Жан-Огюст-Доминик Энгр - один из величайших мастеров живописи XIX века

10K прочитали

Жан-Огюст-Доминик Энгр (родился 29 августа 1780 года, Монтобан, Франция — умер 14 января 1867 года, Париж), живописец и символ культурного консерватизма во Франции 19 века. Энгр стал главным сторонником французской неоклассической живописи после смерти своего наставника Жака-Луи Давида. Его холодные, тщательно прорисованные работы представляли собой стилистическую противоположность эмоционализму и колоризму современной романтической школы. Как художник-монументалист, Энгр стремился увековечить классическую традицию Рафаэля и Николя Пуссена. Пространственные и анатомические искажения, характерные для его портретов и обнаженной натуры, однако, предвосхищают многие из самых смелых формальных экспериментов модернизма 20-го века.

Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет в возрасте 24 лет. 1804. Холст, масло, 77 х 61 см. Музей Конде
Жан Огюст Доминик Энгр. Автопортрет в возрасте 24 лет. 1804. Холст, масло, 77 х 61 см. Музей Конде

Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Энгр, жена художника, урожденная Мадлен Шапель, 1814
Жан Огюст Доминик Энгр. Мадам Энгр, жена художника, урожденная Мадлен Шапель, 1814

Свое первое художественное образование Энгр получил от своего отца, Жан-Мари-Жозефа Энгра, мастера на все руки, но обладавшего скромным талантом. Формальное образование Энгра в школе Братьев по Христианскому Учению было прервано отменой религиозных орденов во Франции в 1791 году, во время революции, и поэтому он перевелся в Академию изящных искусств в Тулузе. В 1797 году он отправился в Париж, где поступил в мастерскую Давида, самого знаменитого художника Франции. Два года спустя Энгр был принят в Школу изящных искусств. Кульминация его художественного образования пришлась на 1801 год, когда он был удостоен желанной Римской премии - стипендии французского правительства, которая позволяла студентам-художникам учиться в Академии Франции в Риме.

Жан Огюст Доминик Энгр. "Послы Агамемнона в шатре Ахилла", 1801, 110 x 155  см   Национальная высшая школа изящных искусств (Париж, Франция)
Жан Огюст Доминик Энгр. "Послы Агамемнона в шатре Ахилла", 1801, 110 x 155 см Национальная высшая школа изящных искусств (Париж, Франция)

Картина Энгра "Послы Агамемнона", получившая премию, демонстрирует его мастерство владения академической живописной техникой того времени, а также его тягу к определенным стилистическим архаизмам, входившим тогда в моду.

Поскольку французская казна, истощенная войнами Наполеона, была не в состоянии оплатить его стипендию в Риме, Энгр был вынужден остаться в Париже. Он начал проявлять себя как портретист, и в 1804 году выполнил свой первый официальный заказ в этом жанре - портрет Бонапарта в качестве первого консула.

Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Наполеона Бонапарта в качестве первого консула, 1804, 226 x 144
Жан Огюст Доминик Энгр. Портрет Наполеона Бонапарта в качестве первого консула, 1804, 226 x 144

Два года спустя он привлек внимание общественности показом нескольких портретов в парижском Салоне, официальной государственной выставке современного искусства.

Жан Огюст Доминик Энгр, "Наполеон на императорском троне", 1806. Музей армии, Париж
Жан Огюст Доминик Энгр, "Наполеон на императорском троне", 1806. Музей армии, Париж

Наиболее противоречивым из них оказался монументальный портрет Наполеона I на его императорском троне. Жесткость и плоская фронтальность этого внушительного изображения были заимствованы из средневековых и византийских прототипов, в то время как его тщательная детализация и реализм напоминали о фламандских мастерах. Критики были единодушны в своем осуждении этой работы, назвав намеренно примитивизирующую манеру Энгра “готической”. Художнику потребуется два десятилетия, чтобы избавиться от этого уничижительного ярлыка.

Незадолго до открытия судьбоносного салона 1806 года Энгр наконец отправился в Италию, где продолжал следовать своим собственным художественным порывам. Руководство академической школы было сбито с толку линейной строгостью и трезвостью тона двух картин, которые он отправил обратно в Париж в 1808 году: "Вальпенсонская купальщица" и "Эдип и сфинкс".

Жан Огюст Доминик Энгр, "Купальщица Вальпинсона". 1808. Холст, масло,146 × 97,5 см Лувр, Париж
Жан Огюст Доминик Энгр, "Купальщица Вальпинсона". 1808. Холст, масло,146 × 97,5 см Лувр, Париж

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Эдип и Сфинкс". 1808, Лувр, Париж. Здесь мы видим трагического героя Эдипа, столкнувшегося с загадкой Сфинкса. О страшной угрозе, с которой он сталкивается, свидетельствует зловещая груда человеческих останков, усугубленная спутником Эдипа, показанным убегающим в ужасе на заднем плане. Правильный ответ Эдипа позволит ему избежать смерти и продолжить путь в Фивы, но его судьба предрешена. Драматическая светотень, создаваемая направленным вверх светом, придает картине зловещий оттенок. Это тонко предвещает трагическую судьбу Эдипа, а именно его женитьбу на своей матери Иокасте и возможную смерть. Зигмунду Фрейду, который вновь популяризировал греческий миф в своей формулировке Эдипова комплекса, принадлежала гравюра с картины Энгра, которая висела рядом с диваном в его кабинете для консультаций.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Эдип и Сфинкс". 1808, Лувр, Париж. Здесь мы видим трагического героя Эдипа, столкнувшегося с загадкой Сфинкса. О страшной угрозе, с которой он сталкивается, свидетельствует зловещая груда человеческих останков, усугубленная спутником Эдипа, показанным убегающим в ужасе на заднем плане. Правильный ответ Эдипа позволит ему избежать смерти и продолжить путь в Фивы, но его судьба предрешена. Драматическая светотень, создаваемая направленным вверх светом, придает картине зловещий оттенок. Это тонко предвещает трагическую судьбу Эдипа, а именно его женитьбу на своей матери Иокасте и возможную смерть. Зигмунду Фрейду, который вновь популяризировал греческий миф в своей формулировке Эдипова комплекса, принадлежала гравюра с картины Энгра, которая висела рядом с диваном в его кабинете для консультаций.

Они в равной степени критиковали отсутствие традиционной лепки и возмутительные анатомические искажения, характерные для фигур в картине "Юпитер и Фетида" (1811), кульминационной работе студенческих лет Энгра в Риме.

Жан-Огюст-Доминик ЭнгрЮпитер и Фетида. 1811. Музей Гране
Жан-Огюст-Доминик ЭнгрЮпитер и Фетида. 1811. Музей Гране

Когда в 1810 году срок пребывания Энгра в качестве студента Французской академии в Риме истек, он решил остаться в Италии, где зарекомендовал себя как портретист наполеоновских чиновников и сановников. Он также время от времени получал заказы в более престижном жанре исторической живописи. В 1811 году его пригласили принять участие в ремонте Квиринальского дворца.

Этот период относительного процветания внезапно закончился в 1815 году, с падением Наполеоновской империи и возвращением французов из Рима. Решив остаться в Италии, Энгр отчаянно нуждался в работе и обратился к мелкомасштабным портретным зарисовкам. Эти портреты характеризуются почти сверхъестественным контролем тонких, но четких линий, изобретательностью в позировании натурщиков, позволяющей раскрыть индивидуальность, и впечатляющей способностью передавать точное сходство.

Жан Огюст Доминик Энгр
Портрет мадам де Сеннон. 1814
Холст, масло. 106 × 84 см
Музей изящных искусств, Нант
Жан Огюст Доминик Энгр Портрет мадам де Сеннон. 1814 Холст, масло. 106 × 84 см Музей изящных искусств, Нант

Хотя эти портреты относятся к числу наиболее почитаемых работ Энгра, сам он презирал их как простую халтуру. На протяжении всей своей жизни, несмотря на свои выдающиеся способности портретиста, художник заявлял, что презирает портретную живопись и вместо этого стремился утвердить свою репутацию создателя грандиозных исторических картин.

Заказы на монументальные картины были редкостью, поэтому Энгр довольствовался работами в более сдержанном масштабе. Именно в этот период он проявился как мастер так называемого жанра “трубадур”, картин на средневековые и ренессансные сюжеты, которые отражали художественные манеры изображаемых периодов. Типичным произведением Энгра в этой категории является картина 1819 года "Паоло и Франческа".

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Паоло и Франческа", 1819
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Паоло и Франческа", 1819

На картине, иллюстрирующей трагическую гибель двух злополучных влюбленных из "Ада" Данте, изображены похожие на куклы фигуры, расположенные в упрощенном, квадратном интерьере, напоминающем те, что встречаются на итальянских панно 14-го века. Выставленные в Салоне, такие полотна только усиливали нападки критиков, которые продолжали изображать Энгра неким дикарем, стремящимся вернуть искусство к его младенческому состоянию.

Враждебной реакцией также было встречено то, что впоследствии стало одним из самых знаменитых полотен художника "Большая одалиска" (1814).

Жан Огюст Доминик Энгр, "Большая одалиска", 1814. Холст, масло. 91 × 162 см. Лувр, Париж.    В рамках давней традиции женской обнаженной натуры версия Энгра демонстрирует как его академическую подготовку, так и склонность к экспериментам. Действительно, изображение идеализированной обнаженной натуры восходит к классическим изображениям Афродиты в Древней Греции. Лежащая женщина была популярным мотивом со времен Ренессанса; "Венера Урбино" Тициана, безусловно, была важным примером для Энгра. Здесь Энгр продолжает эту традицию, рисуя фигуру серией извилистых линий, подчеркивающих мягкие изгибы ее тела, а также помещая женщину в роскошное пространство, украшенное блестящими тканями и драгоценными камнями с замысловатой отделкой. Хотя он изображает тело со скульптурной поверхностью и чистыми линиями, ассоциирующимися с неоклассицизмом, живопись Энгра также превзошла ожидания живописного иллюзионизма, исказив тело сверх правдоподобного. Энгр довел указание Давида идеализировать человеческую фигуру до крайности, настолько, что критики сделали ему замечание, когда он выставил эту картину в Салоне 1819 года. Женщине потребовалось бы два или три дополнительных позвонка, чтобы достичь такой драматичной, изогнутой позы. Ноги фигуры тоже кажутся непропорциональными, левая неправдоподобно удлинена и не соединена в бедре. Результат парадоксален: она одновременно поразительно красива и устрашающе странна. "Одалиска" Энгра, термин, обозначающий наложницу в гареме, украшена атрибутами того, что тогда считалось "Востоком", а именно Турции и Ближнего Востока. Ее веер из павлиньих перьев и тюрбан, украшенный драгоценными камнями, а также изящная трубка для кальяна в крайнем правом углу являются маркерами экзотики, которые позволяют показать ее наготу, не оскорбляя зрителя (эта картина была написана по заказу Каролины Мюрат, королевы Неаполя и сестры императора Наполеона). Для сравнения, когда Эдуард Мане написал свою "Олимпию" 1863 года в виде современной обнаженной французской женщины, которая смотрела прямо на зрителя, это считалось аморальным оскорблением.
Жан Огюст Доминик Энгр, "Большая одалиска", 1814. Холст, масло. 91 × 162 см. Лувр, Париж. В рамках давней традиции женской обнаженной натуры версия Энгра демонстрирует как его академическую подготовку, так и склонность к экспериментам. Действительно, изображение идеализированной обнаженной натуры восходит к классическим изображениям Афродиты в Древней Греции. Лежащая женщина была популярным мотивом со времен Ренессанса; "Венера Урбино" Тициана, безусловно, была важным примером для Энгра. Здесь Энгр продолжает эту традицию, рисуя фигуру серией извилистых линий, подчеркивающих мягкие изгибы ее тела, а также помещая женщину в роскошное пространство, украшенное блестящими тканями и драгоценными камнями с замысловатой отделкой. Хотя он изображает тело со скульптурной поверхностью и чистыми линиями, ассоциирующимися с неоклассицизмом, живопись Энгра также превзошла ожидания живописного иллюзионизма, исказив тело сверх правдоподобного. Энгр довел указание Давида идеализировать человеческую фигуру до крайности, настолько, что критики сделали ему замечание, когда он выставил эту картину в Салоне 1819 года. Женщине потребовалось бы два или три дополнительных позвонка, чтобы достичь такой драматичной, изогнутой позы. Ноги фигуры тоже кажутся непропорциональными, левая неправдоподобно удлинена и не соединена в бедре. Результат парадоксален: она одновременно поразительно красива и устрашающе странна. "Одалиска" Энгра, термин, обозначающий наложницу в гареме, украшена атрибутами того, что тогда считалось "Востоком", а именно Турции и Ближнего Востока. Ее веер из павлиньих перьев и тюрбан, украшенный драгоценными камнями, а также изящная трубка для кальяна в крайнем правом углу являются маркерами экзотики, которые позволяют показать ее наготу, не оскорбляя зрителя (эта картина была написана по заказу Каролины Мюрат, королевы Неаполя и сестры императора Наполеона). Для сравнения, когда Эдуард Мане написал свою "Олимпию" 1863 года в виде современной обнаженной французской женщины, которая смотрела прямо на зрителя, это считалось аморальным оскорблением.

"Большая одалиска", фрагмент
"Большая одалиска", фрагмент

"Большая одалиска", фрагмент
"Большая одалиска", фрагмент

Выставленная в Салоне 1819 года, эта картина вызвала возмущение критиков, которые высмеяли ее радикально смягченную лепку, а также привычные Энгру анатомические искажения женской обнаженной натуры. И действительно, одалиска Энгра - существо, совершенно неизвестное в природе. Возмутительная удлиненность ее спины — один критик, как известно, пошутил, что у нее было на три позвонка больше, чем нужно, — вместе с ее раздутыми ягодицами и эластичной, бескостной правой рукой создают женщину, которая могла бы существовать только в эротическом воображении художника.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Руджьер, освобождающий Анжелику", 1819, 147 x 190, Лувр, Париж
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Руджьер, освобождающий Анжелику", 1819, 147 x 190, Лувр, Париж

Несмотря на споры вокруг его обнаженной натуры, Энгр начал склонять критиков в свою пользу, когда получил признание как религиозный художник. Художник, переехавший из Рима во Флоренцию в 1820 году, избрал более традиционный классицистический стиль в "Христе, дающем ключи святому Петру" (1820), а затем в "Клятве Людовика XIII" (1824), произведении прославляющем союз церкви и государства.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Клятва Людовика XIII", 1824, 421 x 262. На картине изображен Людовик XIII, стоящий на коленях и поднимающий глаза к небесам, где Дева Мария с Младенцем смотрят вниз, слушая клятву Людовика.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Клятва Людовика XIII", 1824, 421 x 262. На картине изображен Людовик XIII, стоящий на коленях и поднимающий глаза к небесам, где Дева Мария с Младенцем смотрят вниз, слушая клятву Людовика.

Эта картина имела ошеломляющий успех на Салоне 1824 года, принеся Энгру его первые похвалы критиков, а также избрание в Академию изящных искусств. Таким образом, всего за одну выставку он превратился из одного из самых поносимых художников Франции в одного из самых знаменитых.

Воодушевленный успехом "Клятвы Людовика XIII", Энгр, который сопровождал картину в Париж, решил остаться во Франции. В 1825 году он открыл учебную студию, которая быстро стала одной из крупнейших и наиболее значимых в Париже. Два года спустя, на Салоне 1827 года, Энгр выставил свою самую амбициозную историческую картину - "Апофеоз Гомера".

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Апофеоз Гомера", 1827,386 x 515, Лувр, Париж. Энгр чтит Гомера как основателя западной цивилизации. Он сидит в центре композиции, увенчанный лавровым венком Ники, богини победы, и окруженный олицетворениями двух его шедевров - "Илиады" (слева, меч лежит рядом с ней) и "Одиссеи" (справа, весло прислонено к ее ноге). Гомера окружают более 40 фигур из западного канона, в том числе греческий скульптор Фидий (держит молоток), великие философы Сократ и Платон (повернуты друг к другу в диалоге слева от Фидия), Александр Македонский (крайний справа в золотых доспехах) и другие. Энгр также включает в себя фигуры более поздних веков; под Александром Македонским сидит Микеланджело с чертежной доской в руках. Уильям Шекспир стоит рядом с художником Николя Пуссеном внизу слева, к нему присоединяются Моцарт и поэт Данте. Герой и вдохновитель Энгра, Рафаэль, одетый в темную тунику, держится за руки с греческим художником Апеллесом, а между ними почти незаметная фигура с моложавым лицом, предположительно, является портретом самого молодого Энгра.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Апофеоз Гомера", 1827,386 x 515, Лувр, Париж. Энгр чтит Гомера как основателя западной цивилизации. Он сидит в центре композиции, увенчанный лавровым венком Ники, богини победы, и окруженный олицетворениями двух его шедевров - "Илиады" (слева, меч лежит рядом с ней) и "Одиссеи" (справа, весло прислонено к ее ноге). Гомера окружают более 40 фигур из западного канона, в том числе греческий скульптор Фидий (держит молоток), великие философы Сократ и Платон (повернуты друг к другу в диалоге слева от Фидия), Александр Македонский (крайний справа в золотых доспехах) и другие. Энгр также включает в себя фигуры более поздних веков; под Александром Македонским сидит Микеланджело с чертежной доской в руках. Уильям Шекспир стоит рядом с художником Николя Пуссеном внизу слева, к нему присоединяются Моцарт и поэт Данте. Герой и вдохновитель Энгра, Рафаэль, одетый в темную тунику, держится за руки с греческим художником Апеллесом, а между ними почти незаметная фигура с моложавым лицом, предположительно, является портретом самого молодого Энгра.

Своего рода общеисторический групповой портрет культурных светил, на который оказал влияние Гомер, эта картина стала манифестом все более агрессивной неоклассической эстетики. Она также помогла Энгру утвердиться в качестве знаменосца культурного консерватизма. Критики видели, что он защищал принципы угасающей традиции французского академического классицизма, а именно непоколебимую веру в авторитет древних, упорство в превосходстве рисунка над цветом и приверженность идеализации в противоположность простому воспроизведению природы. Резко контрастировали с этим видением работы Эжена Делакруа, художника-романтика, который также приобрел известность в салонах этого периода. Напряженность между сторонниками классицизма и романтизма будет усиливаться в последующие десятилетия.

Жан Огюст Доминик Энгр, Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832, холст, масло. 116 × 95 см, Лувр, Париж, Франция.  В этом портрете присутствует беззаботный реализм, о чем свидетельствует неформальный уход и слегка агрессивная поза натурщика. Несколько грубоватый на вид пожилой мужчина, месье Бертен сидит, сгорбившись, в кресле красного дерева, немного неприлично расставив ноги; вопреки протоколам официальной портретной живописи, его пиджак помят, а жилет натянут, чтобы вместить его объемистый торс. Здесь мало идеализации, скорее сильное чувство характера; Энгр, кажется, снова опирается на пример Рафаэля, вспоминая ренессансный портрет Балдессаре Кастильоне. Действительно, несмотря на свою неформальность, портрет месье Бертена работы Энгра совсем не небрежен; тщательно прорисованный - можно практически сосчитать пряди седых волос, падающие взъерошенными прядями, - и очень собранный, художник, как известно, изо всех сил старался усовершенствовать позу и манеру поведения своего натурщика, создав множество подготовительных набросков в различных конфигурациях.
Жан Огюст Доминик Энгр, Портрет Луи Франсуа Бертена. 1832, холст, масло. 116 × 95 см, Лувр, Париж, Франция. В этом портрете присутствует беззаботный реализм, о чем свидетельствует неформальный уход и слегка агрессивная поза натурщика. Несколько грубоватый на вид пожилой мужчина, месье Бертен сидит, сгорбившись, в кресле красного дерева, немного неприлично расставив ноги; вопреки протоколам официальной портретной живописи, его пиджак помят, а жилет натянут, чтобы вместить его объемистый торс. Здесь мало идеализации, скорее сильное чувство характера; Энгр, кажется, снова опирается на пример Рафаэля, вспоминая ренессансный портрет Балдессаре Кастильоне. Действительно, несмотря на свою неформальность, портрет месье Бертена работы Энгра совсем не небрежен; тщательно прорисованный - можно практически сосчитать пряди седых волос, падающие взъерошенными прядями, - и очень собранный, художник, как известно, изо всех сил старался усовершенствовать позу и манеру поведения своего натурщика, создав множество подготовительных набросков в различных конфигурациях.

В 1832 году Энгр создал "Портрет месье Бертена", живописную похвалу упорству недавно получившего власть среднего класса. Мастерское исполнение, наряду с завораживающим реализмом портрета, принесло ему популярность и высокие оценки критиков на Салоне 1833 года.

Энгр был профессором Школы изящных искусств с 1829 года; в декабре 1833 года он был избран президентом этого учебного заведения. Однако к этому времени художника начали обвинять в попытке навязать свой личный стиль всей французской школе живописи. Подобные обвинения доминировали в критическом дискурсе в 1834 году, когда Энгр выставил в салоне "Мученичество Сен-Симфориена".

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Мученичество святого Симфориана", 1834, 407 x 339
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Мученичество святого Симфориана", 1834, 407 x 339

По слухам, это монументальное религиозное полотно, считавшееся его окончательным шедевром, подверглось яростным нападкам со стороны левых политических и культурных критиков, в то время как союзники Энгра не менее яростно защищали его. Глубоко уязвленный отсутствием всеобщего одобрения, известный своей сверхчувствительностью художник объявил, что больше никогда не намерен выставляться в Салоне. Он ходатайствовал о должности директора Академии Франции в Риме и получил ее, а в декабре 1834 года отправился в Италию.

Во время пребывания Энгра на посту директора Французской академии преобладали административные и преподавательские обязанности.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Богородица перед чашей с причастием, в окружении святых Николая и Александра Невского", 1841, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Богородица перед чашей с причастием, в окружении святых Николая и Александра Невского", 1841, Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Одалиска и рабыня", 1839
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Одалиска и рабыня", 1839

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Болезнь Антиоха
или Антиоха и Стратоника", 1840. Изображенная классическая сцена взята из "Жизни Деметрия" Плутарха, в которой Антиох влюбляется в свою мачеху Стратонику. Конечно, он не может справиться со своими чувствами и из-за этого заболевает. Когда доктор выясняет это, он рассказывает отцу мальчика, который позволяет своей жене быть с сыном. Популярный в то время сюжет, Энгр создал несколько других версий, включая эскиз, находящийся в Художественном музее Кливленда.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Болезнь Антиоха или Антиоха и Стратоника", 1840. Изображенная классическая сцена взята из "Жизни Деметрия" Плутарха, в которой Антиох влюбляется в свою мачеху Стратонику. Конечно, он не может справиться со своими чувствами и из-за этого заболевает. Когда доктор выясняет это, он рассказывает отцу мальчика, который позволяет своей жене быть с сыном. Популярный в то время сюжет, Энгр создал несколько других версий, включая эскиз, находящийся в Художественном музее Кливленда.

За время своего шестилетнего пребывания там он завершил только три крупных полотна: "Богородица перед чашей" (1841), "Одалиска с рабыней" (1840) и "Антиох и Стратоника" (1840). Выставка последней картины вновь переломила ход критики в пользу Энгра. Воодушевленный этим успехом, в 1841 году Энгр с триумфом вернулся в Париж, где обедал с королем и был публично чествован на банкете, на котором присутствовали более 400 политических и культурных деятелей.

Жан-Огюст-Доминик Энгр,  Портрет мадам Эдмон Каве, 1844,	40,6 x 32,7, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)
Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет мадам Эдмон Каве, 1844, 40,6 x 32,7, Метрополитен-музей (Нью-Йорк, США)

К 1840-м годам Энгр окончательно закрепил за собой статус величайшего из ныне живущих художников Франции. Любимец орлеанистской элиты, он продолжал демонстрировать свои работы на серии эксклюзивных, полупубличных выставок.

Однако ирония заключается в том, что учитывая притязания на роль исторического живописца, основные заказы Энгра в последние годы его жизни по-прежнему были связаны с жанром портретной живописи. К середине 1840-х годов он был самым востребованным светским портретистом в Париже. Энгр был особенно искусен в том, чтобы запечатлеть грацию и великолепие женской элиты.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет графини д’Оссонвиль, 1845, Коллекция Фрика (Нью-Йорк, США)
Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет графини д’Оссонвиль, 1845, Коллекция Фрика (Нью-Йорк, США)

Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет баронессы де Ротшильд, 1848, 141,9 x 101, частная коллекция
Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет баронессы де Ротшильд, 1848, 141,9 x 101, частная коллекция

Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Принцесса де Бролье", 1853. Принцесса де Бролье славилась красотой и замкнутостью, которые художнику в полной мере удалось отобразить на своем полотне. Энгр великолепно передал изысканность атласа и кружев на платье модели, роскошь ее украшений и вышитого шарфа, а также богатство шелковой дамастной обивки.
Жан-Огюст-Доминик Энгр, "Принцесса де Бролье", 1853. Принцесса де Бролье славилась красотой и замкнутостью, которые художнику в полной мере удалось отобразить на своем полотне. Энгр великолепно передал изысканность атласа и кружев на платье модели, роскошь ее украшений и вышитого шарфа, а также богатство шелковой дамастной обивки.

Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет мадам Инес Муатессье, 1851
Жан-Огюст-Доминик Энгр, Портрет мадам Инес Муатессье, 1851

Среди его наиболее известных натурщиц были графиня д'Оссонвиль (1845), баронесса де Ротшильд (1848), принцесса де Бройль (1853) и мадам Инес Муатессье, известная красавица, которую он написал дважды (1851 и 1856 соответственно).

После более чем двух десятилетий бойкота Салона Энгра уговорили вновь принять участие в официальной публичной выставке по случаю Всемирной выставки 1855 года в Париже. Реакция критиков на 69 работ, которые он там выставил, была предсказуемо неоднозначной: консервативные рецензенты приветствовали его как последнего великого представителя великой традиции, в то время как более прогрессивные критики осудили его стиль как не имеющий отношения к современности и современным достижениям в живописи. Правительство смягчило художника (который, как всегда, чувствовал себя ущемленным критиками), присвоив ему звание великого офицера ордена Почетного легиона; он был первым литературным или художественным деятелем, получившим это высокое звание. В 1862 году Энгр также стал одним из первых профессиональных художников, назначенных в Сенат.

Наиболее заметными работами Энгра, написанными в конце его карьеры, были женские обнаженные натуры.

Жан Огюст Доминик Энгр
Венера Анадиомена. 1848
Холст, масло. 163 × 92 см
Музей Конде, Шантийи
Жан Огюст Доминик Энгр Венера Анадиомена. 1848 Холст, масло. 163 × 92 см Музей Конде, Шантийи

Жан Огюст Доминик Энгр, "Источник". 1820—1856. Холст, масло. 163 × 81 см. Музей Орсе, Париж
Жан Огюст Доминик Энгр, "Источник". 1820—1856. Холст, масло. 163 × 81 см. Музей Орсе, Париж

В 1856 году он завершил "Источник", изображение девушки, ставшее одним из его самых знаменитых полотен. В значительной степени лишенная анатомических искажений, которые характеризовали его более противоречивые обнаженные натуры, эта картина удовлетворила популярный вкус к легко потребляемой эротике.

Жан Огюст Доминик Энгр, "Турецкие бани". 1862. Холст на дереве, масло. 110 × 110 см Лувр, Париж. Наполненная эротикой турецкая баня - это сцена вуайеризма во всех смыслах. Любуясь этой круговой сценой, зрителю может показаться, что он смотрит в какой-то глазок, поскольку женщины занимаются своими делами, не осознавая, что за ними наблюдают. Расслабляясь в интерьере, оформленном в восточном стиле, обнаженные женщины принимают участие в различных мероприятиях - от общения друг с другом до засыпания под музыку. Картина, на которой Энгр мог экспериментировать с женскими формами в самых разных позах, это была также работа, которая объединила его любовь к Востоку и обнаженной натуре в одной захватывающей сцене.
Жан Огюст Доминик Энгр, "Турецкие бани". 1862. Холст на дереве, масло. 110 × 110 см Лувр, Париж. Наполненная эротикой турецкая баня - это сцена вуайеризма во всех смыслах. Любуясь этой круговой сценой, зрителю может показаться, что он смотрит в какой-то глазок, поскольку женщины занимаются своими делами, не осознавая, что за ними наблюдают. Расслабляясь в интерьере, оформленном в восточном стиле, обнаженные женщины принимают участие в различных мероприятиях - от общения друг с другом до засыпания под музыку. Картина, на которой Энгр мог экспериментировать с женскими формами в самых разных позах, это была также работа, которая объединила его любовь к Востоку и обнаженной натуре в одной захватывающей сцене.

Многофигурная турецкая баня (1863), кульминационное достижение Энгра в жанре женской обнаженной натуры, не могла быть более необычной. Эта картина, содержащая отсылки к ряду предыдущих обнаженных работ художника, предлагает настоящий перечень искажений, которым он подвергал женское тело на протяжении многих лет. В то время как такое преднамеренное изменение женской анатомии традиционно объяснялось как часть стремления художника к идеальной красоте, ученые—феминистки совсем недавно указали на турецкую баню и связанные с ней картины как на свидетельство того, в какой степени искусство Энгра — а позже и модернистское искусство в целом - было основано на почти садистском искажении женского тела.

Жан-Огюст-Доминик Энгр. Автопортрет в возрасте 78 лет, 1858, 62 x 51, Уффици (Флоренция, Италия)
Жан-Огюст-Доминик Энгр. Автопортрет в возрасте 78 лет, 1858, 62 x 51, Уффици (Флоренция, Италия)

Когда Энгр умер, он завещал содержимое своей студии Монтобану, своему родному городу. В дополнение к примерно 4000 рисункам (этюдам, наброскам и рабочим чертежам, сделанным за всю жизнь), это завещание включало несколько его собственных картин, работы из его частной коллекции и его справочную библиотеку. Все это сейчас хранится в музее Энгра в Монтобане.

Смерть Энгра ознаменовала символический конец традиции монументальной исторической живописи во Франции. К середине 1860-х годов современная жизнь, изображенная в работах художников-реалистов, узурпировала подвиги древних в качестве доминирующей тематики современной живописи. Несмотря на то, что Энгр был окружен группой фанатичных приверженцев, он не оставил после себя учеников, которые поддержали бы его все более устаревающее художественное видение.

В то время как несколько художников конца 19—го века - в первую очередь Эдгар Дега и Пьер—Огюст Ренуар - черпали вдохновение непосредственно из примера Энгра, только в первые годы 20-го века он был признан одной из главных фигур раннего современного искусства. Линейный лиризм, а также пространственная и анатомическая авантюрность его работ были пробными камнями для гигантов авангарда начала 20-го века, таких как Пабло Пикассо и Анри Матисс. Популярность крупных выставок работ и продолжающееся научное увлечение творчеством Энгра продолжают укреплять его репутацию одного из величайших и наиболее неотразимых мастеров 19-го века.

Источники:

1. Britannica

https://www.britannica.com/biography/

2. The Art Story

https://www.theartstory.org ›

3. The Metropolitan Museum of Art

https://www.metmuseum.org ›

Фотографии картин: https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD_%D0%96%D0%B0%D0%BD%D0%B0_%D0%9E%D0%B3%D1%8E%D1%81%D1%82%D0%B0_%D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%AD%D0%BD%D0%B3%D1%80%D0%B0

🎨 Если статья была вам интересна, то прошу поставить лайк или написать комментарий. Мне хотелось бы узнать ваше мнение.