Всю жизнь я, конечно, слышала, что в сказках содержится мудрость веков и ответы на вечные вопросы. Я в это верила, но глубоко тему не изучала.
А тут недавно читала сыну "Буратино" Алексея Толстого и была удивлена, насколько эта сказка наполнена архетипическими сюжетами!
Несомненно, это вечный сюжет о путешествии героя.
Но еще я увидела здесь процесс индивидуации личности по К.Г. Юнгу, как на этом рисунке:
Согласно этой схеме, индивидуация личности происходит по оси Эго-Самость. Человек взрослеет и развивает свое эго, образующее сознательную часть психики. Которое, как мы знаем, только вершина айсберга. И рано или поздно, человек сталкивается с проявлениями своей тени, которая лежит в самом верхнем «слое» личного бессознательного. И пока серьезная и неприятная работа с тенью (сродни подвигу!) не будет проведена, и тень не будет выведена в сознание, человек не сможет полноценно взаимодействовать с более глубокими фигурами бессознательного – анимой/анимусом, а тем более самостью. Процесс индивидуации будет нарушен.
А Буратино как раз этот процесс индивидуации прошел успешно.
Когда папа Карло создал из куска дерева Буратино, его появление на свет было рождением личности, обладающей эго, ведь Буратино обладал сознанием, все более и более развивающимся по мере повествования.
Когда Буратино понял, что он голоден, и в поисках еды обнаружил дверь за куском старого холста, на него тут же напала злая крыса - явно символизирующая теневой персонаж, не пускающий мальчика к своей самости, которая и содержится за потайной дверью. Путь не пройден, золотой ключик не найден и доступ пока закрыт. Буратино наткнулся на тень, а анима/анимус и самость недоступны.
Далее Буратино очень плотно знакомится с теневым миром в стране Дураков, путешествуя с лисой Алисой и котом Базилио, которые обманывают его, используют, пугают и даже доводят до полусмерти. И после мытарств, обманов и потерь, когда все тени опознаны, и на их удочку он больше не попадется, Буратино объединяется с Пьеро и Мальвиной - анимой и анимусом, с которыми уже не расстается до конца книги.
Причем после трудных блужданий по стране Дураков Буратино получает в подарок золотой ключик от мудрой черепахи Тортилы. Прямо перед выходом из мира теней он нашел жемчужину, ведь это, как ни крути, тоже мир Бессознательного. Далее Буратино становится все сильнее и сильнее, вместе с Пьеро, Мальвиной и Папой Карло побеждает тени и главное зло в лице Карабаса Барабаса, узнает тайну золотого ключика и открывает заветную дверь к самости, обретая свое место в мире, и находя истинное счастье.
«- Ну а ты, ну а ты, Буратино? – спрашивали все. – Кем хочешь быть при театре?
- Чудаки, в комедии я буду играть самого себя и прославлюсь на весь свет!» - дословно, герой обрел самого себя.
А вот насколько эта история индивидуации (связь с личным бессознательным) связана с архетипами коллективного бессознательного, попробую написать в следующем посте.