настолько доброжелательным!

— Когда сняли фильм о нем?

— В 2006-м. Получили грант от министерства культуры. Поехал в Сиде, где проводили турнир в его честь. Дорабатывали в Москве. Мне кажется, название отражало суть Володи — «Человек свободного стиля».

— В точку.

— Он же и фристайлом занимался, под парусом ходил, на доске... Все пробовал! Но вот случилось несчастье, он скончался — я на похороны взял «Бетакам» с фильмом. Который снят, но еще нигде не показан. Кроме фестивалей, где собрал призы. Думаю — предложу кому-то из телевизионщиков...

— Бесплатно?

— Разумеется! Какие деньги? Это вообще не про документальное кино. Здесь не заработаешь. Прямо у гроба подхожу к популярному тогда футбольному комментатору. Который тогда работал главным редактором. Говорю: «Вот, если интересно — покажите...»

— Что услышали в ответ?

— Он человек высокий — и посмотрел на меня свысока: «Думаете, вы один умеете снимать кино?» — «Я ничего не думаю. Просто здесь уникальные кадры. Человек раскрылся — когда рядом не было посторонних».

— Это всё у гроба?

— Да! Вот, Владимир Никитич лежит. Всё прилюдно — не где-то за углом. Я был ошарашен, честно говоря. Всё это услышали два человека. Подошли, представились — один из государственной компании «Украина», другой с телеканала «Футбол». Тоже украинского. Говорят: «Сочтем за честь показать фильм о нашем земляке...» Даже заплатили фантастические деньги студии!

— Это сколько же — можно назвать?

— Почему нет? Четыре тысячи долларов. Для бедной Украины — когда некоторые наши каналы... Ладно, не буду говорить.

— Уж скажите.

— Считают — там за честь показать бесплатно!

— Даже бесплатно не берут?

— Некоторые каналы — да. А вот «Матч ТВ» к ним не относится. Там платят. Ну, неважно! Просто у нас нет такого бизнеса — «документальное кино».

— Как прошел фильм на Украине?

— С фантастическим успехом. Показывали много раз, куча отзывов. Душа радовалась.

— Как посмотреть в России?

— Не представляю. В YouTube его нет.

Евгений Богатырев во время интервью с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, после которого фигуристка попала в аварию. Фото из личного архива Евгения Богатырева
Евгений Богатырев во время интервью с Ириной Родниной и Александром Зайцевым, после которого фигуристка попала в аварию. Фото из личного архива Евгения Богатырева

Папа Буре

— У каждого был ускользнувший герой. У меня это — Виктор Корчной. А у вас?

— В 90-е мы активно ездили к нашем парням, игравшим в НХЛ. Я с Александром Нилиным был у Славы Фетисова, Леши Касатонова... Потом родилась идея — сделать фильм о Паше Буре. Но пошли не тем путём.

— Каким же?

— Мы обратились к его папе.

— О. Это прокол.

— Тогда мы не знали, что папа бизнесмен в области пиара. Была названа сумма «отступных» — за которую подпускал к телу сына.

— Какая — не помните?

— С памятью у меня все неплохо. 30 тысяч долларов. Потом мы узнали, что точно такую сумму заплатили Мадонне за съемки фильма о ней. Но там другая история: Мадонна делала кучу дублей, много раз что-то перепевали... Она реально работала!

— Павел об этом знал?

— Время спустя удалось рассказать эту историю Паше. Для него это все стало откровением. Может, по этой причине, а может, по какой-то другой с агентом Владимиром Буре они расстались. Зато Паша снялся у меня в фильме о докторе Конове. Общение было замечательное! У меня даже мысли не мелькнуло, что прежде он обо всём этом знал. Папа может подать в суд — но режиссером того проекта должен был стать Григорий Амнуэль, ныне известный политик. Во всех ток-шоу присутствует. Уж он-то отобьется.

Владимир Буре. Фото Юрий Голышак
Владимир Буре. Фото Юрий Голышак

«Ты заметила? 8 раз аплодировали!»

— Легендарный документалист Владимир Коновалов рассказывал мне, как просил 500 фунтов у него английский вратарь Питер Шилтон за часовое интервью. Вы еще с такими пожеланиями встречались — кроме истории с папой Буре?

— К счастью, не было. Случалось другое — кому-то не хотелось, чтоб мы своими съемками отвлекали спортсмена от дела. Например, Паращук. Тренер Ирины Приваловой.

— И муж.

— Совершенно верно, и муж. Говорил: «Не нужна нам шумиха, мы как-то без этого...» Пришлось подключать общих знакомых. Зато после премьеры в Доме кино произнес, обращаясь к Ирине: «Ты заметила? 8 раз аплодировали во время фильма!» Я стоял рядом, слышал.

— Какой интересный человек.

— Да. Многие спортсмены живут в образе. Внутрь не пускают. Вот Елена Анатольевна Чайковская участвовала у меня в десяти фильмах! На моем вечере произнесла: «Я Женю люблю, но он меня так достает! Просто выворачивает. А я не люблю раскрываться. Есть вещи, которые должны оставаться тайной...»

— Кстати, мы сейчас сидим и разговариваем на рабочем месте Анатолия Чайковского. Ее мужа.

— Точно! Он 22 года был главным редактором журнала «Физкультура и спорт». Человеку 89 лет! Очень опечален, что не может попасть на чемпионат мира по фигурному катанию. Который отменили. Ведет образ жизни молодого человека. Я когда-то Николая Старостина начал расспрашивать: «Вам 90, а летаете с командой в Баку, Ереван. Не тяжело?» — «Я в тренинге! Надо жить активной жизнью. Как только остановишься — всё, конец».

— Мы делали «Разговор по пятницам» с Чайковским, а заверять заметку приехал один Саша Кружков. Чайковский достал бутылку коньяка 0,7. Пока вычитывали — ее не стало.

— Да, да! Несет традиции старой журналистки везде. За столом — в том числе. До сих пор приезжает в Сочи — и заплывает так далеко, что его и не видно. Елена Анатольевна, кстати, тоже. Отдыхает обычно в санатории имени Фрунзе. Только снимать запрещает — макияж, все дела...

— Когда особенно пожалели, что не случилось у вас камеры в руках?

— 1999-й год. Елене Чайковской — 60 лет. Казалось бы, можно из-за бортика наблюдать. А она ставит произвольную программу Марии Бутырской. Прихожу на тренировку — и ухожу потрясенный!

— Что увидели?

— Чайковская на коньках — и все показывает лично. А молодая Бутырская не может повторить! Ни со второго раза, ни с третьего! Потом-то выучила, но Чайковской 60 лет... Вот не случилось у меня камеры в руках.

Татьяна Тарасова — закрытая тема

— Снять фильм про Татьяну Тарасову вам никогда не предлагали?

— Это запрещенная для меня тема.

— Почему?

— Она была любимой женщиной моего товарища. После он повесился. Поэтому этот человек для меня закрыт.

— Вы говорите про ее первого мужа?

— Да, Василия Хоменкова.

— Не общаетесь с Тарасовой вообще?

— Вопрос не в том, что произошло — случиться может что угодно! Но когда к юбилею на нескольких каналах снимаются фильмы, ее спрашивают про Василия Хоменкова — а она уходит от ответа на вопрос... Нормальный человек просто попросил бы прощения за то, что произошло. Или рассказал правду. Нет! Вот это меня и возмущает.

— Вы действительно с ним дружили?

— Я многие годы был членом президиума федерации легкой атлетики СССР. Возглавлял которую его папа, Леонид Сергеевич. А с Васей мы жили в одном номере на сборах. Туда же отправили Татьяну Тарасову, чтоб поднять ее уровень ОФП. Фигуристку — с легкоатлетами! Это была несчастная любовь. Отцы, Анатолий Владимирович Тарасов и Леонид Сергеевич, были бескомпромиссными конкурентами. Хоменков-старший был зампредом в Спорткомитете СССР и курировал в том числе хоккей. А дети полюбили друг друга!

— Ну и поворот.

— Да вы что. Монтекки и Капулетти отдыхают.

— Где случилось несчастье?

— В двух шагах от Дома кино. В квартире, где они жили. Напротив памятника российско-грузинской дружбе, автором которого является Андрей Вознесенский. Знаете это место?

— Еще бы. Там была наша старая редакция.

— Вот-вот, Тишинская площадь! Вся спортивная Москва только об этом и говорила. Еще и потому, что жили они на одной лестничной клетке с Леоном Санадзе, начальником управления легкой атлетики и призером Олимпийских игр в Хельсинки. Одна домработница на две семьи — она все и рассказала. Татьяне Анатольевне можно только посочувствовать. Но сегодня она про Василия не говорит вообще. А прежде уверяла, что это чуть ли не единственная ее настоящая любовь. Но вот со временем взгляды поменялись.

Татьяна Тарасова в молодости. Фото Дмитрий Солнцев
Татьяна Тарасова в молодости. Фото Дмитрий Солнцев

— Там шло к чему-то нехорошему?

— Не знаю. Я не был тогда вхож в семью. Больше не хочу говорить на эту тему. Только одно: Вася был настолько талантливый человек... Мог стать вторым Брумелем! Папа — прекрасный спортсмен. Мама тоже чемпионка Советского Союза. Умный, раскованный, интеллигентный парень. Первая жена, Марина Крошина — предтеча Шараповой. Высокая, потрясающе играла. Родила ему двоих детей. Василий очень страдал — те остались без отцовского внимания. Всем участникам этой драмы можно посочувствовать.

Как закончила карьеру Роднина

— С Родниной отношения проще и понятнее?

— Я был последним человеком, с которым она общалась перед трагическим завершением карьеры.

— А завершение было трагическим?

— После ее третьей победы на Олимпиаде в Лэйк-Плэсиде договорились о съемке — я приехал на стадион Юных пионеров. Поговорить о будущем. Роднина была в прекрасном настроении! Вела себя как спортсмен после соревнований. Полная расслабленность, все выиграно... Я еще подумал: какая же она счастливая!

— А дальше?

— На следующей тренировке ее уронил Зайцев. С высоты. Сотрясение мозга — и объявляет об окончании карьеры. Я много лет думал, что из-за этого. Но недавно общались для фильма о Елене Чайковской — и Роднина версию подкорректировала.

— Что было на самом деле?

— Рассказала — уже и так собиралась уходить. После Олимпиады вступили новые правила, с обязательными «выбросами». Так называемый «прыжок Кауфман»: «Ну куда мне эти выбросы, если в позвоночнике — три грыжи?» То падение все ускорило.

Ирина Роднина. Фото Игоря Уткина / Фотохроника ТАСС
Ирина Роднина. Фото Игоря Уткина / Фотохроника ТАСС

«Золото» Лебедевой отобрали колдуны

— С настоящей мистикой сталкивались? Магией?

— Вот думаю — рассказать ли вам историю, в которую мало кто поверит... Или оставить для художественного кино?

— Что ж тут думать? Рассказывайте!

— Мы часто общались с Татьяной Лебедевой. При каждой встрече я возвращался мысленно к Олимпиаде в Афинах... Вот приезжает туда человек. Лидер мирового сезона в тройном прыжке. Да у нее соперниц не было, выигрывала у любой конкурентки!

— Что дальше?

— А там вдруг становится никакой. С трудом цепляется за «бронзу». Но как об этом расспрашивать после соревнований? Можно нарваться!

— Проще простого.

— Через год-полтора встретились на каких-то спортивных посиделках. Татьяне вручили неподъемный приз. Позвонила друзьям, чтоб заехали. Сидим, ждем — вот тут-то и всплыла тема ведьмы...

— Ого. Чувствую, нас ждет прекрасная история.

— Я-то решил, что это шутка! Но быстро вспомнил телетрансляции — действительно, постоянно выхватывали какого-то странного персонажа. То ли баба, то ли мужик. Сидела на трибуне, что-то приговаривала.

— Сама с собой?

— Сама с собой. Репортажи вела Ольга Богословская на канале «Россия» — и уточняла: «Мы видим психолога команды Камеруна». Потом выяснилось, что этот «психолог»...

— Ведьма?!

— Аккредитована-то она была как психолог. Но была самой настоящей ведьмой. Эти шаманы выходят в астрал. Умеют как-то воздействовать. Начались чудеса!

— Так что случилось?

— Отправляясь на стадион, Татьяна не нашла крестик, который был освящен Патриархом. Искать некогда — вспомнила, что у нее с собой крестик дочки. Его тоже не оказалось!

— Жила с кем-то?

— Одна. Кто мог взять — непонятно! Автобус уже уходил, помчалась на арену. Позже узнала, что в этот самый момент в Волгограде ее мама потеряла свой крестик в лесу. Вот потеряла — и всё! Сама Татьяна как бы потерялась в мироздании. Придя на стадион, чувствовала гул в ушах, какое-то воздействие. Один из тренеров нашей команды рассказывал — чувствовал то же самое. Свербило, шло воздействие!

— Ничего не противопоставишь.

— Намного позже Татьяна узнала, как с такой же ситуацией помогли справиться Анатолию Карпову. Нашему двенадцатому шахматному королю.

Анатолий Карпов. Фото Юрий Васильев
Анатолий Карпов. Фото Юрий Васильев

— Вроде бы в Багио против него работали колдуны?

— Совершенно верно. Когда играл с Виктором Корчным, вел 5:1 — и счет внезапно превратился в 5:5. Карпов испытывал абсолютно те же симптомы — полная потеря концентрации! В его группу поддержки входили представители спецслужб. Сообразили — идет воздействие.

— Из зала?

— Да, оттуда. Так что они сделали? Сняли в той же гостинице еще один номер, экранировали его. С этого момента Анатолий проводил все время только там.

— Это что такое?

— Грубо говоря, сделали кольчугу из определенного металла по стенам. Никакие волны не пропускал.

— Ну и дела.

— Рассказал мне об этом массажист и психолог Карпова Валерий Крылов. Сидели у него дома, вытащил на этот разговор. Анатолий Евгеньевич потом историю подтвердил. А из зала тех, кого подозревали, нашли возможность удалить. Вот так Карпова защитили. А Таню Лебедеву было защитить некому. Но вы помните, как завершилась для нее та Олимпиада?

— Разве не этим самым?

— Ну что вы! Ее тренера Вячеслава Догонкина вдруг осенило: «Слушай, ты же еще отобралась в прыжках в длину? А давай попробуем! Чем черт не шутит?» А Татьяна три раза в жизни выступала на этих соревнованиях! Ну, заявили. Ничего от нее не ждали. А она выиграла — да как!

— Как?

— С последней попытки — шестой! Опередила всех. Но там не было камерунки.

— Не тогда ли расплакалась на пьедестале?

— Конечно! Эти кадры потом Кустурица взял в свой фильм. В нашем спорте было три равнозначных момента: слезы Родниной, жест Леши Немова в полном зале и вот эта сцена с Таней Лебедевой. Ну как вам история? Для кино?

«Черный маг» Загайнов

— Абсолютно. Но вот вопрос — нельзя ли было на камерунскую колдунью ответить своей? Неужто перевелись?

— Я встречал героев с какими-то мистическими способностями. То ли это гипноз, то ли что-то ещё.

— Расскажите же скорее.

— Ну, слушайте. На Олимпиаде в Афинах наш 8-кратный чемпион мира в сабле Якименко где-то забыл аккредитацию. А это всё, конец — ни зайти, ни выйти из олимпийской деревни! Да еще и выставят из шенгенской зоны, внесут в список штрафников. Встречаем его у выхода чуть не плачущим. Вечер. Вдруг замечаю — идет психолог нашей команды Рудольф Загайнов.

— Многие считали его «черным магом».

— Яркая личность. Он тоже обращает внимание на Якименко — хоть знать его не знает. Говорю: «Рудольф Максимович, у парня такое несчастье! Как помочь?» Загайнов поговорил с ним минуту, взял за руку — точно как Вольф Мессинг. Произнес: «Значит, так. Сейчас я проведу тебя в олимпийскую деревню. А ты будешь вспоминать, где забыл аккредитацию».

— Неужели удалось?

— Как удалось — не знаю! Потом он говорил, что сумел сконцентрироваться на охранниках. Так, что они вообще никого не увидели. Прошли, ничего не предъявляя. А потом заставил Якименко весь этот день мысленно «откручивать» назад. Вспомнил, что оставил ее в тренировочном зале. Вместе пошли — точно, лежит!

— Да. В нашей команде был такой козырь.

— Технологиями он точно владел. Рудольф Максимович посмотрел на него внимательно: «Теперь тебе волноваться нечего. Завтра будешь с медалью» — «Эх, ваши бы слова...» На следующий день взял бронзу!

— Загайнов не только гипнозом владел. Еще способен был в одиночку раскидать компанию шпаны.

— Вы меня простите — он в боксе был спарринг-партнером великого Геннадия Шаткова! А у того был непостижимый нокаутирующий удар. Все говорили: создан для профессионального ринга. Всех бы там уложил!

— О нем снимали кино?

— Снимал. Как пройти мимо человека, который после трех инсультов вернулся к преподаванию и написал кучу книг? Потрясал жизнелюбием!

— Мне казалось, после трех инсультов можно только обрести покой.

— А вы расспросите Виктора Набутова-младшего, его внука. Он боготворит память о деде. Тоже снял фильм.

Значок доктора Конова

— Прекрасный фильм у вас был про доктора хоккейной сборной и московского «Динамо» Валерия Конова.

— У меня два фильма про спортивных врачей — первый про Василия Авраменко. Который работал с Гомельским, прошел 10 Олимпиад. Моя мама была спортивным врачом, брала меня на прием. Когда приходили мужчины, я вертелся рядом. Когда женщины — выходил на балкончик. Вот фотография — мама, 14-летний я пью «Нарзан», Всеволод Бобров, мой папа...

— Главный тренер Советского Союза по волейболу.

— Да. Главный тренер ЦДКА и сборной. На этой встрече я задал первый свой журналистский вопрос. Повернулся к Боброву: «Всеволод Михайлович, была знаменитая комбинация. Вы прорывались к воротам, уводили защитника, оставляли шайбу — а Шувалов или Бабич добивали... Кто придумал?» Этой комбинацией они рвали любую команду. Все же держали Бобра!

— Что ответил?

— Всеволод Михайлович иронически осмотрел меня: «Понимаешь, какая штука. Я не из тех людей, кто позволяет злоупотреблять ночными звонками. Позвонить мне мог либо Василий Иосифович Сталин, либо никто. А тут вдруг раздался звонок — Женька Бабич...»

— Вот кто придумал?

— Бабич почти кричит: «Сева, я придумал, как мы будем мутить! Все держат тебя — а забивать будем мы!»

— Бобров оценил сразу — что забивать будет кто-то?

— Как рассказывал — «Я тут же проснулся, воскликнул...»

— «Брависсимо»?

— «Мы теперь всех порвем!» Придумали тут же систему знаков. Сколько играли — столько никто не мог разгадать эту комбинацию. А я начал свой путь в журналистике.

— Так что с фильмом про доктора?

— Ах, да. Это тоже история. 98-й год. Олимпиада в Нагано. Впервые по НХЛовской традиции нас пускают в раздевалку. В финале чехи нас разгадали — прихватили Буре. Проигрываем, все в печали. Я потерянный стою возле раздевалки. Мимо идет доктор сборной Конов, с которым мельком пересеклись у Сыча. Вдруг обратил на меня внимание: «Вы неважно себя чувствуете?» Да нет, отвечаю. Как все себя чувствуют — так и я. Конов улыбнулся: «Все проходит — за черной полосой наступает белая!» Снимает с лацкана значок — и отдает мне.

— Что за значок?

— «Хоккей. Россия. Нагано-98». Выпущено их было ровно столько, сколько людей в официальной делегации. Сам прикрутил мне этот значок на пиджак: «Это вам на память!» У меня сразу улыбка до ушей!

— Можно понять.

— С тех пор стал внимательнее следить за этим человеком. Чем больше всматривался, тем лучше понимал — вот он, настоящий герой. Просто за кадром. Как только покажут снова этот фильм по телевизору — сразу шквал звонков! Конов с 80-го года работает со сборными. А если у тебя что-то болит, Валерий Евгеньевич...

— Не только значок снимет?

— Недавно на фестивале в Милане у меня суставы заболели. Позвонил ему. Так проконсультировал через всю Европу, что я смог подняться за призом. Но дело не в этом!

— А в чем же?!

— Это человек, к которому на базе «Динамо» любая нянечка, любая уборщица может обратиться. Потрясающий человек. Это же он в Нагано поставил на ноги Буре!

— Что за история?

— У Павла была травма колена. Конов опасался, что наши тогдашние методы могут войти в противоречие с медициной НХЛ. Не спал всю ночь, выхаживал как мог — Паша потом не просто играл, он летал по льду! Потом снимаем фильм про Конова, подхожу к Павлу: «Что ж такое замечательное доктор с вами тогда сделал?» Буре удивился: «А что-то разве было? Я не помню...»

— Как странно.

— Может, действительно не помнит. Мне тоже надо было сделать укол в сустав. Я лежу, Конов рассказывает байки. Говорю: «А укол-то когда?» — «Давно сделал!»

Главный плейбой Советского Союза

— Вы вспомнили Игоря Тер-Ованесяна, другую легенду ХХ века. Интервью с ним стало одним из лучших среди «Разговоров по пятницам».

— А человек какой?!

— Как вы говорили — главный плейбой Советского Союза.

— Думаю, и во всем мире был бы на пьедестале почета.

— Мало кто из наших оказывался на обложке Sport Illustrated.

— Времен холодной войны. Самое-то интересное — внутри была статья, написанная Игорем на английском языке. Никто за него не переводил. Лет пять назад у Тер-Ованесяна случился инсульт.

— Какое несчастье. Я не знал.

— По-русски после этого говорил медленно, повторял какие-то слова. Зато по-английски продолжал говорить так, будто никакого инсульта не было! А довели до инсульта врачи одной престижной клиники.

— Каким образом?

— Не знали, что такое «сердце спортсмена». Он же постоянно тренировался — теннис, плавание, тренажерный зал... Как-то на дачу привезли бетонные блоки. Стал помогать рабочим! А было под 75. Ну и началась аритмия.

— Ничего удивительного.

— Отвезли в клинику — там сразу решили, что Игорь умирает. Ну и напичкали лекарствами, которые довели до инсульта. А сердце спортсмена особенное, оно способно переносить колоссальные перегрузки. Это другие люди, они по нагрузкам выходили в космос!

— Надо было оставить в покое — сердце пошалило бы, да успокоилось?

— Это версия его жены. Думаю, она близка к истине. Ольга Клейн сама замечательная спортсменка, рекордсменка мира. Но случилось то, что случилось. Игорь вспомнил о прежнем увлечении. Когда-то он был прекрасным рисовальщиком!

— Начал рисовать?

— По десять часов в день проводил у мольберта! Картины просто потрясающие. Это вернуло его к жизни. Это просто Николай Островский наших дней. Кто-то говорит: «Ну, Тер — это в прошлом...» Да ничего подобного! Я с 66-го года ему поклонялся и буду поклоняться. Есть люди которые перевернули отношение к спорту и спортсменам.

— Сколько ж у него картин скопилось за 5 лет?

— Уже было 2 персональные выставки. Что для художника-любителя — невероятно. Уже появились фанаты. Один купил несколько картин, заплатил 10 тысяч долларов. Его спросили: «Олег, вы не слишком погорячились?» — «Вы ничего не понимаете. Через несколько лет эти картины будут стоить в разы дороже!»

— Уточним для читателя, что это не Олег Шишканов. А какой-то другой.

— Вы же сняли о Тер-Ованесяне фильм?

— Называется «Невесомость». Игорь просмотрел собственные дневники за все годы — и высчитал точное время, которое пробыл в состоянии невесомости. Оказывается, пролетел расстояние от Москвы до Питера.

«Семин понял, что его футболисты сплавили матч...»

— В фильме о самом себе говорите: «Я 20 лет ходил на тренировки к Семину и только потом приступил к фильму о нем».

— Так мы соседи — дом тещи в 300 метрах от базы в Баковке. Когда-то туда пускали всех — и мальчишек, и соседей. На запасном поле играли в футбол. Чем больше присматривался к Семину, тем интереснее он для меня открывался. Такой домашний! Такой теплый! Один его рассказ никогда не забуду. Однажды он понял, что его футболисты сплавили матч. Возможно — за деньги.

— Узнал — кто именно?

— После узнал. Так он шел через всю Москву пешком, не понимая, что делать дальше. Как поступить с людьми, которые плюнули в душу? Шел несколько часов. Когда позвонил в дверь, жена его не узнала. Эта история теперь и во мне сидит.

— Вы успели снять в фильме про Семина потрясающего героя.

— Маму Семина?

— Ну да. Ей же было лет девяносто?

— Много, да... Непреклонная дама! Она не признавалась в любви к сыну — но каждая ее фраза была об этом. Жила своим Юрочкой. А привел нас к ней Валерий Баринов. Они же с Семиным в Орле жили в одном дворе!

— Что можете сказать молодым людям, которые выставили Семина из «Локомотива»?

— Да, мне есть, что сказать. Побеждает не тот тренер, который умеет пользоваться компьютерными технологиями. А тот кто пользуется доверием у команды. Кто говорит с ними на одном языке. Как Владимир Алекно.

— Вот так пример нашли.

— Ему даже президент наш сделал замечание — «Разговариваете на каком-то языке, сложном для восприятия». А Владимир Романович ответил: «Я говорю на понятном для них языке! Это приносит результаты!»

Юрий Семин. Фото Никита Успенский
Юрий Семин. Фото Никита Успенский

— Кстати, про Алекно. Это же вы говорили, что к нему перешли какие-то секретные конспекты?

— Вячеслав Платонов знал, что серьезно болен. Задумал выпустить книжку — а денег не было. Так он на ксероксе распечатал все свои наработки, упражнения. Последовательность выполнения. В народ ушло несколько экземпляров. Первый — Владимиру Романовичу Алекно. В котором увидел свое продолжение.

«На пороге стоял Василий Сталин в тужурке»

— Вы говорили: не вовремя подойдешь к спортсмену — «можно нарваться». А нарывались?

— Как-то с Яшиным пытался поговорить до тренировки. Представил меня Бесков, тогда главный тренер «Динамо»!

— Не помогло?

— Я не услышал от Яшина и двух слов.

— Ай да Лев Иванович.

— Не потому, что он бирюк! Просто мыслями уже был там, в работе. Много лет спустя на соревнованиях по мини-футболу подошел к Яшину. Работал он замначальника управления футбола. Что-то сказал — я записал. Через пять минут сзади слышу торопливые шаги, почти бег — это Яшин, великий Яшин меня догоняет: «Подождите, Евгений, я вам еще не все рассказал!»

Лев Яшин. Фото Дмитрий Донской, архив «СЭ»
Лев Яшин. Фото Дмитрий Донской, архив «СЭ»

— Как мило.

— А однажды «нарвался» сам Василий Сталин!

— Это кто ж осмелился?

— Мой папа. Выгнал из раздевалки Василия Иосифовича. С которым дружил до войны. Были в одном пионерском лагере. Забыл, что это не просто приятель юности — а еще и сын вождя.

— Мог бы и поплатиться.

— Он и поплатился. Тут же с него было снято звание «заслуженный мастер спорта». «Заслуженного тренера» к тому моменту еще не присвоили. 60-й год. Звонок в дверь...

— Так-так?

— Суббота. Я, пацан, открываю дверь. На пороге как-то мастеровой в тужурке. Что-то вроде ватника. С палочкой. Рыжий, рябой. «Григорий Ефимович дома?» — «Ну да...» Отец меняется в лице, поворачивается ко мне: «Ты хотел в кино? Держи деньги. Мороженое купишь». Не просился я ни в какое кино — но не отказываться же? К вечеру возвращаюсь: «А кто это был?» — «Да Васька» — «Какой Васька?» — «Сталин».

— Ну и ну.

— Я оживился: «А что он приходил?» — «Да прощения просил...» Василий Иосифович вышел из тюрьмы, а дети его жили в соседнем подъезде. Учился с ними в школе. В том числе с Бурдонским, будущим знаменитым режиссером театра Армии. Тогда ставил школьные спектакли.

— Простил отец?

— Я тоже спросил: «Ты простил?» — «Да...» Вообще, отзывался о Василии Иосифовиче очень по-доброму. Говорил так: «Человек создал первый профессиональный клуб в стране!»

— «Змс» отцу вернули?

— Нет. Только «заслуженного тренера». Все-таки он был тренером первой советской команды, ставшей чемпионом мира — в 49-м году в Праге выиграла мужская сборная по волейболу. Как-то ехали мы с папой мимо серого дома, где располагался КГБ. А в 49-м — МГБ. Указал на окна и рассказал, как вызвали в этот дом накануне того чемпионата мира.

— О чем говорили?

— Генерал на полном серьезе стал пытать, какое место займем. Никто знать не знал, как играют в Европе! Отец подумал — и произнес: «Поборемся за первое». Генерал обрадовался: «Вот и напишите расписочку».

— Не откажешься?

— Можно было отказаться. Наверное, отец даже вышел бы из этого здания. Но от чемпионата мира вполне могли отказаться. А на самом чемпионате мира проигрывали решающий матч чехам — и отец упал в обморок. Знаменитый врач Зельдович что-то ему вколол, пришел в себя. Выиграли! А десять лет спустя на обычном медосмотре доктор спрашивает: «А когда у вас, Григорий Ефимович, был инфаркт?» — «Какой еще инфаркт?» — «Да вот же рубец...»

— А это еще не проиграли.

— Все чехи были за два метра. А у нас все великие — по 178 сантиметров. Зато в этой команде были настоящие фронтовики. Такие характеры!

«Запишите мне телефон Верника, я с ним помузицирую...»

— Вы Баринова вспомнили. Не так давно он играл в вашем фильме.

— За бесплатно! Как и все остальные!

— Что за фильм?

— «С мячом в Британию». Про турне московского «Динамо» по Англии в 45-м. Продюсер Михаил Тюркин — он как Кашпировский. Как договаривается — я не знаю! Сам бы так не сумел. В этот фильм пригласили исключительно любителей футбола. Никто не получил ни копейки. А в фильме Баринов, Верник, Горобченко, Мерзликин, Никоненко...

— Сколько стоит съемочный день хорошего актера? Уровня Горобченко или Баринова?

— Баринов — 100 тысяч рублей.

— Чтоб оценить масштаб подвига — сколько съемочных дней ушло?

— Каждый потратил смену. Но эта смена была тяжелейшая! Снимали в старом доме культуры недалеко от Шереметьево. Так Мерзликин опаздывал на самолет, до аэропорта километра три. Попадаем в пробку — и последние полтора Мерзликин бежал вдоль шоссе. Народ высовывался из автомобилей — где же камера? Думали, съемки идут!

— Тут уж я видел своими глазами овацию в Доме кино.

— Мы собрали родственников героев фильма. Кого смогли найти — всех пригласили. После премьеры подходят дочка и внучка Вадима Синявского. Внучка чуть не плачет: «Я видела деда только в кинохронике...» Это правда, из фильма в фильм перемещаются кадры, как Синявский приезжает на стадион «Динамо» и произносит: «Внимание, говорит Москва». А внучка продолжает: «Я увидела Верника и поняла, каким он был на самом деле. Поняла суть своего деда! Знаете, я музыкант. Запишите мне телефон Верника, я с ним помузицирую...» Пришла дочка Якушина с внуками. Человек десять их было. Дочка одного Соловьева, другого, внук Бескова. Вот они — наши главные судьи. Потому что с нашими коллегами, которые снимают художественное кино, семьи спортсменов судятся до сих пор!

— Вы о чем?

— Фильм «Движение вверх». Всё, закрыли тему.

— Люди любят цифры. Сколько стоит документальный фильм уровня «С мячом в Британию»?

— Этот фильм, как и фильм о докторе Конове, сделаны на пожертвования. Помогли друзья Михаила Тюркина. Государство что-то дает на такие проекты, но там надо два года проходить тендер, готовиться...

— Так какой порядок цифр?

— Чисто документальный фильм — где-то полтора миллиона. Государство дает 2. Если с элементами художественного кино — государство дает 5 миллионов. Мы сняли за половину. Документальное кино — это не способ заработать.

Как подтасовывали результаты на Олимпиаде-80

— Герои у вас что надо. А сколько тайн знаете! Вы же шепнули до съемок про историю, как на московской Олимпиаде Виктор Санеев проехал мимо «золота»...

— Эта история не совсем моя. Там фотографировал замечательный Роберт Максимов. Главный фотограф советской легкой атлетики. О нем сейчас тоже снимается кино. Была установка — должен победить советский спортсмен. У Санеева поначалу прыжки не ладились. Когда прыгнул эстонец Яак Удмяэ — флажок воткнули чуть дальше, чем тот приземлился.

19 июля 1980 года. Москва. Церемония открытия Олимпиады. Фото Сергей Киврин, архив «СЭ»
19 июля 1980 года. Москва. Церемония открытия Олимпиады. Фото Сергей Киврин, архив «СЭ»

— Фантастика.

— Второй человек, который об этом говорит — Юрий Рост. Он тоже фотографировал в этом створе.

— Санеев не допрыгнул?

— Он часто побеждал последним прыжком. Вот умел настроиться — как на последний прыжок в жизни! А здесь был сильный встречный ветер. Витя стоял и ждал, когда хоть чуть-чуть стихнет. Секундомер тикает. Если за 2 минуты не пошел на разбег — красный флаг и отдыхайте. Пришлось прыгать против ветра. Сантиметра на три не дотянул до результата Удмяэ. А натягивать Санееву уже ничего не стали. Все равно наш впереди! Какая разница? Но дело не в этом. Главное, у Санеева ужасно болела нога. Тогда это была редкость — работал с личным иглотерапевтом. Как-то по пути в Грузию у меня случился приступ подагры. Еле вышел из вагона! Кое-как добрался до гостиницы «Иверия». Сразу набрал номер Санеева, который был в Грузии: «Витя, такая история. Ходить не могу!» — «Ты в каком номере? Через 20 минут будем». Так привез иглотерапевта — через час я бегал! Вот и у него самого все износилось, еле ходил.

— Сейчас в Австралии?

— Да, преподает в колледже. Сделал две операции. Поменял и колено, и бедро. На Олимпиаде в Сиднее он был олимпийским атташе команды Грузии. Мы гуляли по городу, я допытывался про ту историю в Москве. Виктор — человек глубоко порядочный. Сказал: «Знаешь, это версия! Ни доказать, ни опровергнуть я не могу. Что говорить? У меня серебро...»

— С кем-то не сработались по человеческим качествам?

— Вы знаете, что Юрий Визбор был не только исполнителем песен, но и замечательным документалистом? Был и автором, и режиссером. Работал в творческом объединении «Экран», где и я начинал карьеру. Так когда фильм не складывался, Визбор приходил в монтажную. Выгонял режиссера: «Несколько дней отдохни дома». Сам садился с монтажером, переделывал кино. Оно получалось!

— Это и ваш случай?

— Да. У меня есть «черный список» режиссеров, с которыми работать не стоит. К сожалению, это большей частью дамы. Разные у нас мозги, разное понимание. Приходилось к директору студии приходить, бить кулаком...

— Какой фильм перелопачивали за женщиной-режиссером?

— О Светлане Мастерковой, например. Там человек, не знающий и не понимающий спорт, выкинул интервью ее тренера Якова Ельянова. Он пахал до 91 года! Представить невозможно, чтоб не появился этот старик. Который все это создал.

— А его — в трэш?

— Ну да. Со словами: «Да ну, какой-то старый, выглядит не очень...»

— Самый крутой малоизвестный герой, которого для себя открыли во время съемок?

— Этого человека звали Елеазар Гвоздовер. Слышали это имя?

— Никогда.

— А он побеждал братьев Знаменских, всю элиту 30-х! Я успел встретится с его сестрой, расспросить. Отыскал кинограмму его бега. Ощущение, что Борзаковский — продолжение этого человека! Необычайно одаренный. Закончил с отличием химико-технологический институт, был оставлен в аспирантуре. Первым в нашем спорте предложил круглогодичную тренировку. В 36-м году об этом никто и не слышал! Самостоятельно исследовал лучших бегунов мира. А в справочниках даже не найти это имя, его вымарали отовсюду. Свободно говорил по-немецки. Что его и погубило.

— Видимо, читал не «Капитал» в первоисточнике?

— Его тренер подрабатывал в немецком посольстве, проводили физкультурные занятия. Приносил журнал Der Leichtatletik. Один из самых авторитетных легкоатлетических журналов в мире. На некоторых страницах мелькал фюрер, другие лидеры нацисткой партии. Но изучали-то не их портреты — а Гвоздовер переводил методические материалы и делился со сверстниками!

— Арестовали?

— Да, забрали. Следы теряются.

— Какой огрех в собственном фильме увидели после — и было очень обидно?

— Когда смотришь фильм на большом экране — совсем другая реальность! Вот в Высшей школе экономики замечательный киноклуб, там показывали фильм о Тер-Ованесяне. Что-то заметили — успели исправить.

— Смотреть надо только на большом?

— Только! Лет пять назад на московском международном кинофестивале должны были показать фильм об Айртоне Сенне. Дернул же меня черт посмотреть его в интернете! Какое там удовольствие? Ну, кино и кино. С трудом меня уговорили пойти в кинотеатр «Октябрь». Я увидел потрясающую работу — где я сам за рулем болида, ощущение полета! Я в центре этого мира!

Айртон Сенна. Фото Global Look Press
Айртон Сенна. Фото Global Look Press

— Что вы говорите.

— Да. Будто два разных произведения. С тех пор если хочу получить удовольствие от фильма — иду только в кино.

Пельмени Брумеля, диктофон Роберта Рождественского

— Самые удивительные тренировки, которые видели?

— Люди прятались и подглядывали в армейский бинокль за тренировками Куца. Что удавалось разглядеть — записывали в блокнотик. Близко никого не подпускали, все было засекречено. А меня — пускали.

— Это как же получилось?

— Правда, было мне 11 лет. Я не за Куцем наблюдал, а сам тренировался. А отец мой тренировал сборную России на Спартакиаде народов СССР 56-го года. Я потом Вячеславу Истратову, тренеру Борзаковского, говорил, что попал на эти тренировки — у того расширились глаза: «Представляете, как вам повезло? Мы подсматривали издалека! Что вы там видели?»

— Так что же?

— Бег с полной выкладкой — а пауза на минуту, не больше. Потом умирал. Вот как мы с вами сейчас сидим — так однажды подсел ко мне, совершенно обессилевший. Снял шиповки. Я увидел — у него все носки в крови!

— Господи.

— Годы спустя физиологи высчитали — Куц был самым обычным человеком, без выдающихся способностей! Сердце как у всех. Но вот придумал систему тренировок и колоссальные объемы — и сделал себя суперменом. А тогда на лавочке вдруг заговорил со мной — но как будто бы и с самим собой. Какие-то непонятные слова. Наши глаза пересеклись — я увидел взгляд каторжника! Это невозможно сыграть!

— Особенные люди.

— Кто-то мне говорил: олимпийские чемпионы — это люди, которые поднимаются туда, в небеса. И души их парят.

— Кто-то к старости становится мягче — как Бесков. А кто-то охладевает даже к старым товарищем — как Валерий Брумель.

— На меня это не распространялось. Всегда отношения были ровные. Все-таки у меня за плечами 15 Олимпиад, а чемпионатов мира без счета. Выезжали группами, где и спортсмены, и журналисты. Вместе питались, рассказывали истории... Эти люди уже не воспринимали нас как щелкоперов или киношников. Открывались с неожиданных сторон. Вот Брумель был потрясающим поваром, я второго такого не знаю!

— Что особенно получалось?

— Пельмени. Открыть бы сегодня свой ресторан — всех бы заткнул за пояс. О чем-то нельзя говорить, но... Брумель был азартен. Выступал за ветеранов — становился не первым, но всегда в призах. Его последняя жена сумела создать уют. Возможно, это она ограждала от нежелательных компаний. Воспитали сына, который тоже прилично прыгал в высоту — 2,25! Выступал в Мэдисон-Сквер Гарден, его пригласил американский студенческий союз...

— Как интересно. Что, уехал?

— Еще и получил три высших образования!

— Разве не Брумель на склоне лет объявил себя царем и требовал поклонения?

— Что вы — это его брат! Сам Брумель был абсолютно адекватным. Писал романы и пьесы. Выступал от общества «Знание» — зарабатывал лекциями. Ездил куда зовут. Букой он вообще не был!

— Рад слышать.

— Я бывал у него дома. Однажды снимал, как приехал к нему в гости Джон Томас. Брумель его пригласил в Москву — а Спорткомитет оплатил все расходы. Они гуляли по городу и казалось — закадычные друзья! Настолько трогательно выглядело! Это не было показухой. Брумель не жил под маской, как некоторые сегодняшние спортсмены. Когда выясняется, что у Антона Шунина есть личный пресс-атташе. От девушек он скрывается, что ли? Сейчас же много «журналисток». От кого ему прятаться? Или подчеркивается собственная значимость? Да, единственный воспитанник «Динамо» в главной команде. Вот и все достоинства. Нормальный, средний вратарь. Не Хомич и не Яшин.

— С Куцем рядом вы тренировались. А с Брумелем не пробовали?

— А случалось! Было это на стадионе «Буревестник», сейчас на этом месте спорткомплекс «Олимпийский». Встретились в гиревом зале — я учился в институте и тренировался для себя, Брумель готовился в Олимпиаде в Токио. Приседали со штангой 200 килограмм на плечах. Потом он взял 220, а я постеснялся. Думал, не справлюсь. Потом Брумель ушел, я присел с его штангой — а встать не могу! Травма спины!

— В группах поддержки на Олимпиадах случались фантастические люди — вроде писателя Юрия Трифонова.

— Мне больше запомнился Роберт Рождественский. Это был фанат спорта! Он же сам играл в баскетбол на Спартакиаде народов СССР за команду Карело-Финской республики. Возглавлял федерацию баскетбола во времена Кондрашина. В 72-м году в Мюнхене я увидел у него как бы сейчас сказали — «гаджет»...

— Это что же?

— Небольшой диктофончик. Я подошел на завтраке: «Роберт Иванович, я хочу такой же». Оказалось — милейший человек!

— Отдал свой?

— Нет. Пошли с ним по магазинам — пока он не нашел то, что нужно. Такой же Philips. Работал до 90-х!

Юрий Рост, две волейболистки и кипа открыток

— Про какие съемки вы думали — «скорее бы они закончились»?

— Это, конечно, Ванкувер. Все сыпалось. Мы сами, дождь... Вся зимняя Олимпиада — под дождем! Алена Заварзина только что проиграла в своем сноуборде. Спрашиваю: «Ну и что вы сейчас чувствуете?» — «Как будто пингвина запустили в Средиземноморье...» Это была пытка для всех. Подготовиться к такому невозможно.

Алена Заварзина. Фото Global Look Press
Алена Заварзина. Фото Global Look Press

— А про какие думалось — «не заканчивались бы они вообще»?

— Олимпиада в Мюнхене! Пусть и кровопролитная. Моя самая первая. Благодаря Юрию Росту удалось попасть на финал баскетбола. Причем, у меня была аккредитация в олимпийскую деревню — если закрыть пальцем одну букву, еще можно было куда-то просочится. У Роста не было вообще ничего! А спортсменов Израиля к тому моменту уже расстреляли. Можете себе представить меры безопасности? Росту дал свою аккредитацию Александр Иваницкий, олимпийский чемпион 64-го года по борьбе, а тогда работник ЦК ВЛКСМ. Он улетал в Москву.

— Щупленький Рост мог прокатить за борца-тяжеловеса Иваницкого?

— О чем и речь. Роднили их разве что большие очки. Да мы и ни на что не рассчитывали. Рост встретил около автобусов, которые везли на баскетбол: «Поехали! Попробуем прорваться». Вдобавок к аккредитации были специальные билеты на финал.

— Как обычно.

— Юра Рост был в обществе двух блондинок-волейболисток из Киева. Он и сам киевлянин. Вот в таком составе вылезаем из автобуса с участниками и официальными лицами. Подходим к первому рубежу — Рост вытаскивает из кармана конверт, дает какие-то бумаги. Указывает на нас: «Это со мной». Те кивают: «Да, да...» Так миновали три пункта. Уже внутри спрашиваю: «Юра, ты что давал? У тебя столько приглашений?» Он отмахнулся: «Старик, потом расскажу». Спросите меня — когда случилось «потом»?

— Когда случилось «потом»?

— На сочинской Олимпиаде! В Москве мы не очень-то виделись. Я вспомнил: «Ты что давал-то в 72-м?» И Рост рассказал — купил открытки старой Москвы. Ему сказали, что на Олимпиадах «change». Но не уточнили, что открытки никому не нужны — котируются только значки!

— Остался он с этими открытками?

— Ну да. Не знал, куда их девать. Ну и решил вручать охранникам: «Пока они рассмотрят — мы уже там... Так и случилось!»

— Потрясающая история.

— Он еще дружил с Башкиным, тренером нашей сборной. Тот разрешил ему снимать прямо возле скамейки сборной СССР. А мы сидели на полу с нашими спортсменами. Воздух был пропитан чудесами! Валерий Борзов как бы между прочим рассказывал, что видел террористов.

— Это где же?

— Ему на следующий день надо было бежать 200 метров. Не спалось! В начале третьего вышел на балкон.

— Покурить?

— Он не курил. Просто подышать. Вдруг видит: парни в спортивных костюмах перемахивают через забор. Перебрасывают сумки. Все в капюшонах, лица прикрыты. Как советский человек, подумал — «вот это загуляли ребята»... А утром стало известно, кто это.

Минута кинохроники стоит 36 тысяч рублей

— Фильм про Маслаченко увидела хотя бы Украина. А картину «Сор из избы» никто вообще.

— Не представляю, как ее увидеть. В перестройку многие фильмы возвращались, я сам бывал на премьерах в Доме кино. Но этот фильм, запрещенный когда-то в Гостелерадио, не вернулся. Делали мы его в рамках творческого объединения «Экран», которого уже не существует.

Константин Бесков. Фото Дмитрий Солнцев
Константин Бесков. Фото Дмитрий Солнцев

— Не отыскать?

— Можно найти (фильм есть в Youtube. — Прим. «СЭ»)! Но стоимость проката одной минуты хроники в телерадиофонде — 36 тысяч рублей. Помножьте на 50 минут. Где взять такие деньги? Можно попробовать организовать обращение союза кинематографистов к начальникам этого фонда...

— Кино-то стоит таких усилий?

— Для своего времени было яркое! Потом мы написали книжку, которая в России вышла под названием «Хроника одной победы», а за границей — «Фетисов против Тихонова». Тираж 220 тысяч экземпляров разлетелся за три месяца. Рассказывал в ней историю и этого фильма. Сигнальный экземпляр был у меня в сумке, когда летел на Олимпиаду в Пекин. Вдруг вижу — в VIP-салон садится комментатор и вице-президент федерации фигурного катания Сергей Кононыхин.

— Ну и что?

— Когда-то он был одним из руководителей киноредакции Гостелерадио. Тем, кто запрещал это кино! Подошел, вручил ему книжку: «В конце рассказана история, к которой и вы причастны».

— Ну и как?

— Уже в Пекине подошел весь красный Кононыхин: «Я был «за» этот фильм, клянусь! Я не виноват. А вы замечательно написали». Будем считать это сатисфакцией.

— Самые интересные советы, которые получали от коллег?

— В 60-м году я стал членом детской общественной редколлегии журнала «Пионер». Посылал туда стихи, рассказы — не напечатали ни одного! Зато однажды позвонили: «Загляните к нам». Я пришел в редакцию — и встретился со Львом Кассилем. Вот от него и услышал: «Не надо ходить в гуманитарные вузы! Там учат интеллигентности. А я закончил физмат университета, у меня мозги работают на порядок лучше, чем у коллег...»

— Послушали?

— Пошел в СТАНКИН. Кстати, моим лучшим учеником был Миша Фрадков, будущий премьер-министр. Даже на картошке выделялся. Ярчайшая личность!

Зеппельт отвернулся

— Сколько у вас призов за документальное кино?

— Не знаю.

— Неужели не считали?

— Один только фильм «Елена Калинина. На коне» собрал больше 20 призов.

— Это про девушку, на которую наступила лошадка?

— Да, копытом на лицо. А весит лошадка 700-750 килограмм. Потом было 12 операций в Ростове и 6 в Москве. Много часов под наркозом. Сумела восстановить лицо. Завоевала еще много призов в спорте. А мне, приезжая на фестивали, приходится стоять на одной сцене с Зеппельтом...

— Что ж вы ему в рожу не плюнули?

— Собирался!

— Что помешало?

— Он отвернулся.

— Вы все-таки подошли?

— Попытался выяснить, где посмотреть его первый фильм. Сделанный в 2008-м году. Зеппельт отвернулся. А у меня шампанского в руках не было, чтоб... На том фестивале я получил приз — а он вышел за каким-то второстепенным. К кино его произведения не имеют никакое отношения!

Хайо Зеппельт. Фото Global Look Press
Хайо Зеппельт. Фото Global Look Press

— Как кинематографист слабенький?

— Да нулевой! В программу «Взгляд» не прошел бы. Что-то лепит на злобу дня. Но это не имеет отношения к кино.

— Home video?

— Можно и так сказать.

— Приз, который особенно греет душу?

— За фильм «Неспортивная история». О Юрии Думчеве. Тот был рекордсменом мира по метанию диска и прекрасным артистом. Рано ушел из жизни, драматическая судьба... Этот фильм выиграл фестиваль «Послание к человеку». Возможно, самый престижный для наших кинематографистов. Еще фильм о Гарри Каспарове «Тринадцатый» наделал много шума.

— Его тоже вы сняли?

— Вместе с Виталием Мелик-Карамовым.

— Фильм знаменитый.

— Ну да. Хотел показать отрывки на творческом вечере — и не нашел в хорошем качестве. История этого фильма — просто детектив! Удалось доставить письмо Александру Яковлеву, члену Политбюро ЦК КПСС. Чтоб этот фильм показали. Звали Яковлева Александр Николаевич, режиссера — тоже. Вот режиссер вечером плескается в ванной, беспроводной телефон имел уже тогда. Звонок главного Александра Николаевич, тот представляется — и режиссер...

— Чуть не утонул?

— Подумал, что разыгрывают. Лишь когда в трубке раздался шорох, понял — раз разговор прослушивает и записывает КГБ, значит, Яковлев настоящий. Слышит: «Я не запрещал ваш фильм! Надо, чтоб его обсудили в союзе кинематографистов. Если понравится вашим коллегам — надо показывать!» Режиссер забыл про мытье — бросился к машине, помчался на телевидение...

— В пене?

— Ну да. В приемную вышел лично Леонид Кравченко, тогдашний председатель Гостелерадио: «Александр Николаевич, дорогой! Да что же вы!» Через два дня Белый зал союза кинематографистов битком, обсуждение фильма. Постановили — просто супер! Поставили на воскресенье после программы «Время». Еще и Евгений Майоров произнес: «Пожалуйста, не выключайте телевизоры. После нашей программы будет замечательный фильм...» Смотрела вся страна!

— А внешне — самый красивый приз?

— Был у нас великий хоккеист Владимир Петров. Но он же еще и замечательный кинопродюсер! Делал и документальное кино, и художественные фильмы. Первый фильм о Харламове — его. Петров проводил в Питере фестиваль, вот там и вручили приз — стоит белый медведь, а на него смотрит камера. Я мечтаю снять фильм о Петрове!

— Что мешает?

— Пока товарищи из хоккейного клуба ЦСКА считают, что...

— Рано?

— Нет! Говорят, что надо делать «о команде». Между прочим, музей в старом дворце ЦСКА создал именно Петров. Канадцы приезжают — у них глаза на лоб!

— Как ему горло перерезали осколком бутылки в гостинице «Прибалтийская» и чудом выжил — вам Петров не рассказывал?

— Мне не рассказывал. Правду об этой истории, думаю, вообще мало кто знает.

— К какому призу прилагалась самая внушительная сумма прописью?

— Призы-то за границей дают всем — а вот конверты только своим. Я вам расскажу, как это выглядит. После награждения объявляют: «Фирма Kodak за лучшую операторскую работу дает столько-то...» Нас балует только «Газпром-медиа». Как-то в Баку был денежный приз.

— Попробую угадать — тысяча долларов?

— Абсолютно точно! Но главное — признание коллег. Сам факт конкуренции с Европой. Бюджет российского фильма — это максимум 2-3 миллиона рублей. Любого немецкого или французского начинается со 100 тысяч евро.

— Доходит до?..

— До 2 миллионов евро.

— Как же вы их уделываете при таком раскладе?

— А мы рассказываем человеческую историю. Без спецэффектов! Вот когда ты поднимаешься за спортивным «Оскаром», а люди, вложившие миллионы долларов, остаются сидеть в зале — это дорогого стоит. Вот вам маленькая история. 6 лет назад на фестиваль в Милан приехал Пеле. Параллельно в Риме собиралась «большая семерка». Так у нас камер было больше!

— Можно понять.

— Приехал Пеле поддержать фильм о самом себе. Пиар-компания замечательная! Но фильм этот не получил ни-че-го. Потому что даже «фильмом» его назвать сложно — какая-то телевизионная программа с нарезкой голов, интервью...

Пеле. Фото Global Look Press
Пеле. Фото Global Look Press

Накидка Александра Тихонова

— Вы хоть раз героев фильма привозили?

— Нет у нас на это денег. Один раз вместе с фильмом, к которому имею косвенное отношение, приехал Александр Иванович Тихонов.

— В лисьей шубе?

— Нет. Есть у него фокус — выходит в накидке типа пушкинской. Что-то говорит, рядом переводчица. Потом поворачивается, чтоб уйти — зал видит, что он весь в орденах и медалях... Шквал!

— На спине?

— Да! На спине!

— Вот это пиар-компания. А вы говорите — Пеле.

— В отличие от истории с Пеле, фильм был достойный. Получил награду. Вы поймите, чтоб раскрыть личность человека — надо за ним год ходить и просто смотреть. Вот тогда будешь побеждать богатых. Вот так французы ходили за Шараповой. Чтоб понять, что стоит за этим криком. Поэтому Eurosport снял о ней фильм, а мы — нет. Да, там какие-то права у компании... Но я даже не знаю нашего человека, который бы к ней обратился!

— Про какой спортивный фильм подумали — «Жаль, это снял не я»?

— Сейчас появилась молодая, изумительно талантливая София Гелевер. Сняла фильм про Паралимпийские игры в Сочи. Замечательная работа! Получила Государственную премию. К чемпионату мира сняла ленту о наших молодых футболистах.

— Молодая девушка?

— Лет 27-28. Очень бы хотел с ней поработать. Но! Стоим в очереди. Может, удастся.

— Три лучших документальных фильма о спорте, которые знаете? Если без долгих размышлений?

— «Спорт, спорт, спорт». Это Элем и Герман Климовы. «Футбол нашего детства». И, пожалуй, вот этот фильм Софии Гелевер о паралимпийцах. История на разрыв аорты.

— За документальное кино «Оскаров» нет?

— У нас «Эмми»!

— У вас не было?

— Я однажды вышел в финал. С фильмом «Собрание олимпийских сочинений». 8 серий — за кулисами большого спорта. Работали вместе с Алексеем Васильевым, а продюсером был Тимур Вайнштейн. Который сегодня генеральный продюсер НТВ. В финале проиграли 2 или 3 голоса американскому фильму о Джо Луисе.